Газета Спорт-Экспресс № 40 (3718) от 22 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА |
Ярослав РЫБАКОВ
ЦЕЛЬ - "КЛУБ 2,40"
Как уже сообщал "СЭ", 15 февраля в Стокгольме 24-летний прыгун в высоту Ярослав Рыбаков преодолел планку на высоте 2,38, установив новый рекорд России. Корреспондент "СЭ" встретилась с Рыбаковым в манеже ЦСКА, где он тренировался после возвращения из Швеции.
ХОЛЬМ СОРВАЛСЯ, БАБА СБЛЕФОВАЛ
-За последнее время вы последовательно прыгнули на 2,35, 2,37 и, наконец, на 2,38 - великолепная серия! Что сейчас ощущаете?
- Самое главное - пришла психологическая уверенность в себе.
-Взяв в Германии высоту 2,37, вы обыграли самого титулованного сегодня прыгуна Стефана Хольма. Причем это было его второе поражение от россиян - чуть раньше Хольма победил Дмитрик. Как олимпийский чемпион реагирует на это?
- Когда Хольм увидел, что я взял 2,37 с первой попытки, он пропустил эту высоту и перенес прыжок на 2,39. Попытка ему не удалась - он просто пробежал, даже не оттолкнувшись. С досады Стефан сорвал с себя майку, начал ее топтать - явный нервный срыв. Не ожидал, видимо, что ему окажут сопротивление на таких высотах. Не знаю, как на него психологически повлияет то, что его подперли.
-А как прошли соревнования в Швеции?
- Там Хольм не выступал - похоже, травмировался. Прыгал мой тезка - чех Ярослав Баба, который в Германии тоже 2,37 взял, но проиграл мне по попыткам. Здесь он 2,34 прыгнул с третьей попытки, а 2,36 пропустил. На таком уровне не стоит пропускать высоты, так что, скорее всего, он блефовал. Мне самому пришлось две попытки на 2,38 потратить, чтобы пристреляться. Третья получилась очень нервной, массу душевной энергии у меня отняла! Когда планка устояла, весь манеж ликовал. А на следующий день в аэропорту меня во время прохождения паспортного контроля шведские пограничники поздравили. Выходит, на всю Швецию прогремело мое выступление. Приятно.
-Для вас имеет значение, с какой попытки брать решающую высоту?
- Стараюсь с первой, потому что потом это может сыграть огромную роль. А третья попытка - слишком большой стресс для организма. Бывает, так зажмешься, что срываешь ее полностью. Это больше всего раздражает. Если закончил соревнования, пусть даже и не взяв высоту, но попытка была хорошей, есть стимул побороться в следующий раз. А когда сорвал попытку, остается неприятный осадок.
ИЗ МОГИЛЕВА В ЯРОСЛАВЛЬ ИЗ-ЗА ПОЖАРА
-Вы ведь начинали как многоборец, выступали за Белоруссию, хотя родом из России.
- Отец после окончания института физкультуры получил направление в Могилев. У него уже были ученики, когда он отдал меня одному из них - Александру Кличко. А когда почувствовал, что пора меня забирать к себе - лет 10 мне было, перевел в свою группу. Подобрал ребятишек на год-два старше, которым я постоянно проигрывал - приходилось тянуться за ними.
-Когда пришли первые успехи?
- Больше всего мне запомнилось третье место в многоборье на спартакиаде школьников Белоруссии десять лет назад. Для меня оно было равносильно победе. После первого дня я много проигрывал, но во второй подтянулся и на последнем виде вырвал бронзовую медаль. Вскоре семья переехала в Ярославль, так как в Могилеве условий для тренировок не было. На стадион пришел рынок, торгашам яма для прыжков с шестом мешала новую палатку установить, и они наш сектор сожгли.
-Но, насколько я знаю, и в Ярославле условия не ахти какие были.
- Там была дорожка под невысокой крышей, и зимой можно было делать ускорения и прыгать в высоту с небольшого разбега. А летом, когда тренировал многоборье, приходилось скитаться по разным стадионам: где-то метали, где-то бегали, где-то прыгали... Тренировка растягивалась часов на 7 - 8.
-Это и побудило переключиться на прыжки в высоту?
- Мы заранее планировали в дальнейшем выбрать какой-то один вид. Прогресс в высоте у меня был наиболее очевиден: выступая в многоборье, прыгнул на 2,21. Но чтобы гармонично развиваться, не травмировать суставы узконаправленной работой, решено было сделать это годам к 18 - 19. В высоту я стал прыгать в 2000-м.
-И как почувствовали себя в секторе?
- Я-то нормально, а вот руководство - и в области, и в сборной - настаивало на многоборье. В высоту, мол, не суйся, там и без тебя конкуренция высокая. Приходилось доказывать.
-На что уповали при этом?
- А мне всегда высота нравилась. Даже когда проигрывал, тянуло в сектор, хотел прыгать.
-Воронин к тому времени уже 2,40 взял. Это было стимулом?
