Газета Спорт-Экспресс № 101 (3779) от 7 мая 2005 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

8 мая 2005

8 мая 2005 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Последний допинговый инцидент на чемпионатах мира по хоккею произошел в 1998 году. Если для президента ИИХФ Рене Фазеля это был повод для гордости, то теперь его нет: уже в первом раунде ЧМ-2005 два хоккеиста попались на анаболическом препарате нандролон.

И тот факт, что оба - белорус Тимофей Филин и украинец Александр Победоносцев - являются представителями стран постсоветского пространства, отнюдь не случаен.

ПОДСТАВИЛИ?

Слава МАЛАМУД

Недомолвки и недоговорки, как правило, имеют своей целью не скрыть передаваемую информацию, а разгласить ее в корректной форме. Так, например, когда в четверг в "Штадтхалле" было объявлено об очередной пресс-конференции с участием шефа медицинской службы ИИХФ, спортивному журналисту отнюдь не нужно было быть Шерлоком Холмсом, чтобы набрать номер редакции и попросить приготовить место для заметки о еще одном допинг-скандале. Всего через 24 часа после того, как попался Филин, и через несколько минут после того, как эксклюзивное интервью с ним было передано в пятничный номер "СЭ".

А когда пять минут спустя один из официальных представителей, отказавшись поначалу сообщить подробности грядущего объявления, корректно намекнул, что новым "героем" является "игрок из восточного блока", и вовсе грех было не догадаться, что речь идет отнюдь не о чехе или словаке. Немного дедукции и еще две минуты разнюхивания позволили вычислить и точные координаты "химика" - Украина.

Конечно же, эти два скандала в первую очередь - головная боль наших соседей, в основном белорусов (Победоносцев провел минувший сезон в могилевском клубе "Химволокно"). Но это не значит, что нас они никак не касаются. Россия ведь - не просто страна "восточного блока": мы этот самый блок породили и вдохновили "на труд и на подвиги".

Ведь все то, что произошло в случаях с Филиным и Победоносцевым, могло произойти и у нас. Филина подговорили принять нандролон знакомые "качки", и он спокойно отыграл весь сезон, включая матчи за молодежную сборную, с лошадиной дозой анаболика в крови. Тот факт, что парень за несколько месяцев "раздулся" на 10 килограммов, никого не обеспокоил. Судя по содержанию того же препарата в организме Победоносцева, были предприняты не вполне удачные попытки "маскировки" допинга. А значит, есть все основания подозревать наличие в белорусском клубном хоккее системы. Строгий допинг-контроль во внутреннем чемпионате мог бы предотвратить оба скандала, но белорусы, видимо, контролируют допинг столь же эффективно, сколь его же и маскируют.

В российском хоккее, как и в белорусском, допинг-контроль есть. Но есть и еще одно сходство с соседями: о том, насколько строги антидопинговые правила и как эффективно они применяются, не ведает никто. Кто знает, когда эта неопределенность аукнется и нам?

В НХЛ, например, никакого допинг-контроля не было испокон веков. В "список запрещенных препаратов" там входят разве что водка и героин. И те - не всегда и не везде. Тем не менее руководство НХЛ предпринимает попытки ввести жесткую антидопинговую политику. Причем при непосредственном участии власти. Конгрессмены и лично президент США официально потребовали у НХЛ отчета об антидопинговой деятельности и планы "чистки" своих рядов. Все это - несмотря на то, что в международном хоккее никаких американо-канадских фармакологических скандалов пока не было. Американцам для решительных действий с лихвой хватило допинговой катастрофы в легкой атлетике.

В российской "истории болезни" уже фигурируют и та же легкая атлетика, и лыжи, и футбол. При отсутствии внятной и гласной антидопинговой политики в ФХР для нашего хоккея это вопрос не "если", а "когда".

