Газета Спорт-Экспресс № 132 (3510) от 15 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

16 июня 2004

16 июня 2004 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2004

О ЦИТАТЕ, "ФИЗИКЕ" И ОПТИМИЗМЕ

Игорь РАБИНЕР

из Виламоуры

ЧТО БЫЛО В ГАЗЕТЕ MARCA?

В воскресном номере испанской газеты Marca среди цитат игроков сборной Испании обнаружилось высказывание строк в десять под незамысловатым заголовком MOSTOVOI. Текст был таким: "Во втором тайме мы очень сильно устали. Голова функционировала хорошо, но ноги не шли. Мы очень много тренировались и были как будто мертвые. Наверное, нужно было готовиться в другой манере. Думаю, что не сможем выйти из группы".

Тем же утром о резких словах Мостового - истинных или выдуманных, другой вопрос - узнал Ярцев. Кто ему о них сообщил, неизвестно, но для того, чтобы эту цитату "откопать", особых усилий прикладывать было не нужно: в Интернете она появилась еще поздним субботним вечером, до выхода бумажной версии Marca, и была тут же переведена российскими новостными лентами. Из Москвы, скорее всего, и раздался звонок.

Удовольствия эмоциональному тренеру, до конца еще не отошедшему от перипетий игры, слова самого опытного игрока сборной, понятное дело, не доставили. Главный тренер вызвал Мостового (сам игрок этот факт нам подтвердил) и спросил: "Что ты там наговорил?" Мостовой от всего открестился - сказал, мол, лишь то, что не было свежести, остальное же испанская пресса домыслила. Ярцев футболиста выслушал, но есть основания полагать, что не очень-то ему и поверил.

Дело в том, что черта Мостового не молчать ни по одному поводу в сборной известна всем. Сам футболист называет ее стремлением говорить правду в любой ситуации. Оппоненты - ворчливостью, которая только баламутит команду и не дает ей сосредоточиться на подготовке. Довелось услышать мнения, что 35-летний Мостовой должен быть благодарен Ярцеву за сам факт своего включения в португальскую заявку и уж тем более в стартовый состав на матч с Испанией, а потому, мол, делать какие бы то ни было замечания в адрес тренерского штаба он не имел морального права. Другие возражают: раз человека включили в заявку, значит, он такой же член команды, как и остальные. И говорить, к тому же на правах опытного мастера, имеет право как минимум не меньше остальных. Какая точка зрения вам ближе - выбирайте сами.

Впрочем, дело не только в Мостовом. Об отсутствии свежести заговорили и другие футболисты. Кое-кто - правда, не для печати - высказал недовольство по поводу проведения двусторонней игры во время открытой тренировки в прошлую среду. Потому что, во-первых, она отняла много сил, а во-вторых, помешала нормальной самоподготовке игроков: у них сидело в голове, что их видят не только тренеры, но и куча людей со стороны, которые не замедлят раструбить о каждой ошибке на весь мир. В качестве антитезы приводился пример с испанцами, которые во время последнего открытого занятия дурачились и играли в... баскетбол.

Что же было на самом деле? Насколько велики были нагрузки - или некоторые игроки использовали этот аргумент, чтобы оправдать собственные неудачи и переложить всю вину на штаб? Какой физической формы можно ожидать от команды дальше? Несколько разговоров на эту тему помогут читателю сформировать собственное мнение на этот счет.

КОЛОСКОВ

Звонок на мобильный телефон президента РФС мы сделали в воскресенье днем. Обычная манера разговора Вячеслава Колоскова - небрежно-расслабленная, я бы сказал - чуть-чуть отдыхающая. Тут же он взял инициативу сам. Едва услышал кодовое слово "физподготовка", как заговорил столь четко, жестко и даже слегка агрессивно, что стало очевидно: тема из пальца не высосана и Колосков заранее готовился к тому, чтобы ее затронуть.

- Если бы команду чрезмерно нагрузили, она стояла бы вся, - подчеркнул президент РФС. - Но разве вы не заметили, что большая группа игроков выдержала весь матч до конца и никакие пресловутые перегрузки им не помешали? Булыкин, Аленичев, Смертин, Алдонин, Евсеев - все они выполнили огромный объем работы и бились до последней секунды. Кое-кто другой - нет, но это уже не вина тренеров.

