Газета Спорт-Экспресс № 37 (3715) от 18 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

18 февраля 2005

18 февраля 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

Специальный корреспондент "СЭ" встретился с новым легионером "Алании": заниматься с владикавказцами физподготовкой в предстоящем сезоне будет француз.

Жан ГОДЕФРУА

С РОНАЛДИНЬЮ ПРИШЛОСЬ ПОМУЧИТЬСЯ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Эстепоны

ФРАНЦУЗСКИЕ ШУТОЧКИ

Человек Годефруа - резвый и веселый. По утрам выводит команду на пробежку. Всю первую тренировку посвящает скачкам, прыжкам и, не побоюсь этого слова, семенениям вокруг каких-то палочек и фишек. А вечером проводит еще и разминку.

- Представьте, что до конца матча осталось десять минут, - объявляет француз футболистам. И они легко себе это представляют, поскольку к тому моменту языки у них уже давно лежат на плечах. - Теперь начинается самая трудная работа - через не могу. Поехали!

И по-гагарински взмахивает рукой.

Игроки "едут". А куда денешься? Пусть стонут, пусть на ломоту в ногах жалуются. Но и признают потом нехотя: лучше стонать сейчас, чем в ходе сезона. Годефруа же улыбается. Да еще - даром что не успел толком освоиться в команде, - анекдоты рассказывает. Через переводчика, естественно. Один из них сам слышал. Смешной! Но повторить его в газете никак не могу. По цензурным соображениям.

ТРЕНЕРОВ ПО ФИЗПОДГОТОВКЕ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

-Мсье Жан, с "физикой" вы взяли с места в карьер. Силы на работу с мячом у футболистов после ваших занятий остаются?

- Со стороны, наверное, кажется, что я издеваюсь над игроками. Это не так, поверьте. Нагрузки даю строго дозированные. Поначалу они, как и все новое, приживались трудновато. Но прошла неделя, и я по игровым упражнениям вижу: моя методика действует, нагрузки усваиваются нормально, все идет по плану. Даже определенный запас сил у футболистов еще остается - на всякий случай.

-Где вы учились своему ремеслу?

- Расскажу обо всем по порядку. Мне 41 год, я отец троих детей. Когда-то был подающим надежды горнолыжником. Потом стал просто горнолыжником, без надежд. Поэтому двадцать лет назад принял решение основательно подучиться. Закончил в Ницце университет по специальности "тренер по физподготовке" и стал работать самостоятельно. Сначала с триатлонистами, в том числе с парнем, который занимал на тот момент 4-е место в мировой классификации. Ему, между прочим, принадлежал мировой рекорд в суточном триатлоне - восемь часов плавания, восемь велосипеда и столько же - бега. Каторга!

Через пару лет переключился на женский теннис. Работал с Изабель Демонжо - первой ракеткой Франции конца 80-х. А в начале 90-х пришел в футбол, став тренером по физподготовке в клубе "Канн". Из одноименного города, где знаменитый кинофестиваль проводят. Там через мои руки прошли тогда такие парни, как Зидан, Виейра, Мику, Фрэ, Зебина, Люксен... "Канн" тогда был в порядке. И с тренерами мне везло: Ги Лякомб, Луис Фернандес - его я еще и как игрока застал. Именно Фернандес пригласил меня потом в "ПСЖ". В Париже я и понял наконец-то, что такое по-настоящему большой клуб. Для меня, провинциала, работать в столице было очень престижно. Да еще с такими людьми, как Анелька, Роналдинью, Летизи. Каждый день - как праздник!

Но когда в "ПСЖ" сменилось руководство, я оказался в "Бастии". Тоже ничего - семейная атмосфера, корсиканский колорит. Там, кстати, встретил свою вторую жену. После "Бастии" был перерыв. Захотелось пожить с детьми в Канне и попробовать себя в качестве личного тренера. А в этом году, в середине января, мне позвонил Ролан Курбис. И предложил поработать в "Алании". Я подумал: почему бы и нет? Тем более что внутренне уже созрел для перемен.

-"Алания", согласитесь, не "ПСЖ".

- Знаю. И у Курбиса здесь по большому счету не получилось. Но для меня не так уж важно, какое место занимает клуб и в каком чемпионате. Куда важнее - чувствовать доверие руководства ко мне и к моей специфической работе.

-Во многих российских клубах обходятся без специалистов вашего профиля. Это допустимо?

- В свое время я стал одним из первых специалистов подобного профиля во французских футбольных клубах. Теперь же во всех профессиональных командах есть тренеры по физподготовке. И во многих любительских, играющих в третьем дивизионе, тоже. А в серьезных клубах "физиков" даже два - главный и его помощник, который больше работает с травмированными игроками. Команда не может быть однородной по уровню готовности. И лучше, когда с разными группами работают разные люди.

ФУТБОЛИСТ - СПРИНТЕР, А НЕ МАРАФОНЕЦ

-Методики, по которым вы работаете, ваше собственное изобретение? Или вы используете чужие наработки?

- Начал я с того багажа знаний из области физиологии, который накопил до прихода в футбол. Затем изучал футбольную специфику, учитывал недельный цикл подготовки, требования к работе мышц, легких и всего остального. Пришлось брать в расчет также ментальные особенности футбола, много пользоваться специальной литературой. Несколько раз ездил на методические курсы, которые организовывала Французская футбольная федерация. Обменивался опытом с ведущими специалистами в области футбольного тренинга - есть такие в моей стране. Побывал в Италии, где познакомился с постановкой дела в "Ювентусе", "Интере", "Парме" и "Наполи". Это что касается теории.