Автором еще одной многозначительной недоговорки стал Тимофей Филин в его вчерашнем интервью "СЭ". На вопрос, как так могло случиться, что белорусская лаборатория не обнаружила в его организме дозу нандролона, превышающую норму в 250 раз, хоккеист предположил, что кто-то захотел кого-то "подставить". Конечно же, речь не о самом 20-летнем форварде, вряд ли успевшем перейти кому-либо дорогу. Близкие к белорусскому хоккею люди предполагают, что истинной мишенью мог являться главный тренер сборной Глен Хэнлон, занявший место, на которое рассчитывал кто-то другой.

Еще одна ситуация, которую трудно представить себе в странах "невосточного блока". Даже чувство патриотизма и любовь к российскому хоккею не позволят отрицать, что грязное закулисье - феномен, нам отлично знакомый. В конце концов советский хоккей - это не только комбинационная игра, скорости и виртуозная перепасовка. Это еще и живая до сих пор система, и выращенные в ней люди с одинаковым для всех нас менталитетом.

И нам наверняка не грех услышать те тревожные звонки, которые звучат сейчас в Австрии. Раз уж мы вполне оправданно разделяем гордость за успехи на этом ЧМ команд бывшего СССР, то неплохо бы разделить и беспокойство по поводу их проблем.

Святослав КИСЕЛЕВ,глава делегации Белоруссии, член исполкома ФХБ:

- После чемпионата мира у нас будет исполком федерации и мы предложим изменения к допинговой политике первенства страны.

-А она существует?

- Скажу так: мы считаем, что целесообразно поставить этот вопрос. И врач сборной меня полностью поддерживает.

-Как вы думаете, насколько массовое это явление в клубах?

- Я - человек в хоккее новый, не знаком с врачами многих команд, поэтому ответить затрудняюсь. Мы пока не обращали на проблемы допинга пристального внимания. Думаю, следует обратить.

-Тимофей Филин считает, что минская лаборатория, давшая ему добро перед ЧМ, могла его "подставить" в угоду чьим-то интересам.

- Мы должны расследовать данную ситуацию. Проба В минского анализа до сих пор хранится в лаборатории, и мы постараемся проверить ее в независимых инстанциях за пределами Белоруссии. Надеемся, ее еще не успели уничтожить или подменить. Однако, полагаю, дело здесь не в "подставах", а в ошибке или некомпетенции. Лично я пока даже не знаю название этой лаборатории.

-Можете прокомментировать ситуацию с Победоносцевым, игроком могилевского "Химволокна"?

- Это - проблемы сборной Украины, о которых мне ничего не известно. Уверен, массового использования допинга в чемпионате нашей страны нет.

Владимир КОПАТЬ,защитник сборной Белоруссии и минской "Юности":

- Вся история с Тимофеем - очень и очень темная. Мы ничего не знали о том, что он принимает допинг. Нам он сказал, что не принимал никаких запрещенных препаратов, а вам вот признался во всем. Не исключаю того, что результаты анализа в Минске могли скрыть или исказить намеренно. Два скандала с игроками белорусского чемпионата могут бросить тень на весь наш хоккей. Мы вчера с ребятами обсуждали эту тему, и нас беспокоит, что в мире сейчас станут думать, будто в Белоруссии все сплошь и рядом принимают запрещенные препараты. Надеюсь, это просто неудачное стечение обстоятельств.

-Как вы думаете, есть ли в чемпионате Белоруссии клубы, осознанно снабжающие хоккеистов допингом?

- Про другие клубы не скажу, но в "Юности" подобное не приветствуется. Мы все прекрасно знаем, что этим можно не только поставить крест на своей карьере, но и погубить собственное здоровье.

-Не считаете, что допинг-контроль в Белоруссии требует ужесточения?

- Он у нас существует, но, видимо, действительно нужно ввести какие-то дополнительные меры. Если бы ФХБ поинтересовалась моим мнением, я бы точно посоветовал "закрутить гайки".

Вена