Газета Спорт-Экспресс № 118 (3496) от 29 мая 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2
ХОККЕЙ |
КУБОК МИРА-2004 |
Виктор ТИХОНОВ: "ЕЩЕ ПРОДОЛЖАЕМ РАССЧИТЫВАТЬ НА Павла БУРЕ"
"Все нормальные тренеры уже давно в отпуске, - заметил пару дней назад в беседе с корреспондентом "СЭ" Владимир Юрзинов-старший. А после паузы добавил: - Между прочим, и ненормальные тоже..." К какой же тренерской категории следует отнести самого Юрзинова и его "начальника" Виктора Тихонова, которые до вчерашнего дня то ли были отправлены в отставку, то ли продолжали работать?
Днем на брифинге сборная России наконец-то получила нового наставника - Зинэтулу Билялетдинова, а Тихонов, оставшийся в штабе сборной, уже после брифинга ответил на вопросы корреспондента "СЭ", рассказав о новом лице нашей национальной команды.
"ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ" СПИСОК СБОРНОЙ
- Мы ехали из Остравы в Прагу, - начал свой рассказ Тихонов. - Ехали поездом, свободного времени было много. Только что завершился квалификационный раунд чемпионата мира, и в Прагу из Остравы разными путями добирались все. Кто-то для того, чтобы продолжить выступление в четвертьфинале и дальше. Кто-то, как и мы, для того, чтобы быть там всего лишь гостями. Конечно, мы еще не отошли от последних неудач, приведших к 10-му месту. Но нет ничего хуже, чем делать выводы по горячим следам, на эмоциях - можно нарубить немало дров, вместо исправления старых ошибок совершить массу новых.
Подробный и скрупулезный анализ еще предстоял, а тогда, в купе поезда, все мы - Юрзинов, Белоусов и я - стали набрасывать список... Точнее, даже не список, а контуры нашей будущей сборной, той, что должна предстать перед зрителями и болельщиками на Кубке мира.
По большому счету по тому, составленному под стук колес, списку мы сейчас и работаем. И те звенья, чьи контуры обрисовали тогда в поезде, будем пытаться собирать.
- В тот день, когда впервые озвучили дату первого тура чемпионата России-2004/05 - 1 сентября, вы сказали, что в этом случае Кубок мира теряет для нашей страны всякий смысл. Своего мнения не изменили?
- Нет, но смотрю на все уже более оптимистично. В чем здесь главная, на мой взгляд, проблема? Совместив начало Кубка мира со стартом российского первенства, мы тем самым как бы вычеркнули скопом всех хоккеистов суперлиги. То есть четко и внятно сказали: мол, ребята, как вы ни старайтесь, как ни тренируйтесь, но до Кубка мира не дорастете, этот турнир не для вас.
У нас и так на уровне сборной не осталось совершенно никаких стимулов - все они только в клубах и в виде зеленых бумажек. Но ведь так нельзя! Мы же видели, кто и как играет на последних чемпионатах мира. Там не играют за деньги, там играют за честь и достоинство, и как играют! А мы сами пытаемся вытравить у наших хоккеистов последние ростки столь нужных для победы чувств. Куда это годится?
- Но тогда, в поезде, в списке были хоккеисты суперлиги?
- Конечно. И были, и есть, и будут - пока я нахожусь в штабе сборной. Откровенно говоря, очень рад, что руководители наших клубов в данной ситуации встали на сторону национальной команды. Хоть картина и получается удивительной: все вместе они вроде бы "зарубили" возможное участие своих хоккеистов в Кубке мира. Но в то же время каждый в отдельности, в конкретном разговоре, касающемся той или иной кандидатуры, высказал горячую поддержку и готовность лишиться своих лучших мастеров, считай, на добрую половину первого круга. Того самого круга, в котором происходит расстановка всех соперников по ранжиру, откуда потом сдвинуться ой как трудно...
ОТ СУПЕРЛИГИ ДО КУБКА МИРА
- Но если список сборной, как вы говорите, практически был готов еще в Чехии, что помешало своевременно опубликовать его и не выставлять себя посмешищем на весь белый свет?
- А разве можно публиковать свои пожелания? Ведь тот список представлял собой именно пожелания тренерского штаба. Причем добавлю: весьма непонятного тренерского штаба. Что творилось в то время в нашем хоккейном хозяйстве? Команду покинул Алексей Касатонов - тот самый человек, который и должен был вести переговоры с игроками, выступающими за океаном. Добавлю, что со многими он еще задолго до мирового первенства провел переговоры и заручился их согласием принять участие в Кубке мира - но ведь это все было предварительно.
