Газета Спорт-Экспресс № 65 (3743) от 25 марта 2005 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
КАК ДЕЛА? |
Вячеслав АМБАРЦУМЯН
Родился 22 июня 1940 года в Москве. Полузащитник. Выступал за "Спартак" Москва (1959, 1963 - 1971), ЦСКА (1960 - 1962), "Торпедо" Кутаиси (1972). В чемпионатах СССР провел 239 матчей, забил 42 гола. Второй призер чемпионатов СССР 1963 и 1968 годов, обладатель Кубка СССР 1963 и 1965 годов. Дважды входил в "Список 33-х". За сборную СССР провел 2 матча. Был начальником команды "Пахтакор", тренером ФШМ.
- Уже несколько месяцев на пенсии. С Нового года оставил должность тренера в спортивной школе "Митино", где работал последние три года. Надоело маяться: внимания детскому футболу ни местная управа, ни другие учреждения не уделяют. Футбол теперь смотрю в основном по телевизору да со спартаковскими ветеранами общаюсь.
-Вы ведь большую часть тренерской карьеры посвятили детям?
- Точно. Закончил играть в 1972 году, а в следующем уже вовсю трудился в ФШМ с пацанами 63-го года рождения. Под моим началом занимались Сергей Никитин, Юрий Перескоков... Пару раз мы выигрывали первенство Москвы среди спортшкол. Потом меня позвали на должность старшего тренера юношеских сборных России по Москве, где я тренировал, например, Сергея Родионова и Александра Дозморова.
-Потом, кажется, вы в "Пахтакоре" оказались.
- Позвали меня на должность тренера по воспитательной работе. Чем мог помогал главному тренеру Николаю Кочеткову У него, правда, отношения с высшим руководством как-то сразу не сложились, и, хотя команда играла неплохо, наставника не жаловали. И стоило ему ненадолго заболеть, как начальники позвали на его место Базилевича. Мне, само собой, тоже пришлось уходить. Но, как потом оказалось, к счастью: через полмесяца "Пахтакор" разбился в автокатастрофе. Уберег меня Бог.
-А ВШТ вы заканчивали?
- В 1981 году. Но вновь позвали в ФШМ, директор которого давно меня обхаживал, и я согласился. Там ведь такие люди тогда работали: Севидов, Блинков-младший... Но со временем жить становилось все тяжелее: финансовое положение школы оставляло желать лучшего. И я ушел в команду ветеранов "Россия", которую организовал Вячеслав Чернозубов. Ездили по всему Союзу, в футбол, как в старые времена, играли.
-Будучи игроком вы дважды завоевали серебряные медали, а вот до золота так и не добрались. Почему?
- В 63-м и 68-м, наверное, не повезло всему "Спартаку". А вот в 69-м - уже мне одному. Красно-белые наконец-то стали чемпионами, но я из-за травмы сыграл лишь около десятка матчей. А тогда, по правилам, нужно было выйти на поле как минимум в половине встреч. Но и золотые медали у меня есть. Например, за первое место на турнире в Болонье в 66-м, где мы в финале со счетом 2:0 обыграли хозяев, а помимо них опередили испанский "Атлетико" и румынскую "Стяуа".
-Расскажите вкратце об истории вашей семьи.
- Мой отец, Миран, родился и провел детство в Турции. Однако после резни 1915 года они с братом, чудом оставшись в живых, стали сиротами. Перебрались в Батуми, где выучились на сапожников. Потом отец познакомился с матерью, которая жила в станице Усть-Лабинская Краснодарского края. Там у моего деда была собственная пекарня. Вот оттуда они всем армянским "табором" переехали в Москву, где папа вновь стал сапожничать. Через какое-то время дали 15-метровую комнату на Новинском бульваре, где мы жили вчетвером. Вот оттуда мы с братом и стали бегать на стадион "Метрострой", где летом играли в футбол, а зимой - в хоккей с мячом. Брат мой ведь тоже след в большом спорте оставил: играл за "Динамо", потом в Алма-Ате, где, кстати, тогда трудился Николай Петрович Старостин.
-А вы в ФШМ как оказались?
- "Метрострой" играл с ними товарищеский матч. Мы горели - 0:1, заработали право на пенальти, который я реализовал. Приглянулся тренеру ФШМ Виктору Лахонину. Он меня, 14-летнего дворового игрока, и привел в организованный футбол. Команда 40-го года рождения была очень сильной: в последующие три года мы в своем возрасте выиграли все возможные турниры. После этого меня и пригласили в "Спартак".
Сергей ДЕРЯБКИН