Газета Спорт-Экспресс № 142 (3520) от 26 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1
ФУТБОЛ |
EURO-2004 |
МАТЧ № 25 |
1/4 финала |
ПОРТУГАЛИЯ - АНГЛИЯ - 2:2. Пенальти - 6:5 |
РАДИ ТАКИХ МАТЧЕЙ И ПРИДУМАН ФУТБОЛ
Игорь РАБИНЕР |
из Лиссабона |
ВЕЛИКАЯ НОЧЬ
Можете ли вы представить себе полицейского, который без зазрения совести свистит в свой свисток просто для того, чтобы выразить восторг, его переполняющий?
Можете ли вообразить собаку, завернутую ошалевшим от счастья хозяином в португальский флаг, - и самого хозяина, пожилого солидного мужчину, который прыгает, как ребенок?
Ночь была сумасшедшей - и Лиссабон вокруг тоже был сумасшедшим. Опьяневшим от чувства победы, что разливалось вокруг. И от матча, который не забудешь уже никогда. Матча, ради каких и придуман футбол.
Невыносимо хотелось хотя бы на минуту почувствовать себя португальцем - и понять, что ощущают люди, переживающие ТАКОЕ. Да что там говорить - и англичанином хотелось себя почувствовать! Более того - мечталось, чтобы когда-нибудь мы даже не выиграли так, как Португалия, а хотя бы проиграли так, как Англия. Вырвав из груди свое львиное сердце.
Возникло и еще одно - странное и, увы, горестное чувство. Вроде бы всего четыре дня прошло с момента последнего матча сборной России - а как будто здесь, в Португалии, ее и не было. Как не было и другого "гарнира" - болгар, швейцарцев, хорватов, даже немцев. Начался совсем другой чемпионат Европы. Для больших.
За царством, уж простите, лилипутов открылся мир футбольных Гулливеров. После битвы на "Да Луш" куда-то испарились все самоутешения о нашем достойном сопротивлении, о том, что сыграли в свою силу, о травмах и судейских ошибках. Мелко все это. Даже мелочно.
Не знаю, можно ли наш футбол изменить так, чтобы светлое будущее проявилось хотя бы на горизонте. Куда проще смириться с тем, что вот он, наш уровень. Живи себе маленькими радостями - фактом выхода в финальную стадию, например.
Но в человеческой природе - мечтать о чем-то настоящем. И после матча Португалия - Англия отчего-то безумно захотелось, чтобы восторг и ошеломление, испытанные на "Да Луш", а потом на улицах ночного Лиссабона, когда-нибудь довелось испытать и нам с вами.
ВЕЛИКАЯ БИТВА
После такой игры хочется сопоставить свои эмоции с мнением профессионала. Мне в этом смысле повезло: в ложе прессы по приглашению немецкого телевидения сидел Абел Шавьер. Помните этого экстравагантного португальца с крашеной бородой - того самого, который сыграл рукой на исходе овертайма полуфинального матча Euro-2000 с французами (после чего австрийский судья Гюнтер Бенке назначил решающий пенальти)?
Мне удалось побеседовать с бывшим защитником "Ливерпуля" (а значит - лицом, вдвойне заинтересованным) и до матча, и в перерыве, и после. Интервью с ним вы найдете на 4-й странице, а пока - первая послематчевая реакция Шавьера: "Это была фантастическая игра. Я, естественно, болел за Португалию, рад ее победе, но в то же время мне очень жаль англичан, и не только потому, что со многими - скажем, с Джеррардом и Оуэном - я вместе играл. А потому, что Англия была так же прекрасна, как и Португалия. На самом деле главный победитель у этого матча - даже не моя родная страна. Этот победитель - футбол. Представьте, сколько людей "заболеют" нашей игрой, поглядев на такое!"
"Такое" продолжалось 120 минут игры, а завершилось серией пенальти и победным ударом Рикарду. Надо было видеть, как текли слезы у светского льва Бекхэма и огромного темнокожего верзилы Кэмпбелла. Надо было ощутить восторг великого Эйсебио, который, выскочив на поле, разыграл целую пантомиму - прыгал, хватался за голову, закрывал от восторга лицо полотенцем, заключал в объятия Нуну Гомеша и Поштигу...
