Газета Спорт-Экспресс № 274 (3652) от 29 ноября 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ШАХМАТЫ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ |
Как уже сообщал ""СЭ", Гарри Каспаров за тур до конца суперфинала стал чемпионом России.
Гарри КАСПАРОВ
ЕСЛИ МНЕ ЕЩЕ ЧЕГО-ТО И ХОЧЕТСЯ, ТАК ЭТО СЫГРАТЬ С КРАМНИКОМ И ВЫИГРАТЬ
БИВНИ МАМОНТА
После того как закончилась партия последнего тура Александр Грищук - Гарри Каспаров, мама Каспарова, Клара Шагеновна, вдруг окликнула меня. "Вот один интересный факт, - сказала она. - Ровно двадцать лет назад - день в день - мы зашли в гостиницу "Россия": счет первого матча с Карповым был "минус пять". Сегодня, двадцать лет спустя, мы покидаем гостиницу "Россия". Счет "плюс пять" в пользу Гарика. Я все думала, кому подарить этот факт. Дарю тебе".
Ваш корреспондент подарок оценил - и Клару Шагеновну поблагодарил. Согласитесь, присутствует в этом факте некая мистическая составляющая.
Она же присутствовала и в том, что на закрытии матча один из самых ценных призов (шахматы, сделанные из бивня мамонта, который жил, как утверждают, 100 тысяч лет назад) Каспарову вручал... Анатолий Карпов. Ему, наверное, тоже есть что вспомнить о матче с Каспаровым 1984 года. Ведь это Карпов вел со счетом "плюс пять", а матч так и не выиграл.
...Мы с Гарри поднялись на 11-й этаж "России" и зашли в номер "11 - 148", где Каспаров жил во время чемпионата. С чувством гордости за родную газету замечу: корреспондент "СЭ" оказался первым и последним журналистом, который переступил порог этих апартаментов во время чемпионата страны или после его окончания. И единственным, кому Каспаров дал пространное эксклюзивное интервью.
Хотя Гарри очень устал после тяжелейшей партии с Грищуком, после ее длительного совместного анализа, после состоявшейся затем пресс-конференции и церемонии закрытия, он терпеливо выслушал все мои вопросы и ответил на них добротно и полно. Он даже слегка "завелся", как это с ним всегда бывает, и мы проговорили гораздо больше, чем я рассчитывал.
Оцените доброжелательное терпение Клары Шагеновны. Она сидела, что называется, "на чемоданах": было уже довольно поздно, надо было еще собраться и переехать из гостиницы "Россия" домой, на Арбат. А тут этот несносный Васильев отнимает драгоценную энергию у ее уставшего сына и мешает сборам.
Тем не менее мама Гарри терпеливо выдержала мое вмешательство в распорядок ее жизни. Вот еще один повод сказать ей огромное спасибо.
"МЕНЯ СНОВА НАДО БОЯТЬСЯ"
- Гарри, мне доводилось наблюдать за вашей игрой в 1999 году на турнирах в Вейк-ан-Зее и Линаресе. Там вам удавалось набирать и по "плюс 7", причем в неслабой компании. А в нынешнем турнире вы довольны своими "плюс 5", уровнем игры?
- Нынешний результат, конечно, уступает тем, что были показаны на турнирах 1999 года. Но ведь и исходные у меня были совсем другие. Во-первых, надо учитывать, что с тех пор уровень подготовки соперников стал совершенно иным. А во-вторых, что еще важнее, тогда я был чемпионом мира и находился на подъеме. Тогда как сейчас я играл после двух лет неудач.
Последним турниром, который я выиграл, был Линарес-2002. Вялая, невыразительная игра на мемориале Петросяна, катастрофическая игра в Турции на клубном чемпионате Европы - все это не могло не наложить отпечаток. Ты теряешь уверенность - и соперники перестают тебя бояться. Поэтому нынешний результат стоит особняком - по ходу турнира мои соперники поняли, что, пожалуй, меня снова надо бояться...
- И с какой партии, как вам кажется, они это поняли?
- С первой. Уже в партии с Бареевым они почувствовали, что я, как и прежде, начинаю их прижимать. Хотя к уровню самой игры у меня, конечно, есть претензии. Я не сыграл ни одной цельной партии, такой, в которой все от начала до конца делалось бы на одном уровне. Зато были очень сильно проведенные отдельные куски. К примеру, был очень сильно проведенный кусок партии с Мотылевым. С 30-го по 50-й ход.
- При этом Мотылев мне говорил, что вы в этой партии неоднократно могли у него выиграть...
