Газета Спорт-Экспресс № 134 (3512) от 17 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

17 июня 2004

17 июня 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2004

ЧУЖИЕ-2004

Игорь РАБИНЕР

Есть в юго-восточной части Лиссабона, близ устья реки Тежу, очень красивый монастырь Жеронимуш. Рядом - величественный памятник Первооткрывателям новых миров, мужественным людям, которые бесстрашно шли в открытую Атлантику. Перед фасадом монастыря - флаги всех 16 стран-участниц Euro-2004. Включая Россию. И сотни российских туристов еще вчера с гордостью фотографировались рядом с нашим стягом.

Увы, уже сегодня его без всякой жалости снимут - как решено убирать с этого почетного места все флаги стран, чьи команды теряют шансы на дальнейшую борьбу за европейское золото. Российский корабль преждевременно затонул.

Первый круг ада для наших путешественников наступил, едва они отплыли от берега. Эх, Вадим Евсеев, вашу бы прошлогоднюю страсть Кардиффа - да в то мгновение, когда Манише укрывал от вас мяч и наносил роковой удар! 0:1 на седьмой минуте, на бушующем "Да Луш" - это была уже почти смерть. Но только почти.

На 16-й минуте наш корабль получил вторую пробоину. После третьего фола подряд желтая карточка настигла капитана - вторая на турнире, лишавшая его права сыграть против греков. Вы можете представить себе эту сборную без Смертина?

Нет, нельзя утверждать, что судно "Россия-2004" пошла ко дну безропотно. Был неотданный пас Лоськова на выход Измайлову, были несколько штрафных, растранжиренных с опереточной легкостью - будто такие моменты будут возникать раз в две минуты. Но играла сборная России без ворот. То есть - плыла без компаса. В никуда.

А когда случился тот треклятый эпизод в конце первого тайма, стало ясно: это все. Несколько раз просмотрев видеозапись удаления Овчинникова, я, признаться, так и не понял, кого же винить в беде - пирата из Норвегии или самих себя во главе с отдававшим пас назад Лоськовым. Показалось, что мяча за пределами штрафной голкипер рукой не касался. Судья решил иначе. И перед перерывом, проигрывая, мы остались вдесятером и без основного вратаря. Это ли не мучительная гибель?

Но, Бог ты мой, что это такое? На второй тайм в белой форме выплывает не утлое суденышко с множеством пробоин и трясущейся от страха командой, а гордая яхта с десятью морскими дьяволами. И начинается ожесточенная борьба, и творит чудеса героический Малафеев, и выпрыгивает выше крыши стадиона новичок Бугаев, и черт знает откуда появляется надежда. И нет больше у португальской стихии той силы, что до перерыва казалась смертоносной, а вопрос о том, не встала ли команда - по крайней мере, в душе - на сторону Мостового, снимается с повестки дня. И выходит наконец-то долгожданный Быстров, который оказывается в полушаге от пенальти. Господи, ну почему русским, чтобы проснуться и разъяриться, нужно оказаться на пороге гибели? Ну почему нельзя быть самими собой, когда все нормально?

Чуда не произошло. Стихия их все-таки поглотила. И жутко обидно осознавать, что способны-то они были, кажется, на гораздо большее - как те же греки Отто Рехагеля.

Не знаю, как Россия сыграет в своем последнем матче на этом первенстве, но если судить на данный момент, мы не будем вспоминать о Euro-2004 с краской стыда на лице. Скорее - со спокойной (и, увы, уже привычной в новейшей истории) досадой. Россия проиграла, но не опозорилась. Она просто оказалась здесь, в Португалии, чужой. Как многие - что скрывать? - в общем-то и предполагали.

Лиссабон

О вчерашних матчах группы А и другой ночной информации - стр. 8