- Он эту высоту преодолел в 2000 году в Лондоне. Я тогда 2,21 в многоборье зимой прыгнул, а летом - уже 2,25, выиграл молодежный чемпионат страны. На взрослом первенстве взял 2,28, выполнил отборочный норматив для поездки на Олимпиаду, но занял третье место, проиграв одну попытку Петру Брайко, и в Сидней меня не взяли.
-Вам ведь тогда поставили условие: прыгнешь 2,30 - поедешь.
- Я был готов показать этот результат. Мы месяц искали, где бы стартовать, но так и не нашли. Я в то время еще не за Москву выступал, никто за меня не заступился. Брайко в Сиднее показал всего 2,15, у меня же в том сезоне худший результат был 2,20.
СУДЬЯ ВСЕГДА ПРАВ
-А потом вы стали менять технику прыжка...
- Да, мы постоянно вносим какие-то коррективы. В многоборье все было на силе построено, и прыжок был силовой. А в стиле "фосбери" больше используются скорость и реактивные свойства опоры. Очень непростое это дело - поменять технику. Весь прошлый олимпийский цикл меня нещадно эксплуатировали на всех стартах сборной, приходилось выполнять различные нормативы на чемпионатах и Кубке страны, чтобы попадать в команду. Испытывал постоянное нервное напряжение из-за того, что все время чем-то кому-то обязан. Мы не успевали сосредоточиться на прыжке, не было сезона, чтобы спокойно поработали над техникой. И вот наконец этой зимой мы сказали себе и другим: все, больше никаких Кубков и матчей, на чемпионате России отбираться не будем, - и не поехали в Волгоград.
-На Играх в Афинах вы стали шестым с личным рекордом 2,32. Причем вам чудовищно не повезло, когда судья задержал вашу очередную попытку. Как это произошло?
- Преодолев 2,32, я наконец-то почувствовал прыжок. Все, кто видел, как я взлетел, говорят, что если бы планка стояла выше сантиметров... ну не знаю на сколько, все равно бы взял - запас был огромный. И только я прыжок, как говорят, поймал, меня вызывают на 2,34. А на этой высоте уже начали разыгрываться медали. Я вышел на старт, пошло время, отведенное на попытку, и тут судья на моем разбеге поставил запрещающую фишку - нельзя прыгать. На арену выскочил какой-то тип с микрофоном и начал представлять первый забег спринтеров. Минут на восемь мне перекрыли разбег. Уйти и одеться нельзя: вдруг дадут минуту на попытку - не успеешь даже добежать до начала разбега. Я просто перегорел, пока стоял, и остыл. Когда начал прыгать 2,34, с первой попытки не добежал, во второй - помешал ветер. В третьей было очень сложно собраться - все-таки первое мое выступление на Олимпиаде, а на кону медаль... Я не настолько был уверен в себе морально, чтобы справиться с этим. Когда подходишь к главному старту с кучей побед, с высоким личным результатом - это одно. И совсем другое, когда весь сезон прыгал со сбоями, успехов особых не было.
-А все-таки на каком уровне готовности вы подошли к Олимпиаде-2004?
- Физически был готов хорошо, но не было психологической уверенности, хотя и показал свой лучший результат. Видимо, что-то не сложилось.
РЕШАЮЩЕЕ СЛОВО ЗА ОТЦОМ
-Представим, что завтра у вас главный старт. Что делаете накануне?
- Стараюсь забыть о предстоящих соревнованиях. Для этого нужно хорошенько прогуляться, продышаться, даже устать, чтобы вечером лечь в постель - и сразу вырубиться.
-Бывают проблемы со сном накануне больших стартов?
- Да, бывают. Помогают массаж, который делает отец, беседы с ним на отвлеченные темы. Можно пойти потусоваться, хотя с этим надо быть очень осторожным, чтобы эмоций больше, чем следует, не выплеснуть.
-А в секторе как себя ведете?
- Стараюсь во всем почувствовать уверенность. Иногда даже уговаривать себя приходится, что хорошо готов. И еще следует не смотреть на соперников, на их удачи-неудачи, а делать свое дело. Настраиваться на рекорд, на победу.
-Вы тренируетесь у отца. Это сложно?
- С одной стороны, сложно, а с другой - я ему полностью доверяю. Как в любой семье, можем и поругаться, но я понимаю, что никуда от этого не деться. Приходится искать пути к примирению и немножко свои завихрения усмирять. Конечно, авторитет отца непререкаем, решающее слово за ним.
-Какая для вас супервысота?
- 2,40.
-Космическая?
- Наверное. Ведь постоянно у всех на устах - 2,40, 2,40... Люди давно ждут таких прыжков. Если бы ребята, которые в прошлом веке так прыгали, рассказали, на чем они делали эти результаты... Но зрителей же не волнует, что допинг-контроль стал жестче, им подавай хлеба и зрелищ. Не зря же, думаю, скандинавы предложили рекорды прошлого века в том веке и оставить, а в XXI начать отсчет заново.
