Газета Спорт-Экспресс № 71 (3749) от 1 апреля 2005 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

1 апреля 2005

1 апреля 2005 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2006. Отборочный турнир

Группа 3

ЭСТОНИЯ - РОССИЯ - 1:1

ОНО, КОНЕЧНО, ЛУЧШЕ ПОМУЧИТЬСЯ

Юрий ИВАНОВ

Поставленный людьми Абдуллы перед выбором - умереть мгновенно или помучиться - красноармеец Сухов из "Белого солнца пустыни" остановился, если вы помните, на последнем варианте. Судя по всему, и сборная наша решила последовать примеру легендарного опекуна "свободных женщин Востока" - не расставаться с надеждами на поездку в Германию разом, а растянуть "удовольствие" еще на какое-то время.

Не готов сказать, разделяют ли настроение главной команды страны многочисленные ее почитатели. Но, по мне, целесообразнее было бы "оборвать цепь сердечных мук", не особо затягивая процесс. В чем почти окончательно убедили два противоположных по сценарию, но одинаково удручивших матча, сыгранных сборной за пять мартовских дней. Причем даже не сама игра натолкнула на грустные мысли. Лишенные всякой логики тренерские решения - вот что заставило поверить в отсутствие у ярцевской дружины сколь-либо обнадеживающих перспектив.

Взять хотя бы лихтенштейнское противостояние. Играли наши, хотя и на выезде, с очень посредственным соперником. Поиск счастья в атаке напрашивался, как и забивание "быстрых" голов, после чего можно было бы преспокойно заняться кадровыми экспериментами, до которых наш главный весьма охоч. Но наступательный процесс требовал участия практически всех футболистов. А что увидели мы? Четырех защитников, весь матч карауливших на своей половине поля одного форварда хозяев.

Безусловно, братья Березуцкие надежной игрой за ЦСКА вызов в сборную заслужили. Но в матче с "карликами" требовались защитники абсолютно иной стилевой направленности - быстрые, техничные, умеющие грамотно распоряжаться мячом в концовках. Армейцы же этими качествами, прямо скажем, не блещут. Оба способны принести ощутимую пользу во время розыгрыша "стандартов" у чужих ворот. А вот постоянная, давящая на оборону работа на краях одному из близнецов не удалась. Второй же и вовсе был определен тренером на непривычную позицию центрального. Вот и занимались Березуцкие с коллегами поперечной раскаткой на своей половине газона, приносящей пользу в контратакующей игре, но категорически противопоказанной наступательной. Любящий "почелночить" Анюков для последней - гораздо более подходящая кандидатура. Однако самарец в состав не попал и, по моим сведениям, отнюдь не по причине весенней аллергии.

Схожие претензии в плане поддержки атаки можно адресовать и Евсееву. А вот хавы заслужили упреки иного рода. Слишком уж академично, если не высокомерно, действовала средняя линия россиян. В каждом ее маневре чувствовался изначальный настрой сыграть без особых затрат - на классе. Как результат - нервозность и суета, возраставшие по мере приближения финального свистка. Причем сначала их порождали тщетные попытки забить гол, а под занавес матча - дамоклов меч возможной второй результативной атаки лихтенштейнцев.

Ее, к величайшему счастью, не случилось. Эстонцам же в минувшую среду удалось ответить на великолепный гол Аршавина пусть корявеньким, но точным ударом Терехова "с носка", поставившим сборную России в совсем уж незавидное турнирное положение. И это при том, что в Таллине наша команда весь первый тайм непрерывно, большими силами наступала. Что помешало ей сделать "быстрый" результат на этот раз? Прежде всего отсутствие концентрации в завершающей стадии атак. Моменты наши соотечественники создавали один за другим, но время шло, а единица на табло упорно не желала сгибаться в вожделенную двойку.

Видно было, что и на второй тайм россияне вышли с твердым настроем хозяев дожать. Встретить какое-либо внятное сопротивление никто из них наверняка не рассчитывал, но после ответного гола эстонцы преобразились, и гостей, как в Лихтенштейне, залихорадило. Причем в первую очередь руководство, что выразилось в труднообъяснимых заменах, если и повлиявших на ход поединка, то исключительно негативно.

На скамейку, к примеру, сел Хохлов - пожалуй, единственный из хавов, который был способен в столь критический момент со свойственными ему рассудительностью и спокойствием подыграть увязавшим в обороне эстонцев нападающим. Сменивший его Колодин на это по определению не способен. Чуть позже к железнодорожнику присоединился Жирков, наиболее активный и острый в команде. Да и Аршавина можно было бы придержать на поле: Сычев, хотя и вышел свежим, с Кержаковым неважно сочетался.

Легко допустить, что на каждый из возникших вопросов у Георгия Ярцева найдется вразумительный ответ. Заявил же наставник на послематчевой пресс-конференции, что "никакого провала нет, хотя и можно говорить о невыполнении задачи". Вот и подумал: может, впрямь не следует торопиться с выводами? Ведь тот же красноармеец Сухов, вы помните, своим охотным согласием на кончину в мучениях лишь расслабил, отвлек басмачей. Что произошло после этого, напоминать, думаю, излишне.