- То есть подозрение в адрес Ярцева в излишних нагрузках кажется вам надуманным?

- Однозначно. Я был на каждой тренировке и с позиций методиста, доктора наук, профессора ответственно заявляю: ни-ка-ких перегрузок не было! Были целенаправленные тренировки на поддержание физической формы, и какого-то особо интенсивного характера они не носили. Вот вам еще один аргумент: испанцы вынуждены были заменить Рауля и Морьентеса, двух форвардов из числа ведущих в мире. А это значит, что наши двигались в современном темпе и Иньяки Саесу пришлось что-то придумывать, чтобы сломить их сопротивление! И еще: да, те, кто вышел у нас на замену, игру сборной не усилили. Но они-то как раз были свежими. Тут-то уж точно не в физподготовке дело, а в чем-то другом. Поэтому то, что некоторые футболисты сыграли неубедительно, я бы ни в коем случае не стал объяснять некой неудачно построенной подготовкой. Ответственность за такую игру должны в полной мере нести сами эти игроки.

К эмоциональному монологу Колоскова стоит добавить один штрих. Ярцев никогда не слыл сторонником больших тренировочных нагрузок - скорее наоборот. Во времена, когда тренер руководил "Динамо", доводилось слышать мнения, что он излишне жалеет игроков - а вот если на его месте окажется Валерий Газзаев, отвыкшие от нагрузок футболисты взвоют по-настоящему. Да и в "Роторе" Евгений Кучеревский, пришедший вместо Ярцева, помнится, пару раз обмолвился, что к заданным им высоким нагрузкам волгоградская команда готова не была. Ярцев всегда был "игровиком", а не "легкоатлетом".

Получается какая-то нестыковка. С трудом можно представить, чтобы в середине шестого десятка, да еще и на чемпионате Европы, Ярцев вдруг кардинально изменил своим принципам и нагрузил футболистов с расчетом на последующую легкость. Что же в таком случае произошло?

Надо, однако, предоставить слово и самим игрокам.

МОСТОВОЙ

Разговор с главным "фигурантом" дела Мостовым состоялся под вечер воскресенья, на океанском пляже, куда штаб сборной отпустил игроков на несколько часов.

- Испанского журналиста, который задавал мне вопросы после матча, лично не знаю. На вопрос: "Что ты думаешь о матче?" - я ответил: "Очень обидно, что проиграли, поскольку спокойно могли сыграть вничью". - "Чего вам не хватило?" - "Не хватило свежести, и это слова всех наших игроков, которые были на поле. Все отмечали, что голова думала, а ноги не работали. Значит, при подготовке что-то, наверное, было сделано неправильно". Вот и все. Считаю, что ничего особенного тут нет, я честно сказал, что думал, при этом никого не обидел и не оскорбил.

- И все же - вы думаете, что в тренировочном процессе скрывалась какая-то ошибка?

- Могу только сказать, что если все испанцы были намного быстрее и агрессивнее, значит, чего-то нам не хватало. А вот чего - кто знает?

- Вы человек с огромным опытом участия в больших турнирах. Каково состояние команды по сравнению с предыдущими первенствами мира и Европы?

- Сейчас затрагивать эту тему не хочу. До второй игры это делать бессмысленно. А вдруг выйдем на поле против португальцев - и полетим как на крыльях? Мне задали вопрос, и я ответил, что нам не хватало свежести - только и всего. Расшифровывать, делать какие-то выводы - для всего этого придет время уже после чемпионата. Вы подумайте, мог ли я сказать что-то о шансах на выход из группы? Кому нужно разжигать пожар в тот момент, когда играть надо? Неужели я этого не понимаю?

- Из мухи, вы хотите сказать, вылепили слона?

- Если бы это был не Мостовой, никто из испанцев наверняка бы и не раздул эту тему. А тут люди просто воспользовались тем, что я самый известный российский игрок в Испании и к моему высказыванию можно привлечь внимание.

- Ярцев подходил к вам с вопросом, что за интервью вы дали?

