Газета Спорт-Экспресс № 21 (3699) от 31 января 2005 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1
ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА |
$ 22 000 000 ДЛЯ ИГРОКОВ "АК БАРСА"
В Америке вычислили платежную ведомость казанского клуба.
А В НХЛ НЕ ТАК... |
Павел СТРИЖЕВСКИЙ
ПОЧЕМУ ОНИ ЗНАЮТ БОЛЬШЕ НАС?
Материал, в котором я познакомил вас с публикациями хоккейного обозревателя газеты Atlanta Constitution Джона Манассо (этот материал был опубликован в "СЭ" 21 декабря прошлого года), вызвал множество самых разнообразных откликов. Кто-то американского журналиста поддержал, но куда больше оказалось тех, кто обвинил его в очернении наших хоккейных реалий.
Понимаю, что глотать язвительные заокеанские реплики в свой адрес не слишком приятно - особенно в тот момент, когда благодаря локауту о нынешнем российском чемпионате можно говорить как о самом сильном за всю постсоветскую эпоху. Тем не менее публикации североамериканской прессы о суперлиге я продолжаю изучать с огромным интересом. И сегодня, как и обещал в прошлый раз, хочу познакомить вас еще с одной.
Признаюсь, лично мне, читая все эти материалы, становится по-журналистски обидно, а порой даже стыдно, что о многих вещах в собственном хоккейном хозяйстве мы узнаем лишь от западных коллег, проскакавших по России галопом за считаные дни. Причем если не интересоваться и не искать эти заметки, - не узнали бы и вовсе.
Перед вами публикация Майкла Фарбера - известного журналиста, автора популярного журнала Sports Illustrated. Этот человек в свое время был хоккейным обозревателем в Montreal Gazette и за свою карьеру работал на 13 (!) Олимпиадах.
КОУЧ БИЛ - ПОКЛОННИК КАНАДЦЕВ
Познакомиться с Фарбером довелось в первые же секунды его пребывания в России - он прилетел на одном самолете с казанскими суперджокерами Лекавалье и Ричардсом, которых я встречал в Шереметьеве. Наутро Фарбер вместе с хоккеистами отправился в столицу Татарии, после чего на протяжении двух недель неотлучно следовал за "Ак Барсом". То есть был, по сути, полноправным членом коллектива.
Немудрено, что именно "Ак Барс", половина состава которого - звезды НХЛ, стал для заокеанских репортеров самым лакомым кусочком. Но если предметом основного интереса Манассо были игроки "Атланта Трэшерз" Илья Ковальчук и Вячеслав Козлов, то Фарбер сосредоточил свое внимание на жизни казанских канадцев. И назвал свою статью "Из Тампа-Бэй в Татарию". Ниже - наиболее интересные выдержки из этого материала.
"...Они (Ричардс и Лекавалье. - Прим. П.С.) - самые смелые и дальние из скитальцев в этой новейшей хоккейной диаспоре, рискнувшие забраться в такие места (почти за полсвета от дома!), которые четыре месяца назад не смогли бы найти на глобусе, даже если бы в качестве подсказки получили буквы "к" и "а".
Казань, по крайней мере сейчас, - это хоккейная Мекка, где вы можете перейти через дорогу и помолиться в мечети, а затем, если в карманах ваших джинсов найдется 135 рублей (около 5 долларов), за три минуты дойти до пригодной разве что для юниоров арены и увидеть самый привлекательный клуб в мире, показывающий хоккей высочайшего уровня.
Еще до того как НХЛ начала свою смертельную денежную игру с профсоюзом, 16-командная суперлига заработала репутацию второй в мире. Впрочем, год назад титул второй в мире хоккейной лиги был примерно эквивалентен вилке - как второму по степени удобства после ложки прибору для поедания супа.
