Газета Спорт-Экспресс № 30 (3708) от 10 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

10 февраля 2005

10 февраля 2005 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье

Специальные корреспонденты "СЭ" в Испании и Турции взяли интервью у новичков "Торпедо" и "Терека".

Джордже ЙОКИЧ

СКАЗКАМ О ВАШИХ ХОЛОДАХ И МЕДВЕДЯХ ЕВРОПА УЖЕ НЕ ВЕРИТ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Марбельи

Йолович, Йолдич, Йованович, Йович, Йовович... - хотя, нет, последняя не из той оперы, - в российском футболе уже были. Теперь приехал Йокич. Кто-то скажет - очередной "южок" - и будет по-своему прав. Кто-то разглядит в нем неплохого игрока, но произойдет это наверняка не раньше апреля, когда пройдут первые туры чемпионата. Ну а для тех, кто решит побеседовать с Йокичем сейчас, главной задачей будет, пожалуй, разглядеть в нем что-то свое, по-человечески и по-футбольному индивидуальное, воспринять торпедовского защитника не как "очередного" гастролера, а как нормального иностранного парня, решившего заработать в чужой стране своим мастерством.

Именно это и попытался сделать спецкор "СЭ" в испанской Марбелье. Причем начался наш разговор с темы как раз человеческой, а не футбольной. Во время обеда два торпедовца, мягко говоря, разошлись во мнениях по какому-то зряшному вопросу. Ресторан Barcello Marbella Golf, не переживайте, остался стоять на месте, всего лишь выпустив через свои окна излишки пара. Волна улеглась, и футболисты продолжили чистить обеденных креветок. А Йокич, оказавшийся в метре от извержения эмоций, и глазом не повел.

-Показалось, что вы спокойнее даже тех торпедовцев, что родом из Прибалтики. Привыкли к такому?

- О чем вы говорите? Если о нервах, то они есть у всех футболистов мира. И у сербов в том числе. Второй сбор, команда испытывает моральное и физическое напряжение. Это не проблема. А человек я действительно спокойный. В жизни. На поле могу завестись, переживаю остро ход игры. Наверное, это тоже нормально.

-Где переживания, там обычно предупреждения и удаления.

- Это не про меня. За последние пять лет заработал, по-моему, всего две красные карточки.

-Поделитесь первыми впечатлениями о команде, за которую вам предстоит теперь выступать.

- Я в большом клубе - вот что могу сказать. Организация, уровень тренировок - все говорит само за себя. И руководство, и футболисты приняли меня как в свою семью - это я тоже почувствовал с первых дней.

-Белградский ОФК, за который вы играли в Сербии, сильно отличается по стилю от "Торпедо"?

- Насколько успел понять, принципы игры этих команд похожи: ОФК старается показывать техничный футбол. Как и "Торпедо", белградская команда стабильно входит по имиджу и реальной силе в тройку-пятерку сильнейших в Сербии. И даже клубные цвета похожи: у ОФК они не черно-, а серо-белые.

-Вы давно выступаете за этот клуб?

- Начинал в городе Рашка, где и родился, - это примерно 250 километров от Белграда. Оттуда попал в юношескую сборную, затем в молодежную. С девятнадцати лет, то есть в течение шести сезонов, играл за ОФК. Последние три года - капитан команды. В сборной Сербии и Черногории сыграл дважды - оба раза на японском турнире Kirin Cup. А в Афинах выступал за олимпийскую сборную. Больших успехов, правда, мы не добились. Организация подвела: в команде почему-то не оказалось половины игроков той сборной, которая стала не так давно вице-чемпионом Европы среди молодежи. Почему? Об этом надо спросить у руководителей Сербской федерации футбола.

-У них, наверное, надо спросить еще и то, почему ваши клубы и первая сборная перестали быть грозой авторитетов в футбольной Европе?

- Югославия, как и Советский Союз, распалась. Клубы обеднели и живут в основном на деньги от продажи игроков. Игроки не успевают сформироваться, редко задерживаясь на одном месте на 2 - 3 года. Исключение, пожалуй, только "Партизан", вернувший нескольких опытных футболистов из сильных европейских клубов. Там и деньги водятся - зарплата игроков в "Партизане" вполне сопоставима с суммами в российских клубах. А вот самая популярная в стране "Црвена Звезда" выглядит сейчас плачевно. Ее гигант стадион с социалистических времен почти не изменился, президент Джаич то уходит, то возвращается, футболисты за границу вроде бы уезжают, а клуб не развивается.

-Виноваты менеджеры?

- Не только. В моей стране законы пока препятствуют серьезным частным инвестициям в футбол. Спонсоры знают, что не смогут стать хозяевами клуба - государство не позволит. Потому и деньги не хотят давать.

-Получается, все клубы в Югославии государственные?

- В той или иной форме. Есть, по-моему, один или два небольших частных клуба, но они испытывают постоянное давление со стороны грандов. Вот в сборной ситуация понемногу улучшается. Мы даже лидируем в своей отборочной группе, хотя разных проблем по-прежнему хватает.

-Лотар Маттеус, тренировавший "Партизан", оставил заметный след в вашем футболе?

- Как вам сказать? Он сделал то, что от него требовалось. Вывел команду в групповой этап Лиги чемпионов, внедрил знаменитую немецкую дисциплину, выполнил поставленную задачу. Значит, отработал хорошо. А потом забрал свою новую сербскую жену и уехал.

-Что вы сами считаете своими сильными сторонами как игрока?

- Наверное, неуступчивость в единоборствах. По крайней мере на родине мне это качество многие приписывали.

-В торпедовской тактике успели разобраться?

- Думаю, с этим проблем не будет. В Сербии все команды играют по схеме 4-4-2, с зонной обороной. В России, правда, не позволяют защите долго держать мяч, как я слышал, а у нас это иногда практикуют, чтобы средняя линия и атака чуть передохнула, перегруппировалась. В этом единственное отличие.

-Это правда, что вас приглашало не только "Торпедо"?

- Агент говорил про германские клубы, вроде бы проявляли интерес "Москва" и "Алания" - в прошлом году.

-Что думают в Югославии о нынешнем российском футболе?

- Еще недавно к нему относились довольно скептически. Потом к вам потянулись сборники и просто футболисты с именем: Видич, Пьянович, Короман, Батак, Танасьевич, Йолович (именно торпедовский защитник переводил нашу беседу, за что ему отдельное спасибо. - Прим. Е.Д.) и другие. Хотя они могли, наверное, трудоустроиться в благополучной Германии. Рассказывают, что и пресса с болельщиками по-новому стали относиться в России к футболу. Все это говорит в его пользу. Сказкам о ваших холодах и медведях уже никто не верит. А Йолович и вовсе сказал, что Москва для него самый красивый город Европы. Обещал все показать перед тем, как ко мне приедет из Сербии подруга.

-А с парикмахером своим познакомить, который ему букву "Т" на затылке выстригал, не обещал?

- (Смеется.) Слышал про эту историю и даже видел снимки головы Йоловича в сербских газетах.

-ОФК играет на собственном стадионе?

- Да. Когда матч принципиальный, 15-тысячные трибуны обычно бывают полными.

-В Лужниках вы такую картину вряд ли увидите.

- Меня уже предупредили. Но на таком огромном стадионе, если честно, и пятнадцать белградских тысяч потерялись бы.