Газета Спорт-Экспресс № 237 (3615) от 15 октября 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ |
Со 2 по 8 октября в Анапе был разыгран Кубок России по виндсерфингу и кайтсерфингу.
ЖИЗНЬ НА ВОЛНЕ
ШТОРМ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ
Жена иногда говорит Севе: "Давай съездим в Париж".
Сева отвечает: "Там нет волны". И с этим не поспоришь.
Фамилия Севы - Шульгин. На вид ему чуть за тридцать, что уже позволяет говорить определенно: свою жизнь он посвятил виндсерфингу. Таких, как Сева, в России меньше, чем пальцев на руке. Не в смысле отношения к воде, доске и парусу, а в смысле перехода на тот уровень, где серфинговое хобби слилось с работой, заслонив собой все остальное. Кроме семьи, конечно. Семья - это святое.
Двое из трех Севиных детей родились на Гавайях - туда его тоже занесло в поисках волны. Нельзя сказать, что Сева с Ниной окончательно пустили там корни, но для Гавайских островов они теперь вроде как не чужие. А уж Гавайи для них - почти родные.
В середине девяностых Сева участвовал в соревнованиях, дважды становился чемпионом страны. Сегодня он сам организует и координирует турниры, которых в последние годы становится все больше, снимает об этом документальное кино, пишет статьи, имеет личный контракт с известной фирмой - производителем спортивной одежды и экипировки, продолжает выступать в своей любимой разновидности виндсерфинга и ищет волну. Которая бродит, как выяснилось, по самым разнообразным уголкам Земли - на Островах Зеленого Мыса и во Вьетнаме, на Маврикии и в Египте, в Южной Африке и Приморье, на Балтике, в проливе Па-де-Кале, на Барбадосе и Канарах.
Вообще говоря, искать волну для настоящего серфера - не занятие и даже не образ жизни, а перманентное состояние души, близкое к диагнозу. Такие люди живут прогнозами погоды. Они держат в голове направления и названия ветров на множестве водоемов планеты. Для них Сочи - самое бесполезное место в мире, поскольку и "абханакский", и "новороссийский" чаще всего слишком немощны и глупы, чтобы подарить нужную волну. А вот на пустынном безрадостном Азове, оказывается, иногда бывают дивные осенние бури.
Кубок России в Анапе давно закончился, а Сева все никак не возникал в Москве. После объяснил: "Понимаешь, только все разъехались, начался та-а-кой шторм!... Это нельзя было пропустить".
LIFESTYLE ВАЖНЕЕ ТИТУЛОВ
К виндсерфингу сейчас тянется все больше народа. Москвичи наверняка обращали внимание на машины дачников, все чаще перевозящие на крышах пеналы характерной формы для досок и парусов. Станции серфинга открыты в Строгине и в Комарове под Питером, в Анапе и Ейске, на Клязьминском водохранилище и на Дальнем Востоке, где, говорят, райские условия для этого вида спорта.
Который, кстати, развивается по своим, довольно специфическим законам. Доводилось слышать, например, что турниры и титулы в виндсерфинге далеко не самое главное. Что, дескать, заорганизованность и судейский субъективизм претят духу чистой борьбы человека с волнами и ветром. Поэтому новички и молодежь охотнее тянутся за теми, кто превратил виндсерфинг в lifestyle - стиль жизни, пусть даже и соревнуясь при этом из-за спортивной славы или денег. Имена этих королей прибоя, носителей философии, эталонов и гуру известны всему серфовому миру - Франциско Гойя, Джейсон Поляков, Джош Ангуло, Робби Нейш... В России один из людей такого толка - Сева Шульгин.