По словам руководителей "Ак Барса", чешский снайпер Яромир Ягр, ныне выступающий за омский "Авангард", тоже хотел играть в Казани - но был отвергнут. Его агент Джей. Пи. Бэрри заметил, что Казань являлась лишь одним из мест, в которых проявил заинтересованность его клиент. В любом случае "Ак Барс" не захотел видеть у себя "избалованного ребенка хоккея": тут хотели только канадцев. "Мне очень нравятся канадские мастера, - говорит тренер Зинэтула Билялетдинов, широко известный как Коуч Бил. - Они рождаются и растут в хоккее. И всегда играют от сердца".
По мере того как казанцы разживались новыми суперзвездами - Ковальчуком, Каспарайтисом и в особенности Хабибулиным, заключение контрактов казалось двум 24-летним друзьям (Лекавалье и Ричардсу - Прим. П.С.) все более осмысленным. Возможно, хоккей (в Северной Америке. - Прим. П.С.) и провалился в заячью нору. Но, по словам Николая Ладыгина, скаута "Торонто" и одного из тренеров с десяток лет назад в "Нотр Дам Колледже", у канадцев появился шанс одним выстрелом убить трех зайцев: поиграть в хоккей, заработать денег и увидеть Россию.
И вот в последнюю субботу ноября - с мозгами, затуманенными сменой восьми часовых поясов, и телами, облаченными в бело-зелено-красную форму под цвета флага Татарии, они стояли на синей линии со своими новыми партнерами, внимая первым звукам гимна России. Прежде чем лицо Лекавалье приняло подобающе торжественное выражение, по нему пробежала легкая усмешка. Позднее он объяснит, что этот гимн заставил его вспомнить фильм "Рокки IV" (голливудский блокбастер времен холодной войны с Сильвестром Сталлоне в главной роли. - Прим. П.С.) .
БЮДЖЕТ "АК БАРСА" МЕНЬШЕ, ЧЕМ У "НЭШВИЛЛА"
После того утра в Шереметьеве наши с Фарбером пути пересекались еще дважды: сначала в Казани на матчах "Ак Барса" с "Магниткой" и "Динамо", а неделю спустя в Омске - на фантастическом матче, после которого "СЭ" вышел с шапкой "Подкидыш" на первой полосе, а сам Фарбер признался мне, что за право увидеть эту игру не пожалел бы и собственных денег.
"...Казань недовольна (поражением от "Динамо" в овертайме со счетом 2:3. - Прим. П.С.) , а это означает, что недоволен и босс. Равиль Шавалеев - вице-президент команды и ее архитектор. Из всех 144 миллионов россиян, не считая президента России Владимира Путина, именно этого 47-летнего человека - бывшего защитника казанцев - меньше всего рекомендуется выводить из себя. Его сила не подвергается сомнению. Он свиреп всегда - даже когда ходит по коридорам или сидит в своем офисе на втором этаже. Он бывает необычайно щедр (в его планы входит вывезти свой "Ак Барс" на курорт в Дубай во время февральской паузы в чемпионате), но способен навести ужас даже на неодушевленные предметы. Работники клуба застывают, когда Шавалеев проходит мимо них.
Нападающий Данис Зарипов был пойман с двумя бутылками пива в командном чартере - этот проступок стоил ему половины месячной зарплаты (Ковальчук упоминал об этом случае в разговоре с Манассо, но отказался назвать имя проштрафившегося партнера. - Прим. П.С.) . Разумеется, сама зарплата Зарипова укрыта пеленой строжайшей секретности. "Эта тема вне обсуждения", - говорит Шавалеев.
Немногословность во всем, что касается денег, породила бесконечные догадки о расточительстве "барсов". Русская пресса шепчет, что за сезон команда потратит 50 миллионов долларов - беспрецедентная сумма для российского хоккея. Газеты Северной Америки преподносят ее в качестве платежной ведомости, но на самом деле это, скорее всего, весь бюджет команды. Который включает в себя такие затраты, как машины и квартиры для игроков, а также бонусы в размере двух тысяч долларов каждому хоккеисту за победу на выезде и полутора тысяч за успех в родных стенах.