- Да, спрашивал. Я ответил, что ничего особого не сказал, просто отвечал на вопросы журналистов.

ГУСЕВ

Ролан Гусев на предложение обсудить свою игру против Испании отреагировал искренне, досадливо махнув рукой: "И так все ясно". После чего по моей просьбе рассказал о своих ощущениях во время этого неудачного для себя поединка. Они оказались весьма схожими с тем, что говорил Мостовой.

- Свежести не было - это точно. Вообще никакой свежести. Пришлось очень тяжело, но я затрудняюсь сказать почему. Могу только констатировать факт: о легких ногах приходилось лишь мечтать. Испанцы были намного быстрее и свежее, мы не успевали их "накрывать". И голова, соответственно, соображала у них намного продуктивнее.

- Вам есть с чем сравнивать: несколько лет вы работали у Валерия Газзаева. Масштаб нагрузок сопоставим?

- Делать такие сравнения сейчас неуместно. О чем-то можно будет говорить только после второй игры. Скажу только о своих ощущениях: во время матча с Испанией у меня было такое впечатление, будто только что уже провел одну игру и сразу вышел на вторую.

- Какие-то объяснения этому факту у вас есть?

- Нет.

АЛДОНИН

Евгений Алдонин своей игрой против Испании очень недоволен. Но объяснять это проблемами с функциональной готовностью хавбек ЦСКА не стал. Вообще, самокритика и искренность молодого игрока, весь образ его мышления произвели хорошее впечатление. В воскресенье я убедился, что его сходство с Алексеем Смертиным внешностью и игровыми признаками не ограничивается. А уверенность на таком уровне с его талантом и отношением к делу обязательно придет. С опытом.

- Не получил удовольствия не только от счета, но и от собственной игры, - сказал Алдонин. - Физически чувствовал себя нормально, но была какая-то скованность. Все проблемы, думаю, в психологии.

- То есть ошибки допускались не из-за тяжести в ногах?

- Лично у меня - нет. О других сказать не могу.

- Тренировки в предыгровые дни были тяжелыми?

- Нормальными, ничего сверхъестественного.

- Перенервничали, что ли, перед своей первой игрой на таком уровне?

- Самое интересное, что перед игрой было полное спокойствие. А нервозность началась после какого-то одного неудачного действия. Ошибался в элементарных ситуациях, допускал такие промахи, в частности в передачах, которых вообще никогда в жизни не делал.

- Неудивительно - это же первый такой турнир в вашей жизни.

- Турнир-то первый, а все равно какой-то опыт у меня есть. Но не пошло, и я очень собой недоволен. Чувствую, что можно и нужно прибавить, намного прибавить. Дай бог, чтобы мне представилась такая возможность.

АЛЕНИЧЕВ И ДАСАЕВ

Капитан сборной Алексей Смертин, к которому я обратился вчера, попросил отложить разговор на эту тему до окончания второго матча. Видимо, все по той же причине - по одной игре выводы делать рано.

Некий симбиоз двух полярных мнений представил Дмитрий Аленичев.

- Во втором тайме свежести действительно не чувствовал. Но то, что в конце матча команда не смогла организовать последний штурм, связываю больше не с усталостью, а с тем, что остались вдесятером.

- Тренировки, предшествовавшие матчу, были тяжелыми или нормальными?

- Нормальными. Полагаю, каждый сам должен думать, как ему лучше подготовиться к матчу.

Мнение тренерского штаба сжато представил Ринат Дасаев: "Ни одного заявления от игроков, что в матче с Испанией они чувствовали себя несвежими, мы лично не слышали. Да и сама игра показала, что в целом команда была в нормальном физическом состоянии. Не думаю, что при поиске причин поражения нужно как-то выделять эту тему".

ВАСИЛЬКОВ

И, наконец, точка зрения медика - врача сборной Юрия Василькова, работавшего с командой на Euro-96 и ЧМ-2002.

