Газета Спорт-Экспресс № 286 (3664) от 14 декабря 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4
ХОККЕЙ |
НХЛ. Локаут |
Сегодня вечером комиссар НХЛ Гэри Бэттмен даст ответ на последние предложения профсоюза, что может привести к завершению локаута.
РАЗВЯЗКА: СЕГОДНЯ? ИЛИ НИКОГДА?
Слава МАЛАМУД |
из Вашингтона |
Предсказывать, как именно отреагирует комиссар лиги Гэри Бэттмен на последнее предложение профсоюза игроков во главе с Бобом Гуденау, не буду, но ситуацию проанализировать необходимо. Итак, что мы имеем?
СЕМЬ МИЛЬ ВПЕРЕД
Во-первых, безусловно, мы имеем новейшую схему финансовой структуры лиги от Гуденау, которая самим фактом своего существования представляет собой огромный, семимильный, беспрецедентный шаг профсоюза навстречу руководству НХЛ.
Во-вторых, мы имеем Бэттмена, потратившего последние пять дней на изучение представленных Гуденау документов. И тот факт, что Гэри не раскритиковал с порога предложения профсоюза, а ушел думать, тоже представляет собой шаг, и немалый, к разрешению конфликта.
Попробуем теперь просчитать возможные варианты развития событий.
Напомню вкратце главные пункты профсоюзной схемы, о которой "СЭ" подробно информировал своих читателей в субботу:
- Немедленное сокращение всех контрактов на 24 процента.
- Установление потолка в 850 тысяч долларов на контракты новичков, а также ограничение на премиальные.
- Введение "налога на роскошь", штрафа для команд, чья платежная ведомость превышает 45 миллионов долларов.
- Распространение на клубы права арбитража.
Также профсоюз предложил создать объединенный комитет по надзору за финансовым положением лиги и внести изменения в систему драфта, а также согласился разрешить игрокам принять участие в Олимпиадах 2006 и 2012 годов.
ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ И ЧЕТВЕРТОВАНИЕ
Не думаю, что Бэттмен уделит слишком много времени первым двум пунктам. Сокращение зарплат на 24 процента - это очень и очень сильный ход профсоюза, который просто невозможно недооценить! Ведь еще недавно игроки предлагали отдать лишь пять процентов и рвали при этом на груди рубахи, превознося собственную щедрость и самопожертвование. А тут - расстаться разом с четвертью зарплаты!
Наверняка именно этот пункт проекта Гуденау склонит общественное мнение на сторону хоккеистов: потолки и налоги на роскошь - термины чуждые для простого люда, а что такое четверть зарплаты, каждый болельщик знает точно.
Впрочем, не станем и переоценивать тех якобы гигантских сбережений, которые эта щедрость сулит клубам. Ведь нынешний сезон, если состоится, будет сильно укорочен, а значит, игрокам изначально будет причитаться вдвое меньше денег. Однако не согласиться на такую царскую уступку Бэттмен просто не может, а просить у игроков большего вряд ли посмеет.
Думаю, комиссара устроит и уменьшение максимальной зарплаты новичков с 1,2 миллиона до 850 тысяч. Уступка немалая (по существу - та же четверть), но главное тут не в ней, а в ограничении премиальных.
Раньше агенты могли преспокойно выторговывать юным дарованиям контракты, по которым им причитались гигантские "чаевые". Проект Гуденау предусматривает ограничить число премий четырьмя, а максимальную суммарную выплату - теми же 850 тысячами. То есть новичок лиги, будь он хоть трижды Ковальчук, теперь ни за что не сможет получить в свой первый год больше 1,7 миллиона долларов. Ковальчук же в свое время снял трехмиллионный куш. Правда, дополнительные премии (так называемые бонусы группы Б) за достижение определенных статистических рубежей профсоюз оставил нетронутыми. Тут, думается, Бэттмен будет торговаться и, скорее всего, добьется новых уступок.
Но и этим жертвоприношение молодняка не ограничивается! Раньше 18-летний вундеркинд мог получить контракт, в котором вся сумма была гарантированной, то есть игрок получал свой миллион, даже если весь сезон не вылезал из фарм-команды. Теперь гарантировать можно не более 212,5 тысячи долларов. Этот пункт проекта Гуденау, дающий клубам-неудачникам возможность консервировать дорогостоящую молодежь в фармах в целях экономии, лично для меня стал большим сюрпризом. Вряд ли комиссару тут есть к чему придраться.