Так или иначе, давайте проделаем простые арифметические упражнения с теми данными об энхаэловцах в Казани, которые у нас есть. Если НХЛ не возобновит свою деятельность, то Ричардс, который в "Тампе" заработал бы в нынешнем сезоне $ 2,6 миллиона, и Лекавалье, которому причиталось бы $ 4,4 миллиона, в Казани за остаток чемпионата получат по $ 1,5 миллиона, а Ковальчук, играющий в Казани с сентября, может заработать $ 3 миллиона. По словам источника, знакомого с суммами контрактов, 12 энхаэловцев "Ак Барса" вместе взятые должны разжиться на $ 15 миллионов. Каждый из остальных игроков этой команды получает примерно от $ 175 000 до $ 600 000. Таким образом, сумма платежных ведомостей едва ли превышает $ 22 миллиона. Между прочим, эта цифра на порядок ниже предлагаемого (комиссаром НХЛ. - Прим. П.С.) Бэттменом потолка зарплат (в полтора раза . - Прим. П.С.) и примерно на миллион меньше, чем у прошлогоднего "Нэшвилла" (самого "бедного" клуба НХЛ сезона-03/04. - Прим. П.С.)
Впрочем, и с 10-миллионным бюджетом Казань понесла бы мегаубытки. Даже если бы "Ак Барс" распродал все 4 тысячи билетов на каждый из 30 домашних матчей регулярного чемпионата (лучшие места стоят около $ 10), выручка составила бы около миллиона долларов. Торговые точки в вестибюле тоже не занимаются вымогательством денег у населения: стакан чая стоит меньше 20 центов, "хот дог" - около 45 центов. Имеются во дворце и кое-какие рекламные вывески, и кафе с видом на площадку, но нет ничего, даже отдаленно напоминающего люкс-ложу".
УЖИН ПО-ВЕНЕЦИАНСКИ
"Если НХЛ вернется к жизни, то "Ак Барс", готовый со следующего сезона переселиться на новую арену с трибунами на 10 с половиной тысяч мест, может попросту рухнуть, потеряв разом всех своих энхаэловцев, за исключением Морозова и Брэтуэйта, у которых контракты не являются страховочными. Впрочем, если НХЛ так и останется погруженной во тьму, давление на команду лишь усилится. "У меня нет сомнений в том, что мы дойдем до финала, - говорит Шавалеев о предстоящем в марте плей-офф. - Да, игроки могут и подвести, но мы, пригласив их сюда, точно не допустили никаких ошибок".
Тем сложнее было переварить поражение от "Динамо" в овертайме. Куда тяжелее, чем пищу в "Венеции" - превосходном итальянском ресторане в пяти минутах от казанского катка. После приезда семерых энхаэловцев в ноябре Ковалев решил поспособствовать процессу укрепления командных уз, пригласив всех хоккеистов с женами и подругами - всего около 40 человек - на послематчевый ужин. Который, по словам очевидцев, был тихим и спокойным. Уровень децибелов возрос лишь в 17.30 следующего дня, когда Шавалеев промаршировал в раздевалку и устроил команде разнос за количество спиртного на ресторанном счету. По словам игроков, Шавалеев несколько раз звонил в "Венецию" в течение вечера, чтобы знать, сколько именно было употреблено алкоголя. Господи, Россия, что это с тобой вдруг?
"Ак Барс" путешествует по стране на чартерном самолете "Татарских Авиалиний" Як-42, что, несмотря на внешний вид, указывает на марку самолета, а вовсе не на дату его изготовления.
Игра в российской суперлиге означает необходимость приносить во дворец собственные полотенца и мыло, а в случае с гостевой раздевалкой в Тольятти еще и собственное сиденье от унитаза. Игра в российской суперлиге подразумевает сон на Воскресенской гостиничной койке - узкой настолько, что у Лекавалье с ее краев свисали оба плеча. Игра в российской суперлиге - это заглатывание безвкусной курицы со спагетти перед каждым поединком, обязательный предматчевый сон на базе - на белье настолько грубом, что оно царапает щеки.
Каждый день, - говорит Лекавалье, - ты сталкиваешься с чем-то таким, чего не видел никогда в жизни".
СОСЛАТЬ ВСЕХ В СИБИРЬ!