- Нагрузки, заданные игрокам во время подготовки к матчу с Испанией, считаю удобоваримыми, - говорит Васильков. - Никаких перегрузок не было. 28 мая, когда команда приехала на заключительный сбор, перед Ярцевым стояла сложнейшая задача - привести игроков с совершенно разным физическим состоянием к единому целому. Поверьте мне: состояние сборной в последние дни мая и сейчас - это небо и земля. Окончательные же выводы позволит сделать вторая игра. Считаю, что физически мы были готовы не хуже испанцев. Причина не слишком удачной игры ряда футболистов - нервы, которые особенно шалили в первые 15 минут.

- Вы работали с Олегом Романцевым на чемпионатах мира и Европы. Можете сопоставить нагрузки с нынешними?

- В 96-м в сборной были зубры, футболисты с огромным опытом, прошедшие школу серьезных чемпионатов, - Канчельскис, Кирьяков, Добровольский, Шалимов. И, мне кажется, тогда нагрузки были побольше. Могу сказать, что сейчас штаб удовлетворен состоянием игроков - нет ни одного человека, который приехал бы в Португалию в разобранном состоянии. Шум же, раздутый по поводу интервью Саши Мостового, отношу к проискам испанской прессы. Мы с ним разговаривали, и я в этом убедился.

О ЧЕМ ЯРЦЕВУ ДОКЛАДЫВАЛ ГОДИК?

Вчера утром во время встречи с болельщиками (сам факт совместного прихода на нее Ярцева, Дасаева, Смертина и Овчинникова вселяет оптимизм) главный тренер сборной России сообщил интересную новость. Оказывается, в воскресенье к нему на доклад в "Браунс клаб" приходила комплексная научная группа, которая по просьбе штаба сборной с трибуны стадиона "Алгарве" производила подробнейший подсчет технико-тактических действий каждого игрока. "Все разложили по полочкам - кто боролся, кто уходил от борьбы", - заметил Ярцев. Оговорился при этом, что сборная остается единой командой.

Как удалось выяснить, группу возглавляет известный ученый Марк Годик, в свое время сотрудничавший с Валерием Лобановским. Помогают ему, по некоторым данным, все тренеры юношеских сборных России, которые приехали в Португалию в обязательном порядке - кстати, за счет РФС. В этой связи называлось имя Андрея Чернышова, но, когда вчера я дозвонился главному тренеру молодежной сборной России, он своего участия в работе КНГ не подтвердил.

- На базу сборной мы приезжали по другим делам - у тренера Виктора Лосева разболелась нога, и надо было посоветоваться с врачами, - говорит Чернышов. - Участия же в подсчете технико-тактических действий я не принимаю. Мы, безусловно, ведем записи, но скорее для будущей работы. После чемпионата Европы в РФС состоится семинар по его итогам, и все тренеры должны будут представить свои наблюдения и выводы по итогам нынешнего турнира.

Фамилия Годика как главы научной группы вызывает сразу две ремарки. Все данные, полученные из сборной и от людей, близких к ней, позволяют сделать вывод, что нынешние нагрузки Ярцева несопоставимы, скажем, с теми, что предлагал сборной СССР Валерий Лобановский. Связано это не в последнюю очередь с тем, что из-за экологических изменений поколение нынче более хлипкое, чем 15-20 лет назад, ну и спартаковские принципы тренировочной работы - все через мяч - тоже дают о себе знать. Но если футболисты с трудом переваривают такой объем работы - у Лобановского они имели бы мизерный шанс на выживание.

Второе же замечание - к тому, что по одной игре нельзя делать выводы о функциональном состоянии команды. На чемпионате Европы-88 даже не в одной, а в двух стартовых встречах - с голландцами и ирландцами - сборная СССР не выглядела здорово готовой. Во многом благодаря удаче была выиграна первая встреча, а во второй сборная при неубедительной игре сквитала счет незадолго до финального свистка. Но Лобановский рассчитал все таким образом, что команда начала выходить на пик готовности к третьему матчу - с англичанами, уверенно выигранному со счетом 3:1. Четвертая же встреча, полуфинал против Италии, по функциональному состоянию команды приводится в пример в тренерских футбольных учебниках. Прессинг, которым уничтожила советская сборная итальянцев, считается эталонным в истории мирового футбола.

Так что какие-то категоричные выводы делать сейчас рано. Давайте, господа, подождем как минимум матча с Португалией.