Для большинства остальных серфинг - личное удовольствие. Этот вид спорта не так прост, как кажется. Не по деньгам, нет, хотя и по ним тоже. Виндсерфинг определенно элитарен, индивидуален и совершенно лишен какой-либо поточности. А еще он заразен. Чтобы только начать получать кайф от катания на доске, должен пройти месяц. До этого вы будете падать, биться о доску конечностями и материть верткий парус. А чтобы попасть в сотню лучших серферов мира, необходимо тренироваться полтора десятка лет. Но если вы все же успешно пережили период привыкания, значит, уже приподнялись в собственных глазах над обычными пляжниками. И одновременно подсели на серфовую "иглу". Готовьте деньги, изучайте маршруты, привыкайте всюду возить за собой огромные баулы со снаряжением. Ведь еще через пару лет вас категорически перестанут устраивать прокатные изделия для широких масс. Вы почувствуете себя мастером, которому до зарезу нужна индивидуальная оснастка. Вы - попались.
Первый, кого я увидел в Анапе в мокром комбинезоновом обличье, был известный кучерявый политик, выходивший из воды после катания. Видимо, специально приехал на пару дней к Черному морю, чтобы накататься впрок: вряд ли что-то помешает ему поискать зимой волну в других точках земного шара, однако ж и Анапой он не пренебрег. Что лишний раз свидетельствует: для серферов дело не в месте или престиже, а в водных условиях - и в удовольствии, которое они способны получить.
А почему, кстати, Анапа? Что привлекло ранней осенью именно в этот скромный городок в общей сложности около трехсот любителей виндсерфинга и кайтинга, о котором чуть ниже?
Тут вот какая история. Анапа, как выяснилось, настоящая Мекка российского виндсерфинга. В шестидесяти километрах от нее - Азовское море и бухта Голубицкая, расположенная на другой стороне Таманского полуострова. И здесь, и там мелко, то есть ветер способен нагнать высокую волну. Следовательно, дует юг - здравствуй, Анапа. Дует север - добро пожаловать на Азов.
ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - "ЧЕЛЮСТИ"
На Гавайях есть бухта под названием Пеахи - "Манящая". Почти всегда это абсолютно мирное место. Но несколько дней в году туда приходит волна высотой с семиэтажный дом. Она называется Jaws - "Челюсти". Эта волна - настоящее морское чудовище.
В мире есть несколько людей, которые живут исключительно ради встречи с Jaws. Они катаются на ней, что, по сути, является совершенно отдельным видом спорта, а над ними летают вертолеты, на берегу суетятся спасатели, у которых существует для Jaws специальный план действий. В районе другой бухты - Хукипа - есть кладбище погибших серферов. И ни один из тех, кто дождался свою Jaws, не знает, отпустит ли она его живым.
В Анапе нет ни 20-метровых волн, ни даже 7 - 8-метровых, столь любимых гавайскими серферами. Да и не все разновидности серфинга вообще-то нуждаются в волнах. Race, например, это гонки в чистом виде. Они помогают убить страх перед скоростью, рекорд которой в виндсерфинге составляет около 100 километров в час, почувствовать тягу к большему. Слалом и freestyle - дисциплины на технику и артистизм. А вот X-Wave - прыжки на волнах - самый сложный и красивый вид. Wave - это волна, Х - символ ее капризности, норова, непостоянства. X-Wave - волна-призрак. Когда она уходит, серферы преследуют ее, идут за ней. И в начале октября почти всегда находят в Анапе. 3 - 4-метровых волн и славного пронизывающего ветра вполне хватает им для своих забав.
Только не стоит думать, что тихий российский курорт - нечто вроде серфингового эрзаца, вариант Гавайских островов для бедных и убогих. Людям, приезжающим в Анапу, нужны в первую очередь волна и ветер. И они получают все это сполна, плюсуя сюда еще и сносный сервис, уровень которого в России растет в последние годы. Холодновато? Не факт. Искупаться, например, вполне можно. Да и не кусает особо серферов холод через гидрокостюмы. Кроме того, чем мы хуже голландцев, например, которые в виндсерфинге считаются одними из лучших в мире, хотя у них морская вода редко прогревается выше 15 градусов?!
ГАВАЙСКИЙ ПЕРЕЦ
На будущий год у организаторов есть жгучее желание провести в Анапе один из этапов Кубка мира по виндсерфингу. И первым шагом в этом направлении стал приезд на Черное море самого настоящего, живого и здорового чемпиона мира-2003 и кумира многоликой армии серферов американца Джоша Ангуло. Причем со всеми своими причиндалами - досками, парусами, матчами и т.д.