"Чистая правда. Это страна, в которой судья не может обратиться наверх (все видеоарбитры в НХЛ располагаются в специально оборудованных видеотехникой ложах под сводами арены. - Прим. П.С.) , чтобы разобраться в спорном голевом моменте, но зато этот самый "верх" может спуститься вниз к судье. В матче с Воскресенским "Химиком" после броска Лекавалье с неудобной руки шайба явно пересекла линию ворот, и арбитр, заказав видеопросмотр, отправился на скамейку штрафников. Устроившись поудобнее перед монитором, судья изучил повтор, после чего потребовал картинку, снятую с другого ракурса. Видеооператор "Химика", засевший на крыше небольшой пресс-ложи, скатился вниз, продрался сквозь битком набитую трибуну, обогнул заливочную машину и появился рядом с арбитром. Вся процедура заняла 14 минут.
Гол Лекавалье отменяют. К середине третьего периода гости ведут - 2:0, но Хабибулин пускает "бабочку" на безобидном вбросе шайбы в зону от красной линии, и "Ак Барс" разваливается. Игроки перестают двигаться, через две с половиной минуты пропускают еще один гол, а за 75 секунд до сирены проигрывают матч - победная шайба на счету Валерия Каменского, еще одного бывшего энхаэловца.
Коуч Бил теряет рассудок. В полупустом автобусе он вопрошает: "Где мои энхаэловцы, где мои энхаэловские звезды?!" В этот момент он наверняка больше всего мечтает сослать всех в Сибирь, куда, впрочем, и направляется команда на своем Як-42 - на матч с Омском. На игру, которую по национальному телевидению смотрела вся страна.
На сей раз "Ак Барс" разбазаривает трехголевое преимущество. "Авангард" забивает свой четвертый гол после того, как шайба вылетает на их скамейку и возвращается на лед с помощью запасного игрока. Видеопросмотр занимает 10 минут. Омск побеждает - 5:4, забросив победную шайбу за две минуты до конца встречи. В последний раз путешествие по России приводило к столь плачевным итогам тогда, когда тренером был Наполеон".
ПИВО ДЛЯ ИМЕНИННИКА БРЭТУЭЙТА
"Тем не менее перед тем матчем Ричардс вспомнил о своем разговоре с Лекавалье: "Винни был уверен, что от выступлений за Казань получит больше удовольствия, чем получил бы от игры за два-три клуба из НХЛ. В ответ мне оставалось только промолчать". В отличие от друга, Ричардсу было непросто смириться с этим зимним хоккейным отпуском. Во всяком случае, отправка в запас в третьем периоде своего дебютного матча против Магнитогорска, после того как его звено забило гол в большинстве, никак не способствовала исчезновению прежних сомнений.
"Русские журналисты уже спрашивают, за что меня посадили на лавку. Это же позорище! Если я правильно помню, не я звонил руководителям "Ак Барса", а они мне", - говорил в тот вечер Ричардс за ужином. Однако две недели спустя он утверждал, что ему нравятся и партнеры, и клуб, и сам хоккей, несмотря на то, что во время своей первой посадки в клубный Як-42 Брэд во всех красках разыграл пантомиму самоубийства из револьвера.
Впрочем, живя в пятизвездном казанском отеле (за эту привилегию он и Лекавалье вынут из кармана по 10 тысяч долларов каждый), Ричардс куда менее подвержен унизительной инфантилизации, которая ежедневно терзает Брэтуэйта. Вратарь с контрактом на $ 600 000, как и большинство остальных игроков "Ак Барса", живет в снимаемой клубом квартире и вынужден справляться с тяготами быта при помощи менее чем 50 русских слов. Заходя в магазины и рестораны, он тычет пальцами в то, что ему нужно, а когда этого недостаточно, то с переводом полностью зависит от партнеров по команде. В ноябре - после приезда Николая Хабибулина - пострадала и та роль, которую канадец играет в "Ак Барсе". "Ник великолепен, он один из лучших вратарей в мире, - говорит Брэтуэйт. - Но ведь и я приехал сюда не для того, чтобы смотреть хоккей. Если бы хотел смотреть, то вполне мог бы остаться дома в Оттаве и наслаждаться игрой юниоров. Я приехал в Россию с распахнутой душой и закрытыми глазами.
