Газета Спорт-Экспресс № 21 (3699) от 31 января 2005 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

1 февраля 2005

1 февраля 2005 | Теннис

ТЕННИС

AUSTRALIAN ОРЕN

ОБЫКНОВЕННЫЙ МАРАТ

Во вчерашнем финале Марат Сафин доказал, что его не случайно считают самым ярким игроком в современном теннисе.

В теннисе, виде спорта индивидуалистов и индивидуальностей, немало чемпионов с яркими характерами. Таких, как, например, великий шоумен Андре Агасси или малоизвестный 30-летний австралиец Скотт Дрэйпер - новоиспеченный чемпион Australian Open в миксте, который недавно получил лицензию профессионального гольфиста. В этом смысле Марат Сафин - один из многих. И в то же время он - единственный, потому что другого Сафина в теннисе нет.

Хозяева Australian Open мечтали, чтобы в год 100-летия турнира его чемпионом стал их соотечественник. Пусть даже они и не смогли сделать корты стадиона Melbourne Park такими быстрыми, как хотелось экс-первой ракетке мира, в связи с чем Ллейтон Хьюитт около трех недель назад вступил в острую заочную дискуссию с руководством своей федерации. Остановить этого теннисного задиру мог только соперник с данными "антикиллера", которые Сафин проявил в умопомрачительном полуфинале против Роджера Федерера.

Три сафинских финала Australian Open получились абсолютно разными. В 2002-м во встрече с Томасом Юханссоном он смалодушничал, упустив реальнейший шанс. Год назад сражался как мог с Федерером, но не хватило сил. Сейчас же, по крайней мере во второй половине игры, показал и характер, и теннис экстра-класса.

Начал эту дуэль Марат, правда, из рук вон плохо. То ли на него давила окружающая атмосфера, пропитанная всеобщей хьюиттоманией, то ли, получив лишний выходной, он просто выбился из турнирного ритма. В первом сете создавалось впечатление, что вслед за сафинским днем рождения аналогичный праздник вчера был у Хьюитта, которому россиянин делал один подарок за другим.

По-моему, Ллейтон - самый недооцениваемый игрок из тех, которым в разные годы удавалось стать первыми ракетками мира. Объясняется это тем, что теннис Хьюитта нельзя назвать остроатакующим. Австралиец, умеющий проводить кинжальные контратаки, тем не менее по манере игры скорее разрушитель, провоцирующий чужие ошибки, причем не только сменой темпа при обмене ударами на задней линии, но и своим поведением на корте. К тому же в 2001 и 2002 годах не очень атлетичный, но сверхбыстрый Хьюитт становился первым на безрыбье, когда Сампрас уже сходил, Агасси постарел, Куэртен миновал пик карьеры, нестабильного Сафина мучили травмы и проблемы психологического характера, а талант Федерера еще не раскрылся во всей красе. Короче говоря, отдавать инициативу Хьюитту да еще в таком матче, было чрезвычайно рискованно.

Сафин вчера заиграл в полную силу далеко не сразу. Долго не шла первая подача (то же самое, впрочем, можно сказать и о его сопернике, однако в игре Ллейтона более важное значение, пожалуй, имеет прием). Но как только россиянин нащупал ее, стало гораздо легче. Сверхзвуковой Хьюитт постепенно "подсел" и перестал успевать за скоростями Марата, из-за чего и проиграл третий сет, ведя - 4:1. В те минуты стало понятно, в чем отличие Сафина-2002, растерявшегося в аналогичной ситуации, от Сафина нынешнего, которому помогает, возможно, лучший на сегодняшний день профессиональный тренер - швед Питер Лундгрен.

То, что Марат не уступит, стало ясно при счете 40:15 на подаче Хьюитта, когда россиянин сыграл в стиле австралийца, достав безнадежный мяч и обведя соперника безукоризненным по красоте и точности ударом. Ту свою подачу Ллейтон в итоге потерял, и, хотя боролся до последнего, спасти матч ему было не суждено.

