Газета Спорт-Экспресс № 131 (3509) от 14 июня 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2
ФУТБОЛ |
EURO-2004 |
МОЖНО ЛИ СПАСТИСЬ ОТ МЕДВЕДЯ НА ДЕРЕВЕ?
Юрий ИВАНОВ
Играть с испанцами в глухой обороне - все равно что спасаться от медведя на дереве. В лучшем случае страху натерпишься, в худшем - коготком косолапый зацепит, и пиши пропало. Что же касается техничных, изобретательных южан, то момент для расправы над добровольно отдавшим инициативу соперником они пренепременно найдут. И хорошо, что подопечные Георгия Ярцева уже через 15-20 минут после стартового свистка это поняли и радикально перестроились.
Кстати, не думаю, что наставник российской сборной давал подопечным установку прижиматься в дебюте матча к собственным воротам. Вероятнее всего, стартовое волнение, обусловленное авторитетом соперника, сделало свое дело. И хотя явных провалов в наших тылах поначалу не наблюдалось, чувствовалось: ошибки не заставят себя долго ждать. Настораживали, к примеру, дистанционные разрывы в защите, неважный контроль мяча в центре, без которого в противостояниях с комбинационно настроенным противником не обойтись, игра на передовой с оглядкой на собственные ворота.
Пожалуй, единственное, что хотя бы отчасти обнадеживало - отсутствие ярко выраженного мандража. Спокойствие и рассудительность демонстрировали не только Евсеев с Сенниковым, занимавшие привычные позиции на флангах, но и аврально сколоченный тандем центральных защитников Шаронов - Смертин. Универсализм последнего, как мне представляется, ни для кого откровением не стал: поставь нашего капитана даже в ворота - сыграет. А вот хладнокровие и отменная выучка казанца, признаться, приятно удивили.
Кто знает, быть может, именно его категорическое отрицание отбойной игры плюс неплохое владение первым пасом предопределили последующее развитие событий? И в первую очередь преобразили хавов, которые, последовав примеру необстрелянного новичка, уложили мяч на грешную землю и сумели-таки отодвинуть испанцев от собственной штрафной. Измайлов, Аленичев, Мостовой стали биться с противниками его же оружием. Причем временами успешно: каждый владеет им в совершенстве.
Вне всякого сомнения, Ярцев и остановил выбор на подобном сочетании среднего звена с целью создать на главном участке крепкий кулак из умеющих контролировать мяч футболистов. Единственный вопрос, как оказался в их окружении Гусев - игрок прямолинейный? Даже неспециалистам ясно как день: потолок армейца - катание по не оборудованным стрелками рельсам вдоль бровки, заканчивающееся, как правило, тупиком. Играющий на этой позиции в "Зените" Быстров по части маневренности гораздо разнообразнее конкурента и даже в худших для себя играх пару-тройку моментов обязательно создает. Тем не менее питерец, который, кстати, и голевой пас может отдать, весь матч протирал трусы на скамейке.
Еще один вопрос породило появление в небе Испании воздушного аса Булыкина, лишенного ведомого. Какие цели преследовал тренерский штаб, выпуская далеко не самодостаточного форварда, без поддержки, как ни стараюсь, понять не могу. Бороться за верховые мячи? Но во-первых, наши защитники отбойной игрой не грешили, да и полузащитники стремились играть внизу адресно. А во-вторых, сбросами динамовца некому было воспользоваться. Измайлов, на которого, не исключено, рассчитывали наставники, отнюдь не скоростник, чтобы за спинами оппонентов остро открыться и убежать. Сычев же или Кержаков могли бы на это сподобиться. Но не сидючи на скамейке, естественно.
Да и обороне российской сборной Булыкин по большому счету оказался не нужен. Навесами на ворота Овчинникова испанцы, что легко прогнозировалось, не злоупотребляли. А в отборе наш гренадер не столь силен, как в воздушных дуэлях, - навыков защитника ему явно не хватает. Как, впрочем, и Смертину, отыгравшему выше всяких похвал, но действовавшему крайне рискованно, что может позволить себе хавбек, но не центральный защитник.
В целом же сборная смотрелась неплохо. А эпизодически попросту хорошо, что порождало надежду, а вдруг... Но класс у соперника, будем честны, оказался повыше. Им и были предопределены, например, действия наших хавов, не так часто, как хотелось бы, выходившие за рамки дозволенного. Ни покорно смирившийся с диктатом испанцев Мостовой, ни тщетно пытавшийся "восстать и погибнуть" Измайлов, ни вышедшие на замену и затерявшиеся в круговороте событий Радимов с Карякой не смогли прыгнуть выше головы. Лишь Аленичеву это в какой-то степени удалось. Но один, как известно, в центре поля вкупе с передовой - не воин.
Так что разящий удар Валерона, потерянного перед воротами опять же в целом надежно сыгравшей российской обороной, выглядел закономерным. Рано или поздно испанцы должны были пусть и одним медвежьим коготком, но зацепить преследуемую весь матч добычу.