Но, признаться, удовольствия от этого пока получаю меньше, чем ожидал".
Во время одной из привычных задержек в самарском аэропорту после победы над "Ладой" Брэтуэйт попросил у Коуча Била разрешения угостить партнеров пивом по случаю своего 32-летия. На что, к своему удивлению, получил согласие. Самое же удивительное в сегодняшнем "Ак Барсе" другое: казанская эпопея вызывает в русских энхаэловцах даже больше противоречивых чувств, чем в североамериканцах! Для всегда откровенного Каспарайтиса главная проблема заключается в постоянных "нырках" и недостатке физической борьбы. Для большинства других это пережитки старого, принятого в советскую эпоху, подхода к игрокам. "В НХЛ, покуда ты готов играть, в остальном можешь делать все, что хочешь, - говорит Ковальчук. - Здесь же знают о каждом твоем шаге и постоянно за тобой следят. В этом смысле Бил - тренер старорежимный. Однозначно".
"Суть такова: денег здесь сейчас действительно платят намного больше, чем раньше, но менталитет остается прежним", - философски добавляет Хабибулин".
ЭПИЛОГ
"В России именно деньги стали главной приманкой для энхаэловцев. Неприязнь Ягра к коммунистической власти была столь велика, что в молодости он носил в кошельке фотографию Рональда Рейгана, а в память о "пражской весне" всю карьеру выступает под 68-м номером. Однако в ноябре он покинул команду своего родного Кладно, проведя всего 17 матчей. Национальная лояльность не платит по счетам - их оплачивает контракт от "Авангарда". Брэтуэйт сможет использовать удачный сезон в "Ак Барсе" в качестве трамплина обратно в НХЛ на позицию запасного вратаря, но и для него главная часть привлекательности России заключалась в зарплате, превышающей его прошлогодний доход в "Коламбусе". Ковальчук, который проводил бы сейчас свой четвертый сезон в "Атланте", вероятно, в "Ак Барсе" заработает больше, чем получил бы от "Трэшерз".
Тем не менее казанские энхаэловцы постоянно заходят в интернет в поисках свежих слухов и новостей о локауте. Эта весна может принести "барсам" чемпионский титул, а Казани - исторический подарок ко дню рождения, но по мере приближения даты окончательной отмены заокеанского сезона игроки нервничают все сильнее. В бегстве не слишком много славы, но и возвращение домой - отнюдь не чистой воды благословение..."
Пик журналистского интереса североамериканцев к российскому хоккею пришелся на конец ноября - начало декабря, сразу после второго периода дозаявок. Несколько десятков заокеанских репортеров вихрем пронеслись по нашей стране. Что было нужно - увидели, с кем хотели - поговорили. И, уехав, оставили нас с ощущением, что увидеть и услышать им за считаные дни довелось гораздо больше, чем нам за долгие годы. Что ж, во всяком случае, когда вы в следующий раз прочтете слова очередного энхаэловца о том, в каком он восхищении от всего окружающего, надеюсь, сумеете отличить искренность от фальши.
Казанцам не за что на меня обижаться: все то, что стало достоянием десятков миллионов читателей популярнейших североамериканских изданий, имеет полное право быть узнанным и в России - тем более что речь идет о нас же самих.
Да, на фоне прочих чемпионатов российская Суперлига имеет немало положительных сторон, в том числе и для приехавших к нам безработных энхаэловцев. В конце концов, локаут за океаном - это редкий шанс провести в родной стране намного больше, чем обычно, и поиграть перед родной публикой, не говоря уже о весьма неплохих деньгах.
Могу заверить вас, что весь позитив, какой только можно было найти в репортаже, опубликованном в Sports Illustrated, я самым тщательным образом привел в этих заметках. Много этого позитива или мало - судить читателям. И делать выводы. Но лично мне очень хотелось бы, чтобы после следующего массового приезда западных журналистов в наш хоккей положительные моменты не пришлось бы выискивать с лупой.