Церемония награждения, которая по идее должна была стать для австралийцев грустной, превратилась в бенефис Сафина-юмориста. Изрядно повеселив публику, он напоследок попрощался: "До будущего года!" Если мне память не изменяет, то же самое Марат произнес 12 месяцев назад после поражения от Федерера. И, вернувшись, стал чемпионом. Так что на сей раз его слова можно истолковать как намек на второй подряд титул, за которым он намерен приехать в Мельбурн через год.

-Чувствовали ли вы особое психологическое давление, играя дома? - поинтересовались журналисты у Хьюитта.

- Для меня тут практически каждый матч был как финал, и я к этому уже привык.

-Что сегодня предопределило ваше поражение - усталость, накопившаяся после предыдущих тяжелых матчей, или отличная игра Сафина?

- Мои ноги действительно сегодня немного побаливали, но я играл с этим ощущением всю вторую неделю. Что же касается Марата, то он продемонстрировал мощнейший теннис, заставляя меня бегать далеко за задней линией.

-Вы встречались с Сафиным уже 11 раз. Можно ли сказать, что сегодня он сыграл свой лучший матч против вас?

- Нет. В Париже в зале он выглядел еще сильнее.

-Перед турниром вы говорили, что не слишком довольны покрытием. Может, это оно сегодня победило вас, а не Сафин?

- Нет, выиграл Марат. Он был слишком хорош.

-Что можете сказать о нем как о личности?

- Сафин - хороший парень, с которым приятно общаться. Думаю, к нему все хорошо относятся.

-Как повлияло на вас то, что линейный судья несколько раз при вашей подаче фиксировал "зашаг"?

- Абсолютно никак.

-А травма бедра, которое вам массировал врач, сказалась?

- С моим бедром на самом деле дело обстоит не так уж и плохо. Гораздо лучше, чем у многих других игроков.

-Чем планируете заняться после того, как отдохнете?

- Не собираюсь нигде выступать до матча Кубка Дэвиса, который пройдет в начале марта. Надо привести в порядок свои физические кондиции. Думаю, в ближайшее время я даже не буду брать в руки ракетку.

В субботнем женском финале Серена Уильямс доказала, что, говоря о своем скором возвращении на теннисный трон, она не бросала слов на ветер. Линдсэй Дэвенпорт, как и Хьюитт, не смогла удержать преимущество, добытое в первой партии, и ее темнокожая соперница, несмотря на травму спины, переломила ход борьбы. Впрочем, Дэвенпорт ни по характеру, ни по здоровью никак нельзя назвать железной леди. Не раз бывало так, что Линдсэй внезапно ломалась психологически, у нее хронические проблемы с коленом, да и бронхит, который она перенесла, прилетев на Зеленый континент в середине января, оказался явно некстати. Тем не менее Дэвенпорт сохранила и даже упрочила свое лидерство в мировом рейтинге. Серена же, которая выиграла в Мельбурне уже 14 матчей подряд (в прошлом году она не приезжала туда из-за травмы), по предварительной информации, сегодня должна подняться с 7-го места на 2-е.

-Побеждать в роли аутсайдера легче, чем в роли фаворита? - спросили Уильямс-младшую на пресс-конференции.

- Вообще-то, судя по букмекерским ставкам перед финалом, фаворитом была именно я. А что касается моей игры, то я чувствовала себя здесь хорошо.

-Вы не раз говорили, что вам уже нечего доказывать. В таком случае, что эта победа означает для вас?

- Я очень многое сделала для того, чтобы вернуться, и рада стать второй в мире. Победе тоже очень рада.

-Считаете ли вы, что, обыграв в финале первую на данный момент ракетку мира, вы сами де-факто стали первой?

- Нет. Но я хочу ею стать.

-Где вас можно будет увидеть теперь?

- В Париже, где я должна сыграть через неделю на турнире в зале.

-Правда ли, что вы собираетесь в этом году выступить за сборную США в Fed Cup?

- Да, поскольку наш матч первого круга пройдет во Флориде, в десяти минутах езды от моего дома. Так что никаких проблем с подготовкой не будет.

Евгений ФЕДЯКОВ