Газета Спорт-Экспресс № 56 (3734) от 15 марта 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
БАСКЕТБОЛ |
НБА. Регулярный чемпионат |
Яковос ЦАКАЛИДИС: "МОЙ ГЛАВНЫЙ ЯЗЫК - РУССКИЙ,
ЖЕНА - РУССКАЯ, ВЫРОС В ЯРОСЛАВЛЕ, ПЕРВАЯ ФАМИЛИЯ - ЛЕДКОВ"
Яковосом, Цакалидисом, греком, центровым и вообще баскетболистом он стал приблизительно в одно время - 17 лет от роду. А до этого не был ни тем, ни другим, ни третьим, ни четвертым, ни пятым. Вообще этот парень - сплошная загадка. Известно, что родился на территории бывшего СССР. Но где именно? Американские справочники, именующие Цакалидиса греком грузинского происхождения, указывают на город Рустави. В российском интернете упоминаются Москва, Ставрополье и даже деревня Тимино где-то в Поволжье. С именем тоже не все ясно. Для греков он Яковос. Для американцев - Джейк. А для нас? Один источник называет его Яковом Соколовым (видимо, сочтя этот вариант ближайшей русской производной от "Цакалидис"), другой - грузином Цакалиди, третий - Цакаловым. А большинство сходятся на имени и фамилии, которые с нынешними никак не сочетаются, но куда больше подходят голубоглазому блондину, прекрасно говорящему по-русски: Алексей Ледков.
Вот вам и "грек грузинского происхождения"! Волей-неволей пришлось обратиться за разъяснениями к самому "человеку-загадке".
Слава МАЛАМУД |
из Вашингтона |
ОН ЖЕ ЯКОВ, ОН ЖЕ ДЖЕЙК, ОН ЖЕ АЛЕКСЕЙ
Цакалидис, перебравшийся из Греции в НБА четыре года назад и быстро заявивший о себе в составе "Финикс Санс", сейчас переживает не лучший период своей карьеры в глубоком запасе "Мемфис Гризлиз". 18 минут и 10 очков в матче с "Вашингтоном", перед которым состоялся наш разговор, - это очень много по меркам нынешнего сезона для 25-летнего центрового сборной Греции. Забивал Цакалидис в основном сверху, что весьма естественно для человека ростом 218 см. Однако матч был "Мемфисом" безнадежно проигран, и в последующих встречах Цакалидис вновь появлялся на площадке лишь эпизодически.
На интервью он согласился охотно. И сразу предугадал основную тему разговора.
- Ну что, хотите узнать мою историю?
-В точку попали. Поэтому, если не возражаете, начнем с анкетных данных. Как вас звали в детстве? Алексей Ледков?
- Да. Ледков - фамилия моего отца, а Цакалидис - матери. Ее я взял, когда переехал в Грецию.
-А почему стали Яковосом?
- Просто решил сменить и фамилию, и имя на греческие. Посоветовался с родителями и выбрал.
-А как вас зовут родители и жена? Неужели Джейком?
- Яковом. На русский манер.
-Какой язык для вас основной?
- Лучше всего знаю русский. Второй - греческий, третий - английский.
-Перейдем к месту рождения. Вы из Москвы, Ярославля или из Грузии?
- Родился я в Рустави. Но из Грузии уехал еще маленьким. Потом мы совсем недолго жили в Москве, откуда перебрались в Ярославль. Себя я считаю именно ярославским. В этом городе я вырос и до сих пор живу там в межсезонье.
-А спортом где начали заниматься?
- Тоже в Ярославле. Плаванием. Баскетболом я увлекся всерьез только в 17 лет, уже в Греции. Меня почти случайно заметили и взяли в афинский АЕК.
-То есть до 17 вы не играли в баскетбол совсем?!
- Разве что с друзьями после уроков.
-А перспективы в плавании были?
- Да, и неплохие. Но чтобы их реализовать, нужно было уезжать из Ярославля, желательно в Москву. А я тогда этого не понимал.
-Какой плавательной дисциплине отдавали предпочтение и каких успехов достигли?
- Вольный стиль, пятьдесят метров. Достижения - только на областном уровне. Ездить на более крупные соревнования у меня не было возможности.
СВАДЬБА НА БАСКЕТБОЛЬНОЙ АРЕНЕ
-Почему решили переехать в Грецию?