- Раз шесть. Но ведь вначале у белых, которыми я играл, объективно был немного худший эндшпиль, а я его довел до выигранного. После первого цейтнота сделал серию единственных выигрывающих ходов, а вот когда их стало слишком много, начал творить "чудеса".
Я очень сильно провел дебютную часть с Тимофеевым. В целом хорошо играл, считаю, эндшпиль с Дреевым. Не очень удачно провел партию со Свидлером, но все же лучше Свидлера. Это ведь самое главное: в каждой партии я играл, может быть, не очень хорошо, но всегда лучше соперника.
По высшим меркам, я играл так себе. Но ведь, как утверждает Крамник, мы живем в эпоху спортивных шахмат. Так вот в каждой партии из тех, в которых удалось победить, я оказывался сильнее соперника.
- Что можно сказать о партии с вашим главным конкурентом на этом турнире - Александром Грищуком?
- Эту партию психологически трудно было играть - ведь она состоялась уже после того, как цель была достигнута. Если бы была другая ситуация, я выбрал бы куда более жесткие варианты. А так стали посещать мысли: не последний раз играем, самые принципиальные варианты надо попридержать... И получил очень опасную позицию. Но не зевни я ход 27.g5, пойди 26...Лg8, уже позиция белых начала бы прогибаться: конь на h5 отрезан, пешка на g4 висит, никакие прорывы белых не выигрывают, уже белым надо очень ответственно относиться к каждому ходу. В общем, их позиция становилась бы крайне опасной... После того как я сделал, по существу, проигрывающий ход, у меня оставались три минуты до первого контроля, и, к счастью, удалось найти серию единственных ходов и даже перехватить инициативу.
- С Морозевичем вы не соглашались на ничью, даже когда первое место вам было обеспечено...
- Морозевич действительно предлагал мне ничью, но я отказался, так как позиция у него была тяжелая. Мне удалось его переиграть по дебюту, и пойди я Cd2 вместо а3, черным пришлось бы крайне трудно. Но я и потом нашел кучу шансов игры на выигрыш.
- Морозевич играл с вами дебют очень необычно.
- Он всегда играет очень необычно. Только вот этой необычности ему достаточно, чтобы набирать много очков где-нибудь в Биле. А на чемпионате России такой необычности уже не хватает.
ТРАДИЦИИ ЖИВЫ!
- Вам доводилось неоднократно участвовать в чемпионатах СССР, в двух из них вы победили. А вот в чемпионате России сыграли впервые. Сравнить те турниры и этот можно?
- Да, можно! И это самый главный и самый отрадный вывод, который необходимо сделать после этого суперфинала. Замечательные традиции советских чемпионатов живы! Сейчас другое время, другая обстановка, сейчас Интернет, да и шахматисты здесь играли куда более молодые, чем те, которые боролись в первенствах СССР, но жив удивительный творческий дух, который царил тогда. Жив и прекрасный дух сцены, на которую гроссмейстеры приходили и приходят творить, создавать произведения шахматного искусства.
Посмотрите, какая фантастическая результативность была на этом турнире: 26 партий из 55 закончились победой одной из сторон! А какими боевыми ничьи были! Взять хотя бы мои ничьи с Грищуком и Морозевичем. И у остальных участников ничьи были такие же напряженные.
Московский суперфинал - по его значимости для шахмат - это старое, доброе первенство СССР! Очень редко нынче можно наблюдать, чтобы все так выкладывались. Вроде бы турнир был неоднородным: играли шахматисты разных возрастов и с разным рейтингом, но, повторяю, как выкладывались люди, как старались! Казалось бы, рейтинг Коротылева невелик, однако посмотрите, как он вел партию с Грищуком!
- С моей точки зрения, партии оказались столь содержательными еще и потому, что у шахматистов было достаточно времени на обдумывание: чемпионат России проводился с классическим контролем...
- Наш чемпионат стал одной из последних цитаделей классического контроля. Сейчас много разговоров о том, что, дескать, такой контроль устарел. Да, контроль ФИДЕ динамичнее и играть с ним легче. Но посмотрите на качество игры!
Например, на Олимпиаде в Кальвии игралась партия Ананд - Морозевич. В принципе, я считаю, Морозевич переиграл Ананда в сложнейшей борьбе. Но как она закончилась?! Я видел их игру в прямом эфире. У Ананда оставалось 20 минут, у Морозевича - 5. До конца партии! Создав прекрасное произведение, Морозевич смазал концовку - совершил роковую ошибку в получившемся блице! Если бы партия игралась с классическим контролем, она, уверен, закончилась бы иначе.
- Со стороны кого из шахматистов вы ощущали по ходу турнира наибольшую конкуренцию?