-Ваш новый рекорд страны на мировом уровне котируется очень высоко.
- Да, на 2,38 зимой не прыгали 11 лет.
-А вам где легче прыгать - в зале или на стадионе?
- Однозначно трудно сказать. Все зависит от сектора, от готовности, от поддержки трибун.
-Любите, когда зрители за вас болеют?
- Когда люди ждут от тебя результат, это как бы витает в воздухе, возбуждает, вдохновляет. Прыжки в высоту - супершоу! Даже меня, когда смотрю на них со стороны, это настолько захватывает, такой адреналин выделяется, что порой руки дрожат. А когда на трибунах люди, пресыщенные зрелищами, нет желания высоко прыгать. Я недавно выиграл Кубок Москвы по прыжкам под музыку. Взял 2,32. Хорошая попытка была на 2,35, планка могла бы устоять, если бы в зале была другая аура. А там, похоже, кроме меня, это никому не нужно было. Спортсмен ведь прекрасно чувствует, как зал реагирует, и, соответственно, заводится или наоборот.
В КРОВИ БЕНЗИНЧИК ИГРАЕТ
-Чем кроме прыжков увлекаетесь?
- От деда, наверное, у меня это - машинами сильно интересуюсь. Дед более полувека за рулем провел. После войны на разминировании работал, снаряды возил. Потом лес вывозил, ордена зарабатывал. Я в детстве с ним в рейсы ходил на огромном лесовозе в Переславле, где мы тогда жили. Помню, я у деда на коленях, он мне дает порулить, а руль таким огромным тогда казался. Вот с тех пор бензинчик в крови у меня и играет. На машине своей гоняю - на "ауди" спортивной. Кстати, сегодня прямо во дворе зеркала оторвали. Неприятно.
-Помимо машин что любите?
- Да все подряд: книги читать, кино смотреть, музыку слушать. Читаю приключения, фантастику, классику - Набокова, Чехова. Фильмы предпочитаю со спецэффектами, как в "Матрице". Сам начинаешь фантазировать, уносишься в иные миры. Компьютерные игры завлекают.
-Вы такой высокий. Трудно подобрать одежду?
- У меня ноги длинные, поэтому с джинсами и брюками бывают проблемы.
-На бал к принцу Альберу в чем ездили?
- Ни фрака, ни смокинга у меня нет. Только недавно купили костюм классический, в Монте-Карло я в нем был.
-Ну и как костюмчик сидит?
- Вроде неплохо. Отец мне подобрал за границей в магазине для больших людей отдельно пиджак и брюки.
ИДЕАЛ - ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТОВ
-О вашей младшей сестре тоже начинают говорить как о перспективной легкоатлетке.
- Она многоборье на чемпионате Москвы по всем возрастным группам выиграла. Поехала на чемпионат России, но там не повезло. В первом же виде - беге на 60 метров с барьерами - зацепилась за последний барьер, чуть не упала. В итоге полторы секунды потеряла. Зато в длину хорошо прыгнула - 6,02. А там чистую длину выиграли с результатом 6,10, так что могла быть в призерах. Скорее всего, как и я, со временем из многоборья уйдет. В длину будет прыгать. Ее отец и мама тренируют.
-На соревнованиях с ее участием бываете?
- Да, и очень сильно переживаю. Готов выскочить в сектор и сам что-то сделать.
-Вместе куда-нибудь ходите?
- В кино, в бильярд поиграть, на дачу ездим.
-Кавалеры у нее есть? Следите за этим, как старший брат?
- Есть, но не сказал бы, что слишком навязчивые. Да и она взрослеет, начинает соображать, что к чему.
-А у вас самого как с подружками?
- Пока не очень. Видимо, еще романтика в душе осталась. В Москве очень сложно с девушками отношения наладить, легкими деньгами избалованы. Для меня идеал - жены декабристов, женщины, которые объединяли семью. Не все так плохо было в царской России.
ОТ ИДЕАЛА - К РЕЗУЛЬТАТУ
-Евгений Загорулько, наш знаменитый тренер, считает вас эталоном прыгуна в высоту. Что скажете на это?
- Уважаю его как большого профессионала, но это его мнение. Знаю, что по ряду показателей приближаюсь к идеалу. Не только по соотношению роста и веса (198 см, 80 кг. - Е.Р.), но и по другим компонентам. Огромный запас в скорости и силе, тут я уже переплюнул ребят, которые прыгали 2,40 - 2,43. Осталось воплотить это в результат.
-Что мешает?
- Толчок позволяет выше прыгать, но есть проблемы с переходом планки, теряю на этом до пяти сантиметров.
-О чем мечтаете?
- Войти в "Клуб 2,40". Пока всего девять человек за всю историю прыгали на 2,40 и выше.
-А приметы у вас есть?
- Когда готов, уверен в себе, все приметы работают. А когда уверенности нет, лучше не забивать себе ими голову. Пустое это, языческие суеверия.
Елена РЕРИХ