Газета Спорт-Экспресс № 216 (3594) от 21 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

21 сентября 2004

21 сентября 2004 | Теннис

ТЕННИС

КУБОК ДЭВИСА-2004

ДОСЬЕ "СЭ"

Парадорн СИЧАПАН

Родился 14 июня 1979 года в Бангкоке. Живет там же.

Рост - 185 см. Вес - 81 кг. Правша.

Профессионал с 1997 года.

Высшее место в рейтинге АТР по итогам 52 недель - 9-е (май 2003 года).

Сейчас занимает 22-е место в Indesit АТР Race и 20-е - в рейтинге по итогам 52 недель.

5 титулов: 2002 - Лонг-Айленд, Стокгольм; 2003 - Ченнай, Лонг-Айленд; 2004 - Ноттингем.

4 финала: 2002 - Ченнай, Вашингтон; 2003 - Индианаполис; 2004 - Ченнай.

Лучший результат на турнирах "Большого шлема" - 1/8 финала (Wimbledon-2003, US Open-2003, Australian Open-2004).

Соотношение побед и поражений за карьеру - 166-118.

За карьеру заработал 2 320 196 долларов призовых.

В прошлом году Парадорн Сичапан стал первым азиатским игроком, пробившимся в десятку сильнейших в рейтинге АТР. А на этой неделе он примет участие в квалификационном матче Кубка Дэвиса за место в Мировой группе-2005 против сборной России, который пройдет 24 - 26 сентября во дворце спорта "Лужники".

Парадорн СИЧАПАН

ЛЮБИМЕЦ КОРОЛЯ И ТОЛПЫ

ТАЙСКИЙ ИВАНИШЕВИЧ

Парадорна Сичапана мне впервые довелось увидеть в деле наУимблдоне-99, где он, будучи еще мало кому известным молодым человеком, в матче второго круга против Евгения Кафельникова сделал 24 эйса. После того поединка, состоявшего из четырех партий и продолжавшегося более двух с половиной часов, я спросил нашего теннисиста, какое впечатление произвел на него тайский Иванишевич.

- Да какой это Иванишевич! - в голосе Кафельникова сквозило раздражение, вызванное то ли моим вопросом, то ли собственной игрой. - Обыкновенный парень, который вышел на корт и показал максимум своих возможностей.

Я кивнул, но в глубине души не согласился с нашим маэстро. Хотя большинство технических элементов дебютант турниров "Большого шлема" выполнял не очень чисто, его подача производила сильное впечатление, и сравнение с хорватским "мистером эйсом" напрашивалось само собой. Другое дело, что никакого авторитета в кафельниковских глазах Парадорн иметь не мог. Ведь список его достижений к тому моменту ограничивался победами даже не на "челленджерах", а на "сателлитах", "фьючерсах" и проходивших в том году в Брунее Играх юго-восточного азиатского региона-99, где он стал лучшим во всех трех разрядах. Первые же заметные успехи на турнирах АТР - полуфинал в Сингапуре, четвертьфиналы в Ташкенте и Шанхае - пришли к Сичапану через два-три месяца после Уимблдона.

То, что подача со скоростью за 200 км/ч и по сей день остается основным козырем первой ракетки Таиланда, абсолютно закономерно. Ведь для ее совершенствования не нужны классные спарринг-партнеры, дефицит которых в Таиланде ощущается даже сейчас. То же самое, кстати, относится и к тренерам. Азы теннисной науки Сичапану пришлось постигать под руководством своего отца Чанашая Сичапана - в прошлом банковского клерка, а ныне капитана национальной сборной в Кубке Дэвиса.

1999 год Парадорн закончил на 109-м месте в мировой классификации. А в начале следующего сезона он сразу же напомнил о себе победой в первом круге Australian Open над входившим тогда в двадцатку сильнейших словаком Каролем Кучерой. Правда, закрепиться в первой сотне ему не удавалось около двух лет. Это произошло только в сезоне-2002, когда он выиграл два турнира АТР, еще на двух дошел до финала и начал систематически огорчать таких асов, как Хьюитт, Агасси, Сафин, Ферреро. Стало очевидно, что в теннисе появилась новая яркая личность.

ТАЙСКИЙ ЭДБЕРГ

Нередко можно видеть, как талантливому теннисисту мешает реализовать себя в полной мере чрезмерно бурный темперамент. Сичапан - игрок другой породы. Назвать его очень талантливым вряд ли можно. Один из авторитетных российских теннисных специалистов даже после яркой победы Парадорна над Андре Агасси во втором круге Уимблдона-2002 сказал мне, что с точки зрения техники лучшие перспективы у другого азиата - корейца Ли Хьюн Тайка. Однако недостатки Сичапана с лихвой компенсирует его характер. Порой кажется, что у этого парня просто железные нервы.

По итогам 2002 года Парадорн получил сразу два традиционных приза Ассоциации теннисистов-профессионалов - за наибольший прогресс (скачок в рейтинге со 126-го места на 16-е не мог не впечатлять) и за спортивное поведение (этот трофей носит имя признанного джентльмена корта Стефана Эдберга). Думаю, не найдется человека, который бы видел, что Парадорн спорит с судьями. Он не из тех, кто винит в своих ошибках других, и понимает, что любой может допустить оплошность. Ну а уж о том, чтобы в сердцах швырять и ломать ракетки, и речи нет. Этот парень никому не отказывает в автографах и вызывает симпатию даже у тех, кто болеет за его соперников.

