Газета Спорт-Экспресс № 247 (3625) от 27 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

27 октября 2004

27 октября 2004 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 27-й тур

"ЗЕНИТ" - ЦСКА - 0:3

ОПЯТЬ ГАЗЗАЕВ. 20 ЛЕТ СПУСТЯ...

"...Защита "Зенита" напортачила в элементарных ситуациях, и Газзаев, который до этого забил в чемпионате всего-навсего один захудалый гол, вдруг разыгрался и сделал всю игру".

Понятно, что к итогам нынешнего "матча года" на питерском стадионе приведенная цитата в полном варианте не относится никак, хотя первая ее часть игру зенитовских защитников характеризует весьма точно. Раскроем секрет: этим комментарием подвел черту под финальным поединком Кубка СССР двадцатилетней давности между московским "Динамо" и ленинградским "Зенитом" замечательный знаток отечественной футбольной кухни Константин Сергеевич Есенин.

Отлично помню этот матч, состоявшийся 24 июня 1984 года в Лужниках. Такого "выездного" ажиотажа Ленинград не знал ни до, ни после. По разным оценкам, на главном стадионе страны присутствовало от 25 до 35 тысяч поклонников футбола с берегов Невы. Цветовые гаммы динамовского и зенитовского клубов в принципе похожи, но синий, чисто питерский оттенок в тот день на трибунах стадиона имени В.И.Ленина доминировал безоговорочно. А размеру плаката (или, как говорят сейчас, баннера) - "КАК И СОРОК ЛЕТ НАЗАД, ЖДЕМ МЫ КУБОК В ЛЕНИНГРАД!", - раскинувшегося чуть ли не на весь сектор, позавидовали бы и нынешние фанаты.

Северная столица в тот день с полным основанием готовилась к торжеству. "Зенит" в финале считался явным фаворитом: "Динамо" в чемпионате терпело форменное бедствие, замыкая турнирную таблицу. И тем не менее в составе бело-голубых нашелся человек, лишивший Питер ожидаемого праздника. Это был нападающий Валерий Газзаев, стоявший в тот момент на пороге тридцатилетия. 90 минут игры голами отмечены не были, а в дополнительное время 11-й номер "Динамо" разорвал зенитовскую оборону. За Газзаевым постоянно следили два-три защитника, но на 97-й минуте он забил сам, а на 116-й вывел на ударную позицию тогда еще совсем молодого Александра Бородюка.

После финального свистка динамовская торсида, разумеется, осталась ликовать на трибунах, а тысячи ленинградцев угрюмо спустились с трибун и направились к "Спортивной" (ближайшая станция метро "Ленинские горы", естественно, не работала).

Ощущения были жутковатые - по аллеям Лужников медленно, глядя себе под ноги, в полнейшем молчании двигалась громадная людская масса.

Прошло 20 лет, и ситуация во многом повторилась. Вновь город на Неве, уже переименованный, был преисполнен самых радужных надежд, вновь десятки, если не сотни тысяч его жителей всеми правдами и неправдами стремились попасть на футбол, тем более что на сей раз в Москву для этого ехать не требовалось. И вновь шлагбаум на пути к вершине перед "Зенитом" поставил не кто иной, как Валерий Газзаев. Возглавляемый им ЦСКА в этот вечер оказался сильнее. Что спустя час после игры честно признал главный тренер питерского клуба Властимил Петржела:

- Это футбол. В трех последних матчах с ЦСКА предпочтительнее выглядел "Зенит", но сегодня сильнее смотрелся соперник. Саша Кержаков забил три мяча АЕК, а сегодня его на поле не было видно. Что, он хотел забить меньше? Конечно, нет, но защитники не позволили ему ничего сделать. Оборона ЦСКА сыграла отлично. И в то же время это был не наш день. Перед игрой я говорил, что не знаю, сумеет ли команда восстановиться после сложного матча с греческим клубом. Очевидно, что не сумела. Ошибались даже самые опытные игроки, что уж тогда говорить о молодежи? У армейцев было больше сил, они выглядели свежее. В ряде игровых моментов мы просто не успевали за соперником.

- Как могло случиться, что во время замены Быстрова на Власова никто не стал следить за Жирковым на бровке?

- Честно сказать, я вообще не увидел этого гола. Готовил выходящего на замену Денисова. Будем разбираться. Но решающим стал, считаю, не второй, а первый гол. Это была вопиющая коллективная ошибка. Еще перед матчем я сказал команде, что все наверняка решит первый забитый мяч. Может, не стоило этого говорить...

Александр КУЗЬМИН

Санкт-Петербург