Для российского виндсерфинга это, несомненно, событие. Особенно если учесть, что отвага 29-летнего жителя Гавайских островов, женатого на креолке с Кабо-Верде (то есть с Островов Зеленого Мыса), обуславливалась не только личным знакомством с организаторами и некоторой финансовой подпиткой с их стороны. Ангуло разузнал заранее, стоит ли ехать в загадочную русскую Анапу, нашел окно в графике собственной жизни между турниром в немецком Зуле и визитом к трехмесячной дочке на Кабо-Верде, позволил добрым русским полностью оплатить свое черноморское турне и - ступил на гальку наших пляжей во всем своем великолепии.
В целом Ангуло произвел впечатление человека, жизненное кредо которого определяется словосочетанием "классный перец". Для начала он дал пресс-конференцию прямо на берегу, затем переоделся, расчехлил доску собственного изготовления (их производство, между прочим, неплохой бизнес), полез в спокойное в тот день море и показал всем, что такое настоящий класс. Умудрился найти волну для кувырка там, где ее почти не было, нарезал штук двадцать ходок туда-сюда, взбудоражил резкостью, скоростью и вышел из воды передохнуть.
Его спросили, в каком возрасте надо начинать. Он ответил: если родители - серферы, то можно и лет в шесть-семь. А лучшим местом для этого по соотношению стоимость/условия являются, с его точки зрения, Острова Зеленого Мыса. Потом рассказал, как однажды в море сломал доску и ногу одновременно и выбирался на берег на честном слове и на одном крыле. А ведь можно, напротив, стать жертвой резкого скисания ветра и заночевать в открытом океане, сидя на доске и не думая ни о чем, кроме как об акулах, электрических скатах и черной бездне под тобой. Такое было однажды с Джейсоном Стоуном и его отцом в стокилометровом проливе Поэола, разделяющем гавайские острова Мауи и Молокаи...
В общем, Ангуло предстал перед российскими серферами героем большого спорта и образцом для подражания. Наиболее продвинутые из них знали, конечно, что Джош в свое время имел проблемы с алкоголем и наркотиками и что потом резко завязал, сумев стать в прошлом году чемпионом мира. Сам Ангуло, разумеется, тоже об этом знал. И верил, что завязал он так крепко, что теперь его ничем не вышибить из седла.
Жизнь доказала, однако, что дым отечества, нам сладкий и приятный, а главное - привычный, способен неконтролируемо воздействовать на чужестранца. Широкая душа общительного и простоватого Ангуло оказалась столь же активной вне водной глади, сколь и на ней. И на волнах, и на земле американец демонстрировал мощные и стильные выкрутасы. В обеих стихиях мускулы его временами становились стальными рессорами, бросавшими стокилограммовое тело Ангуло в самые неожиданные повороты.
Конечно, вечерами он не всегда подходил под определение образца для нашей спортивной молодежи. Но все равно после отъезда этого веселого человека с чуть уставшим от Анапы лицом у русской серфинговой тусовки осталось в душе приятное и светлое чувство. Тем более что она, тусовка, - говорю об этом без всякой иронии - придерживалась на турнире действительно здорового и трезвого образа жизни.
ВСЕ ДОСКИ В ГОСТИ БУДУТ К НАМ
Кому и во сколько обошелся нынешний Кубок России - в принципе не секрет. Основное бремя расходов взял на себя президент федерации виндсерфинга и кайтсерфинга Михаил Отдельнов, возглавляющий столичный банк "Флора-Москва". В прошлом мастер спорта по боксу, а ныне отец шестерых детей, он влюбился в яркий праздник под названием "виндсерфинг" лет десять назад и теперь устраивает его для других. В своей работе поступателен. То, что в прошлом году держалось на энтузиазме, сейчас обрело под собой некую материальную платформу. А отдельные фрагменты соревнований получились даже, не побоюсь этого слова, помпезными.