Но я никогда не тренировал только по книгам. Когда только окунулся в футбол, работы было не продохнуть. Выплывал как мог, занимался практикой, хватая на лету все подряд. И потом вдруг стал замечать, что из хаоса рождается система! Это дало мне колоссальную уверенность.

-А о российских методиках или, скажем, о находках в этой области Валерия Лобановского что-нибудь слышали?

- Я знаю, что у вас раньше велись серьезные исследования в области спортивной физиологии. Но с их результатами, признаюсь, не знаком. Если в России смогу открыть что-то новое для себя, буду рад.

-Что вы привезли с собой из так называемой материальной базы? И что первым делом попросите у руководства "Алании"?

- Для начала надо бы побывать на базе, ведь до Владикавказа я пока, грешно сказать, так и не добрался. Знаю, что в команде есть датчики для измерения частоты сердечных сокращений. Если они устарели, попрошу купить новые. Может быть, понадобится что-то еще. Показатели каждого игрока очень важны, потому что я использую в работе индивидуальный подход. Во французских клубах всегда пользовался компьютерной программой, разработанной национальной ассоциацией "Кардискор", которая дает развернутую картину работы сердца. Есть еще программы "Шарж-интерн" и "Шарж-экстерн", описывающие внутреннюю и внешнюю нагрузку на организм. Они для тренера-"физика" - все равно что спидометр и тахометр для водителя автомобиля. Ну а на данном этапе базируюсь на данных хронометража.

-И кого могли бы выделить из новых своих подопечных?

- Если оценивать в комплексе скорость, аэробную мощь, мускульную силу, координацию, отметил бы Гию Базаева и Джабу Канкава. Остальных буду еще наблюдать, хотя в отношении каждого игрока уже вырисовывается программа работы. Жутаутас, например, лучше всех выдержал беговой тест на выносливость. Она у него даже выше нормы, которая необходима защитнику. А вот взрывной скорости Жутаутасу не хватает. Будем тренировать.

Тенденции-то в последнее время изменились. Если раньше считалось, что футболист - марафонец, то теперь его приравнивают скорее к спринтеру, для которого главное - взрывная скорость и мускульная мощь. Важны первые два-три шажка, которыми игрок набирает ход, отрывается от соперника. Моя задача - сделать так, чтобы игрок за 90 минут сделал не один такой старт и не два, а столько, сколько потребуется.

ПИТЬ МОЖНО. НО ПОЧЕМУ-ТО НЕ ПЬЮТ

-Как вы относитесь к бокалу вина за обедом, традиционному для клубов Испании или Португалии? Или к курению, чем грешат многие британские футболисты?

- Научно доказано: бокал такого вина, как бордосские сорта, не сочтите за рекламу, не то что безвреден, а даже полезен для организма. Но все 15 лет работы в футболе я видел: большинство игроков не пьют. А лучшие - и подавно. Число курильщиков в футболе тоже неуклонно идет на убыль. При этом больше всего нарушителей режима, как правило, среди легионеров, испытывающих трудности с адаптацией. Именно им по той же причине особенно необходим тренер по физподготовке. Наглядный пример - Роналдинью. Бразилец, придя в "ПСЖ", поначалу недооценивал работу без мяча. Пришлось потратить время, чтобы игрок понял свое заблуждение.

-С применением игроками допинга вам приходилось сталкиваться?

- Один раз. Да и то речь шла о марихуане.

-Вы работаете только с мышцами игроков или учитываете и психологические моменты?

- Без психологии мы все никуда! В любой команде всегда есть 11 счастливчиков и человек 15 обиженных судьбой из ближайшего резерва. Так вот моя задача сделать так, чтобы эти полтора десятка не только сами добросовестно тренировались, но еще и заставляли улучшать показатели 11 первых. Правда, если игрок уже ждет трансферного окна, чтобы уйти, психологически настроить его на серьезную работу почти невозможно.

-Даже если в команде есть штатный психолог?

- Независимо от того, есть он или нет, любой сотрудник - от тренера до массажиста - должен все время учитывать в своей работе психологию. Это очень важная штука. И очень хрупкая.

-Во время игры вы обычно просто наблюдаете за ней, что-нибудь фиксируете или находитесь в постоянном контакте с тренером?

- Не знаю, плохо это или нет, но я, любя футбол, смотрю на него еще и глазами болельщика. Конечно, я знаю возможности подопечных. Если кто-то из них явно недорабатывает, я должен сказать об этом тренеру.

-Работа через переводчика сильно осложняет процесс?

- Прямое общение, конечно, позволяет иногда пошутить, разрядить обстановку и сэкономить время. Но этого же можно добиться и мимикой, жестами. Во всяком случае, на первых порах. Дальше, уверен, будет проще.

-Вы что-нибудь знаете об обычаях и нравах Северной Осетии, о кавказской природе и кухне?

- Я человек по натуре очень любопытный. Но о России, так уж сложилось, не знаю почти ничего. После звонка Курбиса первым делом взял карту мира и нашел на ней Владикавказ. Потом позвонил друзьям-инженерам, которые одно время работали в столице Северной Осетии. Они сказали, что этот город, конечно, не то место, где французы мечтают провести отпуск. Но очень тепло отзывались о людях, с которыми им довелось встретиться. Рассказали и о местном колорите, чем еще больше разожгли любопытство. Думаю, мне и моей семье во Владикавказе понравится.