Стоит ли удивляться, что начала пресс-конференции журналисты прождали почти час, - после таких-то страстей? Хотелось не просто послушать, что говорят Луиз Фелипе Сколари и Свен-Еран Эрикссон, но и задать им вопросы от "СЭ". Повезло. Пусть журналистов собралось несколько сотен, такое право, к счастью, было мне предоставлено.
- Не считаете ли вы, что, если бы Уэйн Руни не получил травму в первом тайме, Англия одержала бы победу? - спросил я Эрикссона.
- Мне не хотелось бы так говорить. Хотя бы потому, что такая фраза может быть воспринята как поиск оправданий, а я их искать не хочу. Что же касается Руни, то, конечно, было безумно жаль, когда он не смог продолжить игру. Уэйн получил примерно такую же травму, как Дэвид Бекхэм незадолго до начала чемпионата мира-2002. Возможно, на лечение ему потребуется несколько недель или даже месяц.
- Что думаете по поводу незасчитанного гола Кэмпбелла на последней минуте основного времени?
- Только одно: если судья принял такое решение, мы должны его принять и не имеем права на него жаловаться.
Один вопрос удалось задать и Сколари:
- Какие чувства вы испытали, когда увидели, что вратарь Рикарду подходит к 11-метровой отметке?
- Никакого удивления не было, потому что Рикарду - один из наших штатных пенальтистов. На тренировках он регулярно бьет с "точки", и я еще ни разу не видел, чтобы наш вратарь промахнулся. Скажу вам больше: если Португалии еще раз придется бить послематчевые пенальти, то, вполне возможно, Рикарду окажется в первой пятерке!
ВЕЛИКИЕ ТРЕНЕРЫ
Запомним это обещание, данное "СЭ" главным тренером португальцев. А заодно отметим, что геройство Рикарду, который отразил удар Васселла и забил Джеймсу победный пенальти, - это личная победа Сколари. Как его критиковали за конфликт с Витором Баия, из-за которого опытнейший вратарь "Порту" не был взят на чемпионат Европы! И вот теперь его сменщик сказал решающее слово в, возможно, самом красивом - и, уж точно, одном из самых важных матчей Euro-2004. Что ж, великие тренеры имеют право на те решения, которые они посчитают нужными.
Услышав вопрос о Рикарду, Сколари улыбнулся, заодно хитро стрельнув глазами. Стало ясно, что ему приятно говорить на эту тему. Вообще оба специалиста вели себя на пресс-конференции замечательно - и оба же удостоились аплодисментов. Их нередко можно услышать в России, но в Европе овации журналистов, поверьте, явление чрезвычайно редкое.
Они очень разные, Сколари и Эрикссон. Швед интеллигентен и невозмутим до какой-то немыслимой степени. Репортеров английских таблоидов, жаждущих сенсаций, Эрикссон просто бесит своей непробиваемой воспитанностью! Ему даже придумали прозвище - the King of Understatement. To есть - король "недозаявлений", человек, никогда не допускающий резких высказываний. И ни на кого не срывающийся. Вот у кого надо бы нашим тренерам поучиться поведению на публике в критических обстоятельствах. Или в четверг вечером они были не критическими?
Сколари - другой. Живой, остроумный и просто умный, с веселым блеском в глазах. По мимике видно, что, услышав вопрос, он прочитывает все журналистские намерения заранее. А еще Сколари - очень простой и доступный. Вроде бы - глыба, тренер чемпионов мира, а сколько знакомых репортеров его по-свойски обняли и расцеловали после окончания пресс-конференции.
Если образ Эрикссона - утонченный профессор, то впечатление от Сколари я бы сформулировал не очень газетным, но в этом случае, по-моему, точным определением - "классный мужик". С таким хочется попить пива и поговорить "за жизнь".