Какая разница между нашими пожеланиями и реальными возможностями, мы прекрасно поняли по ходу сезона. Когда собирались на каждом этапе Евротура аккуратно "вкатывать" в сборную по 5-6 новых хоккеистов, а вынуждены были, по сути, на каждый этап выходить новой командой. Тут уж волей-неволей начнешь и на воду дуть.
- В таких случаях обычно спрашивают: "Кто в этом виноват?"
- Все мы виноваты. Виноваты в том, что еще никогда не играли в столь длинном и выматывающем регулярном чемпионате, не знали, что это такое и, как говорится, с чем это едят. Давайте просто просуммируем.
Предсезонная подготовка у нас по протяженности и интенсивности ничуть не меньше той, когда в чемпионате СССР проводилось 44 поединка без всякого плей-офф. Теперь же этих матчей 60, а для лучших игроков (ведь именно они с лучшими командами идут дальше) прикладывается совершенно безумный по напряжению плей-офф. Даже в НХЛ, которую мы считаем (и правильно делаем) потогонной системой, матчи на выбывание не проводятся подряд - между ними хотя бы один полноценный день на восстановление да дается. При переезде же из города в город и того больше.
А потом на мировом первенстве мы никак не можем узнать новых чемпионов страны, не можем вывести, точнее, вернуть ребят на тот уровень, на котором привыкли их видеть. И эмоционально, и физически. Это - одна из причин нашего чешского провала в ряду многих.
МЕЖДУ БУРЕ И КОВАЛЬЧУКОМ
- Год назад, при назначении главным тренером сборной, вы сказали, что команда не сможет нормально функционировать без специалиста, постоянно живущего и работающего в Северной Америке. И такого человека - Алексея Касатонова - вы тогда пригласили. Теперь у нас впереди самый что ни на есть североамериканский турнир, когда без такого специалиста вообще не прожить. А кто у нас сейчас занимается этим? Юрзинов из Клотена и Тузик с Лужнецкой набережной?
- Одна из причин, по которым не был своевременно озвучен состав сборной, заключалась именно в отсутствии менеджера с энхаэловскими "корнями". Руководство нашей федерации очень надеялось на помощь Павла Буре. В первую очередь потому, что на этой должности, как нигде, важны личный авторитет и общественная значимость. Того и другого у Павла достаточно. Сам он был готов работать на сборную так, как привык работать на льду, но в дело, как вы знаете, вмешались заокеанские юристы.
И вот тут возник не совсем приятный аспект. С одной стороны, Буре достаточно объявить о завершении карьеры, и он получает полное право заниматься тем, чем заблагорассудится. Быть хоть цветоводом, хоть генеральным менеджером сборной. И все вроде бы к этому идет, ведь по-настоящему острые форварды уже к 30 годам накапливают столько всевозможных травм и болячек, что им после снятия коньков приходится очень долго, иногда несколько лет лечиться.
Но с другой - ни Стеблин, ни я, ни кто-либо другой не вправе подталкивать хоккеиста к завершению карьеры. Решение об этом он должен принять сам и только сам. А мы продолжаем рассчитывать на него, прекрасно понимая, что в мире существует не так уж много людей, которые способны принести на посту генерального менеджера больше пользы для России и ее сборной.
- Обидно другое. Даже если команда поедет на Кубок мира без генерального менеджера Буре, но с Буре-хоккеистом, Павел и в своем разбитом-перебитом состоянии наверняка станет одним из лучших. И не по общественной значимости, а по игре. Но ведь ему уже 33 года. А кто за ним? Где целое поколение между Буре и Ковальчуком?..
- Оно было, но мы его во многом потеряли. И потеряли потому, что никакой бриллиант никогда не сверкает всеми своими гранями при извлечении из земли. Ему нужна долгая, скрупулезная огранка. После Буре в нашем хоккее хватало чрезвычайно талантливых ребят, вполне сравнимых с ним, а возможно, даже его превосходящих. Но в отличие от Павла они уезжали за океан еще не сложившимися мастерами, уезжали в юниорском и юношеском возрасте. И попадали не в НХЛ, а в фарм-клубы, в которых - это давно уже ни для кого не секрет - в мастерстве не растут, а мастерство гробят. Год, другой, третий - и на выходе получается крепкий, мастеровитый хоккеист околоэнхаэловского уровня, проводящий 10-15 матчей в сезоне за главную команду, но раз за разом вновь оказывающийся в фарм-клубе. Сколько у нас таких, посчитайте...
Сейчас есть все возможности для того, чтобы впредь не наступать на те же грабли. Конечно, звезд уровня Ковальчука, "выстреливающих" еще в "додрафтовом" возрасте, удержать в России очень тяжело. Но большинство хоккеистов раскрываются позже, с ними нужно работать, их нужно учить, в том числе и в сборной. Надеюсь, это свое предназначение главная команда страны будет выполнять и впредь.