- У меня было два варианта: поехать учиться в США или легально эмигрировать в Грецию. Америка немного пугала - далековато для первой "вылазки" за границу. К тому же у переезда на постоянное место жительства есть определенные преимущества.
-Гражданином каких стран вы сейчас являетесь?
- Греции и Грузии. Плюс вид на жительство в США. Российского паспорта у меня нет. Зато он есть у жены. Она тоже русская.
-Правда, что вы поженились прямо на баскетбольном стадионе America West Arena в Финиксе?
- Эта идея принадлежала президенту клуба Джерри Коланджело. Сначала он даже хотел, чтобы нас обвенчали прямо на площадке, в перерыве матча. Но от такого варианта мы с женой были далеко не в восторге. Вокруг двадцать тысяч человек, на все про все 15 минут, после чего команды опять начнут играть в баскетбол - какая уж тут торжественность. Тогда Коланджело предложил провести церемонию на балконе его офиса. Получилось вполне душевно. Правда, потом мы все равно сыграли свадьбу в России. Как же без родителей?
-Они живут в Ярославле?
- Да. Вернулись туда из Греции. Обычно летом я бываю у них недолго. А вот в прошлом году провел в Ярославле больше времени - потому что не играл за сборную Греции на Олимпиаде.
-А почему вы не поехали на афинские Игры? Насколько мне известно, тренеры греческой сборной хотели видеть вас в команде.
- Я не хотел рисковать. По окончании сезона-03/04 стал свободным агентом, однако сразу новый контракт подписать не удалось. Ехать на Олимпиаду без контракта в НБА означало бы поставить под угрозу всю карьеру. Получи я в Афинах травму - кто бы меня потом пригласил? А у меня семья, маленький ребенок. Это большая ответственность.
В ГРЕЧЕСКОЙ АРМИИ НЕ СЛУЖИЛ, А ОТМЕЧАЛСЯ
-Знаю, что у вас были какие-то проблемы с греческой армией...
- Они давно разрешены. Я уехал в Америку, не успев пройти обязательной воинской службы в Греции. Но потом вернулся и отслужил положенные шесть месяцев. Хотя это была не служба, а одно название. Я приходил, отмечался и не делал ничего особенного. Зато теперь чист перед законом.
-Вы вообще уезжали в НБА из греческого клуба АЕК с достаточно громким скандалом. С тех пор в Греции пристально следят за вашей карьерой в США?
- Честно говоря, не знаю, что обо мне там пишут сейчас - после того как я не поехал на Олимпиаду. В Греции очень любят критиковать. Сегодня ты герой, а завтра на тебя уже всех собак повесили. Теперь даже боюсь в интернет заглядывать.
-Трансляции с прошлогоднего чемпионата Европы по футболу смотрели?
- Конечно. Хотя, после пяти лет в Америке волей-неволей отдаляешься от футбола.
-И за кого болели?
- За греков. Честно говоря, не ожидал, что они на такое способны.
-А за европейским баскетболом следите?
- По мере возможности. У меня есть друзья в ЦСКА, которым я время от времени звоню. Достижения армейцев впечатляют. Клуб очень профессионально подошел к этому сезону - купил всех лучших игроков. Я очень рад за ЦСКА. Давно такого не было, чтобы российский клуб был безоговорочно лучшим в Европе.
-Могла бы лучшая команда Европы достойно выступать в НБА?
- Думаю, нет. Во всяком случае, на место в плей-офф она претендовать не смогла бы. Здесь баскетбол все-таки другой. Намного быстрее, атлетичнее. Хотя если брать индивидуальное мастерство игроков, то разрыв сокращается. Не случайно в НБА сейчас стало намного больше европейцев. Они по-другому относятся к своей работе - потому что в Европе, если ты хочешь выйти на самый высший уровень, нужно очень много работать. Но в командном классе клубам НБА равных пока нет.
ИГРОКОМ "КЛИВЛЕНДА" БЫЛ ОДИН ДЕНЬ
-Три первых заокеанских сезона вы провели в "Финиксе". Причем один из них - 2001/02, судя по статистике, получился весьма неплохим.
- Да, начиналось все удачно. Спад наступил в третьем сезоне, когда я получил травму спины и сыграл только около 30 матчей. С этого началась плохая полоса.
-Она напрямую связана с переходом в "Мемфис"?
- Что верно, то верно. Одно время я просто рвался уйти из этой команды.