- Уже после первых трех туров стало ясно, что Морозевич в борьбе за золото участвовать не будет. Как раз в 3-м туре у меня был выходной, и я тогда сказал, что лучше всех играют Грищук и Дреев.
- Если бы Дреев сделал в вашей с ним партии длинную рокировку, турнир мог сложиться и по-другому...
- Думаю, белые там не проигрывают, а делают ничью, но - в диких осложнениях. При этом, действительно, не выиграй я эту партию, еще не известно, как сложился бы турнир... Дреев стоял в тот момент на пол-очка впереди, и пойди разберись...
В этом турнире все сложилось для меня благоприятно. С Дреевым немножко повезло, с Цешковским сильно повезло... Правда, не повезло с Мотылевым и Морозевичем... Но в Линаресе я в этом году не выиграл четыре абсолютно выигранных позиции. А здесь - прорвало! Видимо, существует какой-то баланс неудач и удач. Может быть, поэтому здесь в каждой партии я оказывался лучше моих соперников вот на столечко (показывает маленький зазор пальцами).
- Может, хорошо, что Крамник не приехал на этот турнир? Если бы он участвовал, чемпионат был бы совершенно другим?
- Ясно, что, если бы Крамник участвовал, подоплека турнира была бы иной. Внимание оказалось бы сфокусировано на нашем соперничестве. Но если у меня все удачно складывалось на этом турнире, то, готов предположить, что и с участием Крамника сложилось бы так же. Ведь результаты Крамника в подобных турнирах довольно традиционны - между "плюс два" и "плюс три". При том, что я не уверен, что Крамник по-настоящему восстановился после матча с Леко.
Здесь, в Москве, напряжение к третьему туру было таким, что Владимир, вероятно, просто его не выдержал бы. Ты приходишь черными делать ничью, а с тобой никто ее делать не намерен! Все рвутся в бой! Белыми стараешься выиграть, но тоже все борются с полной выкладкой! Если бы Крамник приехал, ему надо было бы бороться за первое место, а к такой борьбе, думаю, он сейчас готов не был.
ЛЕКО СТОЯЛ У ЗАДНЕЙ ЛИНИИ
- Вы, конечно, смотрели матч Крамник - Леко. Но я нигде не читал вашего мнения о нем...
- А я нигде и не высказывался на этот счет.
- Могли бы сейчас высказать ваше мнение о матче в Бриссаго?
- Я во всем привык видеть некоторую закономерность. Все-таки есть предел иссушению шахмат. Так цинично играть в конце матча, как это делал Леко, пытаясь удержать благоприятный счет, было уже против шахмат. Я всегда говорил, что Леко для Крамника очень неудобный соперник, потому что Крамник играет в шахматы, а Леко - это теннисист, который стоит у задней линии, и если надо пятьсот раз послать мяч через сетку к задней линии соперника, он сделает это пятьсот раз. Пятая партия их матча - типичный Леко. Представить ведь было невозможно, что у Крамника можно выиграть такую партию. Но Леко выжал очко из этого сухого эндшпиля.
Крамник, конечно, играл в матче гораздо интереснее. Это был тот самый случай, когда он как бы выполнял "роль Каспарова", постоянно обострял игру. А Леко играл "роль Крамника"... Поскольку пробить Леко Крамнику было очень нелегко, то счет 7:7 совершенно закономерен. Он отражает реальное соотношение сил.
- Высказывалось мнение, что, если бы победил Леко, с ним было бы легче договориться об объединительном матче...
- Пусть не покажется неискренним то, что я сейчас скажу. Я стал смотреть на процессы, происходящие в шахматной жизни, философски: будет матч, не будет матча... Знаете, как будет, так и будет. Да, с Леко легче было бы договориться. Но для того, чтобы о чем-либо с кем-либо договариваться, необходимо, чтобы состоялся мой матч с Рустамом Касымджановым. То, что Крамник сохранил свой титул, сыграв вничью с Леко, хорошо. Если мне сейчас чего-то и хочется, так это сыграть еще один матч с Крамником - и выиграть его.
- В Линаресе вы тоже будете стремиться выиграть ваш микроматч против Крамника?
- В том случае, если Крамник будет в этом турнире играть.
- Состав Линареса-2005 известен?
- Известны шестеро из семи - Ананд, Адамс, Вальехо, Каспаров, Леко, Топалов. Ждут согласия Крамника. Очень важно, что турнир в Линаресе впервые будет проходить по новой системе. Будут высокие призы, но не будет гарантированного гонорара за участие.
- Вам эта система больше нравится, чем прежняя?
- Даже если я выиграю второй приз, то заработаю при этой системе больше, чем прежде. Но я собираюсь выиграть первый приз.