Как Сичапану удается столь хладнокровно реагировать и на большие победы, и на обидные поражения? Сам он объясняет это влиянием одной из четырех главных мировых религий - буддизма.

- Моя вера помогает мне сохранять спокойствие на корте и за его пределами, - говорит Парадорн. - То, что я езжу на "Мерседесе", не мешает мне каждый вечер обращаться к богу. Мои молодые соотечественники порой забывают культуру своей страны, но это неправильно. Я был и останусь настоящим тайцем.

В общем, резкий скачок в результатах в 2002 году абсолютно не вскружил голову Сичапану. В прошлом сезоне он продолжил свое восхождение в классификации АТР: в мае впервые занял в ней 9-е место, а закончил год на 11-м. Список его достижений пополнился еще двумя титулами и одним финалом, а также выходами в 1/8 финала Уимблдона и US Open. Немаловажно и то, что впервые в своей карьере Парадорн всего за 11 месяцев заработал без малого 800 000 долларов призовых.

- Безусловно, он один из наиболее стремительно прогрессирующих игроков, - считает исполнительный директор АТР Марк Майлз. - Но куда важнее то, что Парадорн доказал: достичь высот в теннисе можно и живя в Бангкоке.

ТАЙСКИЙ ЧАНГ

Даже сейчас, когда Сичапан на равных сражается с лучшими из лучших, а китайская женская пара выигрывает Олимпийские игры, большой теннис никак нельзя назвать спортом № 1 в Азии. Тем не менее крупные турниры на этом континенте проводятся регулярно. И больше всего на них преуспел Майкл Чанг.

Когда он после своего сенсационного триумфа на Roland Garros-89 в одночасье стал национальным героем всей Азии, Парадорну было 10 лет, четыре из которых он занимался теннисом. Конечно же, мальчик смотрел телетрансляции из Парижа и видел, как Чанг шел к главной победе своей жизни. Помимо всего прочего обратил юный Сичапан внимание и на то, что у нового чемпиона Франции кожа не белая.

- Я сразу подумал: если он может, то почему не могу я? Так Майкл стал моим идолом, - рассказывал позже таец в интервью New York Times.

Впрочем, несмотря на свои китайские корни, Чанг был и остается стопроцентным американцем. А Сичапану было суждено стать первым азиатским теннисистом, пробившимся в Тор 10. Чанг, возможности которого были ограничены физическими данными, считался одним из самых терпеливых в мировой теннисной элите и мог минутами разыгрывать один мяч. Сичапану же чужды долгие перестрелки с задней линии. Его стихия - зрелищная, агрессивная игра.

Хотя подъем в карьере Сичапана пришелся на спад в карьере Чанга, на турнирах АТР они успели встретиться пять раз. Первые два поединка, один из них на траве, довольно легко выиграл Майкл. Затем в упорнейшей борьбе дважды брал верх Сичапан. А в прошлом году его преимущество над Чангом было уже очевидным. Что ж, мальчик вырос, его кумир постарел...

Этот сезон Парадорн проводит не так ярко, как два предыдущих. Пока на его счету лишь один титул, один финал и четвертый круг Australian Open. Зато Сичапан вывел свою сборную в квалификационный раунд Кубка Дэвиса.

ТАЙСКИЙ АГАССИ

Сравнение Сичапана с Агасси может показаться еще более натянутым, чем с Иванишевичем. Тем не менее и тот и другой после выигранного матча кланяются публике на все четыре стороны. Но если Агасси, который, если не ошибаюсь, приобрел эту привычку на победном для себя Roland Garros-99, делает традиционные поклоны, то Сичапан кланяется по-тайски, сложив руки на груди, и достигает тем самым двойного эффекта: он и публику приветствует, и дипломатично обозначает свою национальную принадлежность.

Кстати, в ноябре 2002 года Парадорн был объявлен культурным послом своей страны, получив из рук таиландского премьер-министра Таксина Шинаватры красный дипломатический паспорт. И его контакты с сильными мира сего этим не исчерпываются. Король Таиланда Пумипон Адульядет очень высоко ценит достижения Сичапана, и сравнительно недавно тот был удостоен аудиенции своего монарха. Подобной чести в Таиланде не оказывали даже самому популярному там спортсмену, американскому гольфисту Тайгеру Вудсу, мать которого - тайка по национальности.

В то же время Сичапан не отрывается от народа, который его очень любит. Когда в прошлом году он приехал домой на зимние каникулы и принял участие в пропагандировавшем аэробику шоу, которое проходило под открытым небом в проливной дождь, поприветствовать Парадорна пришли 47 000 человек! Интересно, что будет через две недели на финале бангкокского 500-тысячника Thailand Open, если Сичапан станет участником решающего матча? Между прочим, турнир этот был создан специально под него...

Евгений ФЕДЯКОВ