Газета Спорт-Экспресс № 297 (3675) от 27 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

27 декабря 2004

27 декабря 2004 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. Локаут

Алексей КАСАТОНОВ: "МЕНЯ ЗВАЛИ В АЛЬТЕРНАТИВНУЮ НХЛ!"

14 октября двукратному олимпийскому чемпиону, обладателю Кубка Канады, пятикратному чемпиону мира, участнику Матча звезд НХЛ Алексею Касатонову исполнилось 45. От локаута недавний менеджер сборной России, проживающий в Нью-Джерси, пострадал особенным образом: многие из тех, кого бы он хотел видеть на своем юбилее, в этот момент оказались по другую сторону океана.

В отличие от действующих энхаэловцев, у Касатонова хоккейной работы в США нынче хватает: он и детей в Нью-Йорке тренирует, и студентов - в знаменитом Колумбийском университете. Но, разумеется, потрясения в лиге, где он на протяжении шести сезонов защищал цвета "Нью-Джерси", "Анахайма", "Сент-Луиса" и "Бостона", не могут оставить его равнодушным.

-Можно ли теперь уже точно сказать, что нынешнего сезона в НХЛ не будет?

- Скорее всего, это действительно так. Серьезность ситуации успел ощутить даже на себе.

-В каком смысле?

- Я нередко выступаю за ветеранов "Нью-Джерси" в благотворительных матчах. Один из моих партнеров - работник офиса НХЛ. Так вот, недавно он поинтересовался, сколько мне лет. С намеком на то, не смогу ли я возобновить карьеру, если клубы лиги в следующем году придется набирать заново. (Не исключено, что летом профсоюз игроков НХЛ судебными решением будет распущен, а лига получит право набирать новых игроков. - Прим. "СЭ").

-Ваша реакция?

- Назвал свой возраст. После чего собеседник понял, что вернуться мне будет сложно.

-Вы не удивились, что сенсационные уступки профсоюза игроков не были оценены руководством лиги?

- У меня, признаюсь, не самый традиционный взгляд на ситуацию. Мало того что негативная реакция НХЛ на предложение профсоюза меня не удивила, так я еще считаю ее логичной и обоснованной. Зададимся вопросом: что является главным двигателем сумасшедшего роста зарплат энхаэловцев? Ведь не сами же игроки и их агенты, согласитесь. Этим двигателем являются амбиции ряда хозяев клубов НХЛ. А именно - завоевать Кубок Стэнли и пойти ради этого на любые жертвы.

Да, 24 процента от своих зарплат, которые готовы урезать игроки, - огромные деньги. Но в то же время - одноразовая акция. От этого не перестанут существовать клубы и хозяева, которые захотят выгравировать свои имена на Кубке, несмотря ни на какие затраты. Пройдет пара лет - и все вернется на круги своя, более того, заработки хоккеистов станут еще выше, чем сегодня.

-Каков же выход?

- Прежде чем его искать, надо понять суть того, что происходит. А она гораздо глубже, чем просто борьба между лигой и профсоюзом. Можно, конечно, списывать все грехи на "зарвавшегося" Гэри Бэттмена. Но разве не Бэттмен и его команда поставили НХЛ в один ряд с другими элитными американскими лигами - баскетбольной, футбольной, бейсбольной? Разве не при Бэттмене резко выросло благосостояние игроков, тренеров, менеджеров, обслуги? Разве не Бэттмен уговорил хозяев клубов раз в четыре года делать двухнедельный перерыв, чтобы звезды могли популяризировать лигу на Олимпиадах? Разве не при Бэттмене произошло расширение НХЛ примерно на десяток клубов, а значит, появилось несколько сотен новых рабочих мест? Ведь в 60-е - 80-е годы многие из нынешних игроков никогда бы не получили возможность выступать в НХЛ и зарабатывать большие деньги.

И отнюдь не из-за Бэттмена хозяева с игроками сейчас не могут договориться. Он является не более чем заложником ситуации, при которой главная борьба происходит не между теми, о ком все думают, а внутри лагеря владельцев клубов!

-Что вы хотите этим сказать?

- Хозяева - как и их клубы - делятся на две категории. Условно назовем их богатыми и бедными. Для первых клуб НХЛ - это игрушка, приятное времяпрепровождение, возможность лишний раз "засветиться" в прессе и на телевидении. У боссов "Рейнджерс", "Детройта", "Вашингтона", "Колорадо", ряда других клубов есть другие бизнесы огромного масштаба, и в хоккее они совсем не стремятся сводить дебет с кредитом. Для них главное - выигрывать. Любыми средствами.

