Газета Спорт-Экспресс № 158 (3536) от 15 июля 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3
ОЛИМПИЗМ |
ОДИССЕЯ-2004 |
ДО ОТКРЫТИЯ ОЛИМПИАДЫ В АФИНАХ ОСТАЛОСЬ 29 ДНЕЙ |
МНЕНИЕ |
БОГАТЫРИ - НЕ МЫ
Сергей БУТОВ
Тяжелый вес в штанге - без наших. Вы можете в это поверить? Для людей постарше, воспитанных на блистательных победах Юрия Власова, Леонида Жаботинского, Василия Алексеева, - это нонсенс, нечто абсолютно невозможное. Тогда как для других, тех, кто уже не застал времена, когда отечественные атлеты безоговорочно доминировали на мировых помостах, - это просто необычная ситуация, весьма прискорбная, но не более того.
Бросив взгляд на состав мужской сборной России, которая выступит в Афинах, кое-кто и вовсе скажет: подумаешь, мол, всего-то еще один вес останется "незакрытым". И будет по-своему прав: действительно, из восьми категорий россияне будут представлены только в четырех. Но в том-то все и дело, что тяжелый вес - далеко не просто одна из весовых категорий. Применительно к нашей стране, это символ национальной гордости (теперь, увы, уже бывший символ) или, если хотите, индикатор положения дел в российской тяжелой атлетике. Вывод напрашивается сам собой: раз неладно в тяжелом весе - значит, пора изо всех сил бить в набат.
С 1960 по 1996 год (Игры-84 в Лос-Анджелесе - не в счет, там мы не выступали) представители СССР и России ни разу (!) не уступили звания олимпийского чемпиона в тяжелом весе. Это была наша вотчина, куда иностранцу вход заказан. Такой же вотчиной было, например, парное фигурное катание. Или тяжелый вес у борцов - правда, с некоторыми оговорками. Но ведь беспроигрышные серии не могут длиться вечно, вот наконец и пришла пора собирать камни. Вернее, их осколки. Ведь самое печальное в нынешней ситуации, на мой взгляд, состоит не в том, что наш ведущий тяж не в состоянии бороться за высокие места, а в том, что у него за спиной нет никого. Вообще никого.
Наш тяжелый вес был обречен на неудачу уже хотя бы потому, что в период между сиднейской и афинской Олимпиадами в России не появилось ни одного нового имени или просто подающего надежды спортсмена. Повторяю: ни одного! Андрей Чемеркин, бесспорно, был и остается великим спортсменом. Месяц назад в Подольске проходил отборочный турнир кандидатов на поездку в Афины, и Андрей, знаю, очень хотел доказать всем, что он еще может. Увы, его время, судя по всему, уже ушло.
Одно время в списке "главных надежд" числился Михаил Кокляев, однако зарекомендовал он себя как неплохого, но не умеющего вовремя собраться штангиста. Блеснул в начале нового олимпийского цикла Роман Мещеряков, заняв второе место на чемпионате мира, но не выдержал испытания "медными трубами" и постепенно сошел на нет. Состоянию, в котором мы дожили до афинских Игр, вполне подошло бы слегка измененное название романа Виктора Пелевина - "Чигишев и пустота".
А ведь давно известно, что на одном мастерстве - без жесткой конкуренции - далеко не уедешь. Честолюбивые дублеры, готовые в любую секунду сбросить фаворита с его пьедестала, стоит ему чуть зазеваться, необходимы: лучшего двигателя прогресса человечество еще не изобрело. И вот как раз такого двигателя в российском тяжелом весе и не нашлось.
Так что же дальше? Гостренер сборной России Юрий Сандалов сказал в разговоре с автором этих строк, что теперь надо делать ставку на молодых, однако в ответ на мою просьбу уточнить фамилии тех, на кого эта ставка может быть сделана, тактично промолчал. Зато все тот же Сандалов и двукратный олимпийский чемпион Леонид Жаботинский, с которым мне удалось пообщаться, в один голос поддержали решение президента нашей федерации тяжелой атлетики Николая Пархоменко не везти Чигишева в Афины в качестве "туриста" и удвоить представительство России в том весе, где у нас есть хорошие шансы на медали.
Каким бы жестоким не выглядело это решение по отношению к Чигишеву и вообще ко всем, для кого тяжелый вес - особый вес, оно абсолютно справедливо. Давно канули в Лету те времена, когда нам было почти все равно: одной медалью больше, одной меньше. Пора учиться выжимать максимум из того, что есть.