УБИЙСТВЕННОЕ РАСПИСАНИЕ
- Будем считать, что сборная на Кубок мира с грехом пополам собрана. И у нее уже есть расписание подготовки, которое вы неоднократно подвергали критике. Неужели ничего невозможно было изменить?
- Нет, сборная пока так и не собрана. Теперь у нее есть и тренер, и штаб, а вот непосредственно команду мы еще формируем. Сейчас ведь главная проблема заключается в том, что почти все кандидаты разъехались по отпускам. Включили дома автоответчики - и вполне законно отдыхают после трудного сезона. А поговорить необходимо с каждым. Вот и идет розыск по всему миру - через друзей, родственников и знакомых.
А еще у некоторых кандидатов в сборную не закончился сезон. Они играют в финале Кубка Стэнли - и замечательно играют. Разве этично сейчас, до окончания финала, отвлекать их другими вопросами? Так что национальная команда еще комплектуется.
Что касается расписания подготовки к Кубку мира, то я и сейчас готов подтвердить свои слова: составлено оно по меньшей мере бестолково. А по большей - совершенно убийственно. Во время мирового первенства мы пытались внести в него хоть какие-то коррективы. Я даже выходил на чиновников Федерации хоккея Германии с вопросом об отмене запланированного на 22 августа матча в Кельне. А в ответ услышал: "Да вы что? У нас все билеты давно распроданы, вы бы знали, какой вокруг этого матча ажиотаж!" После этого продолжать давить на немцев было уже как-то неудобно.
Попробовали внести изменения с другой стороны. Один контрольный матч за весь этап европейской подготовки - это мизер. Владимир Юрзинов предложил провести еще один - с его "Клотеном". Он был бы для нас очень кстати - но заартачилась НХЛ. Знаете, возникает ощущение, что нас почему-то жутко боятся: заокеанская группа, позволяющая избежать встречи в четвертьфинале, навязанная европейская подготовка с крайне неудобным графиком, "шаг вправо, шаг влево - расстрел на месте". Что ж, мы вынуждены играть по чужим правилам. Впрочем, нам к этому не привыкать.
КТО ВЫ, МИСТЕР ТИХОНОВ?
- Но вам, наверное, все-таки придется привыкать к новой должности. Что бы вы ни говорили, как бы ни объявлял Александр Стеблин, что "Тихонов повышен в статусе", но отстранение от практической работы фактически произошло. Как вы к этому отнеслись?
- Спокойно - потому что возможность работать в национальной команде и приносить этим пользу российскому хоккею у меня осталась. А главное, на мой взгляд, заключается в том, что едва ли не впервые за многие годы нам удалось избежать разрушения сборной. Очень уж был действенен в нашей сборной пролетарский лозунг "До основанья, а затем..." До основания выходило каждый год, и выходило здорово, но затем все приходилось начинать практически с нуля - и ничего хорошего из этого, как мы видим, не получалось.
И я, и Юрзинов, и Белоусов - мы ведь очень многому научились. И друг у друга, и на чемпионате мира. И эти знания от нас никуда не денутся. И Билялетдинов приходит на самый верх этих знаний. К тому же он будет в отличие от всех нас освобожденным тренером - то, что крайне необходимо сборной.
- Получается, все остаются на своих местах, главным тренером назначен Зинэтула Билялетдинов. А что же станет делать в национальной команде Тихонов?
- В течение целого года мы работали в сборной в форс-мажорных условиях. Неожиданно узнавали, что вызванный в сборную хоккеист по клубному контракту должен во время паузы во внутреннем чемпионате (а все паузы в суперлиге, если вы помните, привязывались к этапам Евротура) ехать к семье, в Америку. Вынуждены были бороться с некоторыми руководителями клубов, не отпускавших своих игроков. Бороться подчас даже жестокими методами - жаль только, что история с дисквалификацией уфимца Волкова за неявку в сборную послужила уроком не для всех руководителей клуба. Мы постепенно разобрались, как тренеры работают с игроками сборной в своих клубах. Теперь все наши наработки я постараюсь объединить.
И уж если работа Билялетдинова со сборной не ограничится Кубком мира, то для того, чтобы в будущем он не сталкивался с теми же трудностями, что и мы год назад, подчас хватаясь за соломинку в лице тренирующегося по соседству СКА, а получал самых лучших, самых играющих на данный момент хоккеистов. Для того, чтобы он заранее знал, на кого и в каком виде сможет рассчитывать. Для того, наконец, чтобы работа тренерского штаба стала упорядоченной и плановой.
Максим ЛЕБЕДЕВ