- Еще до Линареса-2005, который начнется 22 или 23 февраля, должен состояться ваш матч с чемпионом мира ФИДЕ Касымджановым. Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов говорил мне об этом как о само собой разумеющемся факте...
- Четыре дня назад, когда у меня был последний выходной на турнире и я позвонил своему менеджеру Оуэну, полной ясности еще не было. Может быть, за эти дни что-то изменилось, может быть, появились деньги, но... Как я уже говорил, сейчас смотрю на все это спокойно: не будет матча в январе, я найду чем заняться.
Мне куда важнее иметь ясность. Ведь если матч состоится в Дубае в январе, то там будет +30 . В Москве же будет, скажем, - 30. Значит, в декабре надо проводить сборы в стране, близкой по климату. Не так уж много на земле мест, где температура будет примерно такой же, как в Дубае. Надо договариваться с людьми, надо искать место проведения сборов. А как это делать, не имея полной ясности?
Будет матч, не будет матча, в любом случае надеюсь, что нынешние методы работы ФИДЕ уйдут в прошлое. Так больше не должно быть. И это понимают все. Нельзя требовать от кого-то выполнения каких-то обязательств, когда ты сам не можешь обеспечить четкий график. Пока же я точно знаю одно - то, что не играю в Вейк-ан-Зее.
- Жаль, состав будет выдающийся...
- Моего согласия ждали до 15 октября. А как я его мог дать, когда не было ясности с матчем?
ОЛИМПИЙСКИЕ ПЛАНЫ
- После Всемирной олимпиады в Кальвии председатель тренерского совета Российской шахматной федерации, заслуженный тренер СССР Анатолий Быховский сказал мне, что, если бы в команде был такой забойщик, как Каспаров, мы, как обычно, стали бы первыми. На следующей Всемирной олимпиаде вы будете играть за российскую сборную?
- Уже сегодня могу сказать совершенно точно: играть в Турине буду. Я был в Турине. Там блестящий Оргкомитет и будет блестящая организация. Играть должны в мае 2006 года, и будет задействована вся инфраструктура зимних Олимпийских игр. Не знаю, последней ли станет предстоящая Всемирная олимпиада в моей карьере или не последней, но в Турине, повторяю, играть буду.
Должен попутно отметить, что, как мне говорили, организация олимпиады в Кальвии была позорной. То, что произошло с Зурабом Азмайпарашвили, - чудовищно. И шахматный мир вновь не отреагировал должным образом на этот вопиющий факт. Вообще, должен сказать, организация турниров наций по муниципальному принципу себя уже изжила. Это - прошлое шахмат.
- Во время олимпиады в Кальвии Михаил Ходорковский, который был тренером женской команды США, рассказывал мне, что вы принимали участие в подготовке женской сборной этой страны к олимпиаде. Это так?
- Принимал участие в подготовке - это, конечно, громко сказано. Провел два занятия прошлой зимой и два - нынешним летом. По аналогии со школой Ботвинника. Посмотрели вместе партии девушек, и я дал несколько рекомендаций. Все это проходило в рамках деятельности "Каспаров чесс фаундейшн". Жужа Полгар, которая триумфально вернулась в большие шахматы, выступила инициатором, она обратилась в наш фонд, который занимается развитием шахмат в американских школах. Мы запросили наших спонсоров. Один из них выделил весьма значительную сумму на проект поддержки национальной женской команды, и Миша Ходорковский блестяще организовал тренировочный процесс. В итоге женская сборная США выступила на олимпиаде блестяще - завоевала серебряные медали и обыграла китаянок.
- У нас, как думаете, что-то подобное возможно?
- Почему нет? Что, у нас меньше людей, которые могли бы поддержать российские шахматы? Благодаря усилиям президента Российской шахматной федерации Александра Жукова проведен вот такой замечательный чемпионат. Можем, если очень захотим.
Многое забывается, а шахматные партии будут жить вечно. И партии московского суперфинала в том числе. И что еще чрезвычайно важно, Российская шахматная федерация, являющаяся одной из сильнейших федераций мира, выполняет сейчас чрезвычайно важную роль по защите классических шахмат. Верю в то, что этот важный курс РШФ сохранит.
...После нашего разговора семья Каспаровых - Гарри, его мама, жена Юлия, сын Вадим - покинула гостиницу. Помимо своих "плюс пяти" Гарри захватил с собой из "России" золотую медаль чемпиона страны, чек на $ 50 000 (первый приз) и шахматы из бивня мамонта. А также философское отношение к продолжающейся жизни.
Юрий ВАСИЛЬЕВ