Другая группа, в которую входят все канадские клубы (может, кроме "Торонто"), гораздо многочисленнее. Вот для них НХЛ - бизнес. Их цель - чтобы были доходы. Если их нет, то даже могучая пивная корпорация "Молсон", владевшая "Монреалем", продает его. Но большинство владельцев расставаться с командами не хотят, чтобы не пострадал их собственный деловой престиж. Вообще, ненормальна ситуация, когда даже "Нью-Джерси", который почти каждый год играет в финале Кубка Стэнли, находится в "минусе". Не говоря уже, скажем, об успешной, хотя и не настолько, "Оттаве". Или "Калгари", который вышел в финал последнего Кубка, но от этого не стал финансово более удачливым.

Конечно, борьбой двух групп дело не ограничивается. Бывает, что на рост зарплат игроков влияет и сведение личных счетов между хозяевами. Возьмем классический пример с Сергеем Федоровым, который в 1998 году, будучи свободным агентом второй группы, получил от "Каролины" контракт с бонусом, если не ошибаюсь, в 28 миллионов долларов, в случае, если клуб выйдет в плей-офф. "Детройт" тем не менее это предложение перебил. Все было связано с тем, что хозяин "Детройта" Майк Илич и владелец "Каролины" Питер Карманос когда-то что-то не поделили, работая в юниорской лиге. И Федоров стал для них предметом выяснения отношений.

Но это частность. А главное - в том, что большинство клубов НХЛ жестко занимают, скажем так, позицию "Оттавы" и "Калгари". Все они будут стоять насмерть, чтобы их интересы в новом коллективном договоре оказались соблюдены. Потому-то Бэттмен столь непримирим. И потому с его стороны, убежден, какие-либо уступки исключены.

-Значит, если следующий шаг к сближению сторон все же будет сделан, то Бобом Гуденау?

- Вероятно, так. Шаг с 24 процентами, как я понял из многочисленных интервью игроков и личного общения с рядом из них, вызвал у хоккеистов удивление, поскольку их мнением никто не интересовался. Но он же, этот шаг, показал, что позиции профсоюза более шатки.

-Неужели профсоюз игроков согласится на введение потолка командных зарплат?

- В этом есть большие сомнения. Суперзвезды ведь не захотят зарабатывать меньше, и им пойдут навстречу. А подобное означает, что все остальные станут получать гроши.

Вообще, минусов для возобновления переговорного процесса больше, чем плюсов. Скажем, ситуация в России отдаляет момент взрыва. Когда хоккеист играет, у него одно настроение, когда нет - совсем другое. Сейчас многие энхаэловцы имеют возможность получать за свою работу и удовольствие, и деньги. Они готовы ждать, пока ситуация разрешится сама собой. Даже несмотря на то, что многие успели отвыкнуть от наших реалий, и в интервью - те же Ковальчук, Каспарайтис - нет-нет да высказывают недовольство многим из того, что видят.

-Что, по-вашему, сейчас стоит делать российским болельщикам - радоваться нашему "пиру среди чумы" или тревожиться, что будет после его окончания?

- Радоваться, конечно! Сразу по многим причинам. Ну где еще, грубо говоря, за три доллара увидишь Ягра, который играет против Хабибулина?! С каждым днем звезды набирают форму, свидетельством чему - и недавний матч ЦСКА - "Ак Барс", и Кубок РОСНО. В сборной оказалось возможным создание супертройки Ковалев - Дацюк - Ковальчук, которая вполне могла бы играть роль первого звена и на Олимпиаде. Только локаут сделал возможной ситуацию, при которой у нашей национальной команды может начаться золотой век - ведь те же канадцы с американцами за время простоя теряют форму. А в чемпионате тот же "Ак Барс", несмотря на превосходство в деньгах и именах, не является явным фаворитом, как минимум четыре клуба будут бороться за золото.

И, в конце концов, далеко не факт, что с окончанием локаута на месте суперлиги останутся руины. Если новое соглашение окажется именно таким, какого требуют хозяева клубов НХЛ, и потолок зарплат будет введен, то увидите: большинство российских энхаэловцев останутся на родине. По той простой причине, что в России им будут платить больше, чем за океаном!

На то, что стороны до 14 января - дня официальной отмены чемпионата - все-таки договорятся, есть только один шанс. Лидеры сторон отлично понимают, что если сезон окажется сорван, то тот из них, кто затем пойдет на уступки, лишится своей работы: поражения при таких обстоятельствах ему не простят. Если же сезон все-таки состоится, обойдется без таких фатальных последствий. Это единственное, что подталкивает Бэттмена и Гуденау навстречу друг другу.

Игорь РАБИНЕР