Так, кроме выписанного с Гавайев живого и здорового (эпизодами даже слишком здорового) чемпиона мира, жители Анапы, готовые было впасть в зимнюю курортную спячку, однажды вечером были раскочегарены ударным концертом "Морального кодекса", Гошей Куценко, Владимиром Турчинским - "Динамитом" и пятиминутным бронебойным салютом отменного качества. А победители и призеры соревнований, которых к пьедесталу подвез "хаммер" Отдельнова, получили, выражаясь новоязом, под весь этот "расколбас" по небольшому, но приятному конверту с кусочком призового фонда.
Поначалу президент федерации хотел объединить под своим началом все досочные виды спорта в России. Ведь техника движений, как ни странно, что в виндсерфинге, что в кайтинге, что в сноуборде, что в скейтборде почти одинакова. Но что-то там не срослось, не согласовалось, и теперь в планах Отдельнова - выйти на международный уровень. Он уже предпринимал попытку выкупить у одной из российских авиакомпаний отель на Кабо-Верде, эксплуатировать его как положено, но держать номеров десять специально для сборов самых перспективных серферов России. Теперь же по итогам Кубка-2004, на который была безвозвратно потрачена приличная сумма, будет составлен финансово-экономический отчет. И предъявлен потенциальным спонсорам будущих соревнований с тем, чтобы заинтересовать их рекламными возможностями и PR-шагами. Потому что во всем мире виндсерфинг - вид спорта абсолютно зависимый от спонсоров, но живущий при этом очень даже неплохо.
У ЗМЕЯ НА ХВОСТЕ
Правда, Россия, как обычно, выбивается из общего ряда. Ведь спонсировать у нас придется не только довольно дорогую экипировку серферов (Доска, сделанная вручную фирмой, что принадлежит, как правило, одной из легенд серфинга, - две тысячи долларов; парус - полторы; еще гидрокостюм, гики, за которые надо держаться в движении, шверты - подводные кили-плавники, мачты... И все это - не в единственном экземпляре, на каждую погоду, на свой ветер. В общем, вопрос упирается тысяч в десять долларов на человека.) Оплачивать будущим покорителям Jaws надо будет еще и поездки. Туда, за горизонт, вслед за ускользающей волной, которую серферы так стремятся оседлать и приручить.
Экипировка у кайтеров, пожалуй, чуть подешевле будет. Да и сам кайтинг технически более простой вид спорта, хотя скорости и высота прыжков там впечатляют. Kite в переводе с английского - "воздушный змей". В данном случае он имеет специальную форму, позволяющую быть ведомым и практически рулить по воде, меняя направление, если удалось поймать классный ветер. Доски у кайтеров меньше, а ребра, задающие форму кайтов, надувные и перед использованием надуваются насосами. Синтетическая "каракатица" расправляет края, упруго захватывает ветер и тянет человека за собой, давая ему возможность нестись по волнам и совершать прыжки.
На соревнования по кайтингу тоже приехал чемпион мира в стиле Wave марокканец Марк Годар - спонсоры послали его посмотреть, до чего там русские докатались-допрыгались. Да, все и впрямь выглядит зрелищно. Но вот мнение об этой разновидности серфинга Севы Шульгина:
- В кайтинге ушла в песок борьба человека и стихии. Змей выдернет тебя из любой волны, как поплавок. Кайтеры не борются с гравитацией, у них есть "крыша" от случайностей. Пробовал - не цепляет. Не экстремальный какой-то экстрим получается.
А такой экстрим Севу не интересует. Он не хочет быть лишенным возможности оступиться, ошибиться, проиграть в малом, чтобы вырвать победу в большом.
И не хочет ехать в Париж. Потому что там нет волны.
Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ |
Анапа - Москва |
2-8 октября. Анапа. Кубок России-2004 по виндсерфингу и кайтсерфингу. X-Wave&Freestyle Pro Contest. Мужчины. 1. Сергей Михеев (Приморско-Ахтарск). 2. Егор Попретинский (Санкт-Петербург). 3. Евгений Юртаев (Москва). 4. Андрей Степанов (Саратов). 5. Дмитрий Петухов (Москва).