ГДЕ ПОТОЛОК ВЕШАТЬ БУДЕМ?
Молодежь молодежью, за нее постоять некому (школьники-миллионеры раздражают не только владельцев, но и хоккеистов-ветеранов), а вот предложение Гуденау сократить автоматическую надбавку к зарплате ограниченным свободным агентам весьма спорно. Ранее игрок по истечении контракта в обязательном порядке получал 10-процентную надбавку и, если ему этого было мало, мог обратиться в арбитраж. Гуденау предлагает давать 10 процентов только беднейшим слоям населения (хоккеистам, получающим менее 660 тысяч в год), середнякам (до миллиона) ограничить пятью, а миллионерам - оставлять прошлогоднюю сумму. Более того, в арбитраж теперь могут обращаться не только игроки, но и хозяева, если хоккеист, по их мнению, не стоит и этого.
Инициатива отличная, и Бэттмен ее наверняка оценит, хотя тут тоже есть о чем торговаться. Хотя бы - о праве понизить зарплату миллионерам.
Итак, получается, что три из четырех основных пунктов проекта Гуденау лигу должны в общих чертах устроить даже и без длинных переговоров по утряске конкретных цифр. Но судьба нового соглашения, а также судьба сезона зависят не от них, а от пункта номер три.
В вопросе ограничения общих расходов на плату игрокам лига и профсоюз не просто расходятся в цифрах или деталях (как в других пунктах) - они говорят о принципиально разных вещах и на совершенно разных языках.
Бэттмен требует жесткого потолка зарплат, ограничения на общую сумму платежной ведомости каждого клуба. Такое решение, привязывающее расходы команд к доходам, даст возможность владельцам планировать свой бюджет на годы вперед. Хоккеисты, естественно, прекрасно понимают, что жесткий потолок положит конец такому понятию, как 10-миллионный контракт, и категорически его отвергают Взамен Гуденау уже давно пытается предложить "налог на роскошь", систему, при которой командам будет разрешено превышать лимит, платя при этом штраф в общую казну. Бэттмен считает, что "налог" будет неэффективен и в реальные сбережения не выльется.
Что же предложил Гуденау на сей раз? Все тот же "налог на роскошь". Отступив с остальных рубежей, дав хозяевам гигантские концессии в других спорных вопросах, тут игроки окопались весьма прочно. Проект Гуденау предлагает установить лимит зарплат на 45 миллионах долларов - далее штрафы. Они пойдут в общую казну и будут распределяться так, чтобы бюджеты 15 самых бедных команд лиги отставали от бюджетов 15 самых богатых не более чем на 30 процентов.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Сразу же могу сказать, что этот пункт предложения профсоюза - очень и очень слабый. Уверен, Гуденау намеренно оставил большой "запас" в своих выкладках, чтобы дать себе возможность поторговаться. Если взять платежные ведомости всех команд за прошлый год и понизить их на 24 процента, то по предлагаемой профсоюзом схеме "налог на роскошь" будут платить только три (угадайте с трех раз, какие), а общая сумма этого налога не дотянет и до двух миллионов! Несомненно, следует понизить уровень ограничения (хотя бы до 40 миллионов) и увеличить штрафы за его нарушение, причем значительно.
Но дело - не в этом, а в том, согласится ли Бэттмен обсуждать налог в принципе. Ведь уступки в остальных пунктах предложения сделаны как раз для того, чтобы задобрить комиссара, заставить его сойти с незыблемой доселе платформы под названием "Потолок или смерть".
При этом совершенно ясно, что попытка профсоюза - искренняя и выстраданная. Гуденау, железный и непоколебимый, пошел навстречу. Теперь у Бэттмена есть лишь два варианта ответа.
Первый: "Боб, вы, право, меня насмешили. Двадцать центов за сверхлимитный доллар? За кого вы меня принимаете?! Семьдесят и ни центом меньше!" Если Гэри ответит так, Северная Америка сможет открывать шампанское - сезон, скорее всего, будет спасен.
Второй: "Боб, я долго думал, но без потолка мы обойтись не можем. Пожалуйста, рассмотрите наше новое, слегка переработанное контрпредложение". В этом случае что-то свое, национально-сокровенное сможет открывать Россия. Потому что после 24-процентной жертвы на потолок Гуденау согласиться просто не может. Никак. И локаут продолжится. Сезон окажется убит.
Что будет? Сегодня узнаем.