ВЕЛИКИЕ РЕШЕНИЯ
Великий тренер должен принимать великие решения. Сколари принял его на 75-й минуте, заменив Луиша Фигу на молодого Элдера Поштигу.
Кто-то скажет (и наверняка справедливо), что Фигу по такой его игре надо было менять намного раньше. Но так может высказаться только тот, кто не понимает, что такое культовый игрок нации и каково даже самому титулованному тренеру (к тому же иностранцу) решиться заменить его в решающем матче. И чем это может обернуться - все на стадионе видели, как раздраженно Фигу воспринял замену: он демонстративно ушел с поля не как полагается, а за ворота - и, не подойдя к скамейке, отправился в раздевалку. Тем не менее Сколари принял это решение!
Соль его заключалась и в том, кто вышел вместо Фигу. Элдер Поштига в минувшем сезоне выступал за лондонский "Тоттенхэм". И провел там кошмарный сезон: забил 1 (один) мяч, чудовищное число раз промахнулся из выгодных ситуаций и получил неофициальный титул худшего (!) нападающего сезона в премьер-лиге. Худший выходит против англичан - и... сравнивает счет!
Четвертый гол забивают на Euro-2004 те, кого Сколари с его невероятным чутьем ритма игры выпускает на замену. Второй гол в ворота сборной России провел Руй Кошта. Победный мяч в матче с испанцами оказался на счету Нуну Гомеша. Теперь - Поштига и тот же Руй Кошта.
ВЕЛИКИЕ СЮЖЕТЫ
История с Фигу и Поштигой стала лишь одним из многих великих сюжетов в этом удивительном матче. Вначале - гол на третьей минуте не забивавшего до сих пор на турнире Оуэна. Это же - драма Коштиньи, сбросившего мяч на ход английскому форварду. Судьба сравняла счет в своем поединке с полузащитником "Порту". А именно - забрала у него то, что дала пару месяцев назад, когда Коштинья на последней минуте ответного четвертьфинального матча Лиги чемпионов против "МЮ" на шокированном "Олд Траффорда" вывел свой клуб дальше. К будущему Кубку.
Далее - травма героя группового турнира Руни. Ох, зря газета Sun (кстати, чтение английской прессы до возвращения на родину игрокам сборной Англии категорически запрещено) в день игры опубликовала на целую полосу фото голых ступней ливерпульского юнца! Ох, зря Эрикссон не удержался от сравнения Руни с Пеле (и сам потом этого сравнения испугался), что обрушило на голову парня чудовищную ответственность! Не выдержала нога Руни - и утешали его перед заменой даже соперники, в частности Жорже Андраде. Но легче ли было ему от этих утешений, когда надо было уходить с поля в таком матче?
Следующий сюжет - замена Скоулза на Фила Невилла, защитника от природы, действующего ныне в середине поля. Тем самым Эрикссон дал понять: в отличие от первого тайма во втором он намерен играть на удержание счета. Это осторожничанье, думаю, Англию и сгубило. В тот момент, когда Поштига сравнивал счет, британцы о контригре уже и не вспоминали.
Еще один сюжет - промах Бекхэма с пенальти. Второй на турнире. С 11-метровой отметки, на которой, как выяснилось, англичане дважды за чемпионат просили поменять траву. Но этого не было сделано, и в решающий момент у капитана "поехала" опорная нога.
И, наконец, финальный сюжет - с Рикарду. Позже выяснится, что пробитие решающего пенальти не было инициативой голкипера: сигнал к тому подал ему Руй Кошта. Тот, что не забил 11-метровый сам. Каков поворот!
"Несмотря ни на что, мы показали великий дух, особенно в дополнительное время", - прав Майкл Оуэн. И автор еще одного гола Фрэнк Лэмпард тоже прав: "Мы все чувствовали, что могли пройти путь на этом турнире до конца. Не повезло. Наверное, еще не наступило наше время. Но оно обязательно наступит".
Но это будет завтра. А сегодня трудно поверить, что чемпионат Европы еще не закончился. Ведь самое гениальное, что только можно было на нем сыграть, кажется, уже сыграно.