-В последнее межсезонье вы даже успели на один день стать игроком "Кливленда".
- С "Кавальерс" у меня давно сложились хорошие отношения. В свое время "Кливленд" даже хотел выбрать меня на драфте, но помешали проблемы с моим контрактом в Греции. В прошлом году они вновь сделали мне предложение. Я согласился. Но "Мемфис", поскольку я являлся ограниченно свободным агентом, имел право оставить меня в команде, предложив точно такую же сумму. Что он и сделал через 24 часа. Я, признаться, был уверен, что меня отпустят. Что ж, ничего не поделаешь.
-Похоже, вы до сих пор жалеете, что не попали в "Кливленд".
- Не вижу смысла скрывать это. Был бы рад выходить на замену вместо Жидрунаса Илгаускаса. Команда в Кливленде сейчас очень хорошая, тренер - тоже. Думаю, там дела у меня пошли бы лучше, чем здесь.
-Да и "Финикс", который вы в свое время покинули, сейчас ходит в лидерах чемпионата.
- Нынешний стиль "Санс" мне не очень-то подходит. Они играют в мобильный, скоростной баскетбол. А я - мощный центр. Мне больше подходит силовая манера.
-Отношения с руководством "Финикса" у вас, насколько я понимаю, были хорошими. Почему пришлось расстаться?
- С Коланджело мы действительно отлично ладили. Но хозяин клуба захотел его продать, а для этого надо было избавиться от некоторых контрактов с игроками. Вот "Санс" и обменял нас с Бу Аутло на трех баскетболистов "Мемфиса". Это бизнес. От игроков тут мало что зависит. Так я попал в "Гризлиз". И сейчас переживаю здесь не самый лучший период в карьере.
-Это связано не только с травмами?
- Просто так получилось. Травмы, другой тренер - все взаимосвязано. Когда ты не играешь почти целый год, то тренер, который тебя плохо знает, начинает смотреть на вещи по-иному. А время идет. Летом я все-таки постараюсь сменить команду. Силы-то есть, а играть не дают.
НА ДАЧЕ У КИРИЛЕНКО
-В какой клуб вам хотелось бы перейти?
- В любой, которому нужен настоящий центровой. Поеду куда угодно - лишь бы стабильно давали играть. В своих силах я уверен. Все-таки уже был основным пятым "номером" в "Финиксе". Хорошо бы найти "свой" клуб, помочь ему выйти в плей-офф... Сейчас многие команды осознали, что мощный центр им необходим. Даже в Восточной конференции, где в основном предпочитают быстрый баскетбол. Возможно, это связано с переходом в "Майами" Шакила О'Нила.
-Кстати об О'Ниле. В сезоне-01/02 в матче с "Лос-Анджелес Лейкерс" вы набрали против него 19 очков и сделали 10 подборов. Это ваша лучшая игра в НБА?
- Честно говоря, этот матч я уже не помню. "Толкаться" с Шакилом трудно - это все равно, что останавливать трактор. Нужно постоянно бороться за позицию, "выжимать" его потихоньку из-под щита на те участки площадки, откуда Шак не привык бросать. А если уступишь ему под кольцом хоть сантиметр - все. Его уже не остановишь.
-Какое впечатление произвел на вас город Мемфис?
- После Финикса? День и ночь! Финикс - пяти-шестимиллионный, красивый, постоянно застраивающийся. Правда, немного жарковато. Но Мемфис - это настоящая "деревня", в которой ничего толком не происходит. Разве что, если вам нравится музыка кантри или Элвис Пресли... Хотя вообще-то мне не стоит жаловаться. Все-таки в Мемфисе у меня родилась дочь. Да и не так уж часто я там бываю. Все больше в разъездах.
-Ярославль - тоже далеко не мегаполис...
- Это совсем другое дело. Там мои родные, много друзей. Я достаточно поколесил по миру, и возвращаться туда, где тебе рады, всегда приятно. Кстати, в Америке мы часто созваниваемся с Андреем Кириленко. Летом прошлого года я гостил на его подмосковной даче.
-Кириленко и Хряпа - эти две фамилии называются, когда заходит речь о российских игроках в НБА. А ведь вы тоже выросли в России...
- Так уж вышло. Можно, конечно, гадать, как все сложилось, если бы... Но изменить-то ничего уже нельзя - поздно. Все-таки баскетболистом я стал именно в Греции и играю за сборную этой страны.