Газета Спорт-Экспресс № 115 (3493) от 26 мая 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

26 мая 2004

26 мая 2004 | Баскетбол - Россия

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Плей-офф. финал

ЦСКА - УНИКС - 2-0

12 "ПОДВИГОВ" ГОРШКОВА В МАТЧЕ № 2

Тщательно изучив видеозапись второго финального матча, эксперты "СЭ" отобрали несколько эпизодов, в которых судья Александр Горшков явно помогал ЦСКА. "Спорные" моменты, которые можно трактовать двояко, в этот список не вошли.

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

7.34. В течение минуты Самойленко получает три фола на Брауне. Из трех нарушений не вызывает сомнений только одно - второе. Его фиксирует арбитр Галкин. Оба других фола - в активе Горшкова. Первый он просто выдумал. Третий, относящийся скорее к категории "спорных", оборачивается штрафными. Браун набирает свои первые очки в матче. 16:14 в пользу УНИКСа.

8.47. Браун обыгрывает Грира на 3-очковой дуге. Защитник УНИКСа встает по стойке "смирно" и поднимает руки - чтобы не дать даже малейшего повода для свистка находящемуся в метре от него Горшкову. Но судья в этом поводе и не нуждается: раз должен быть фол, значит, будет фол. И - штрафные Брауна. Это первые два очка, из набранных ЦСКА, которые без вопросов стоит записать на "снайперский" счет Горшкова.

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ

13.33. Грир через всю площадку пасует в отрыв одинокому Энсти. В момент, когда австралиец атакует кольцо из-под самого щита, его настигает Панов и толкает локтем в спину. Энсти промахивается. Галкин, находящийся вроде бы рядом - за лицевой линией, - показывает: можно играть. Он просто не видит нарушения, потому что "эпицентр" событий заслоняет от него туловище Энсти. Такой фол должен фиксировать судья, располагающийся за боковой линией, - ему действия Панова были видны хорошо. Однако этот судья - Горшков, и его свисток молчит.

Взбешенный Еремин набрасывается на ближайшего к нему арбитра - Галкина - и получает технический фол. Папалукас реализует штрафные (если бы это сделал Энсти, преимущество УНИКСа впервые достигло бы 14 очков). Мяч остается у ЦСКА. Атака армейцев безрезультатна, но сути это не меняет: в одно мгновение Горшков принес москвичам 4 очка ("+2" вместо "-2").

14.30. Папалукас врывается в трехсекундную зону, делает стандартные "два шага" и, не найдя адресата для скидки, умышленно бросает мяч в щит, сам же его ловит и в следующем прыжке пытается поразить кольцо. Бросок накрывает Хряпа-старший. Гончаров, находящийся за лицевой линией, фиксирует совершенно справедливый аут - мяч блокирован "чисто". На "фокус" Папалукаса должен был реагировать Горшков, располагающийся на правом "фланге".

Пасовать самому себе от щита в баскетболе запрещено давным-давно - с тех пор, как в 60-е годы этот трюк слишком часто и успешно применял миниатюрный разыгрывающий ЦСКА и сборной СССР Арменак Алачачан. Броском такое действие не считается, так как мяч не касается кольца (кстати, в случае с Папалукасом отсчет 24 секунд, отведенных на атаку, заново не начинался), и, согласно правилам, фиксируется обычная пробежка. Горшков свистеть почему-то не стал.

17.12. Грир совершает проход к щиту и в момент броска сталкивается в воздухе с Пановым. Мяч летит мимо цели. Горшков, наблюдающий эту сцену в упор, не дает очевидный фол и "зарабатывает" еще два очка. А может, и четыре - тут же следует контратака ЦСКА, которую средним броском без сопротивления завершает Холден. Отрыв УНИКСа сведен практически на нет - 36:34.

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

20.25. Зозулин с трудом продирается через заслон, поставленный Тарлачем явно не по правилам, и выбивает мяч из рук Брауна, даже не задев кистей американца. Если рядом Горшков, то и это - фол. Разумеется, не Тарлачу, а Зозулину.

22.58. Грир не может поймать длинную передачу на границе трехсекундной зоны ЦСКА - мяч от его рук взлетает вверх и скачет в сторону армейской скамейки запасных. Грир достает его и снова упускает - казалось бы в аут, но... Горшков, совершив стремительный спринтерский рывок вдоль боковой линии, подлетает к Гриру и самолично выбивает мяч с площадки коленями.

Правила гласят: если мяч попадает в судью, это то же самое, как если бы он просто коснулся паркета. То есть эффектный "подкат" арбитра практически ничего не изменил - не примчись Горшков к месту событий, скорее всего, Грир и так совершил бы потерю. Непонятно одно: зачем судья так "рванул" за мячом и даже не попытался увернуться от него?

24.01. Жукаускас пасует в трехсекундную зону Хряпе. Браун, находящийся за спиной у форварда УНИКСа, пытается левой кистью выбить у него мяч, но попадает по руке. Горшков с олимпийским спокойствием наблюдает за происходящим из-за лицевой линии. Хряпа теряет мяч.

24.26. Милосердов перехватывает передачу Холдена и сам мчится в контратаку. Преследующему его Моне сигналит со скамейки Ивкович: надо фолить! Моня исполняет указание дважды: сначала внизу, на "первом шаге", потом в воздухе. Горшков, первым из арбитров прибежавший на половину ЦСКА, из двух нарушений не фиксирует ни одного. Милосердов все-таки забивает очень тяжелый мяч (55:47 в пользу УНИКСа), но лишается законного права на один штрафной.

26.25. Хряпа приходит на помощь Энсти, и они вдвоем, активно размахивая руками, "запирают" получившего мяч Тарлача на "усах". Горшков после небольшой паузы выдумывает Хряпе фол. Тарлач реализует оба штрафных - 54:57.

ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

34.25. Милосердов по центру врывается в трехсекундную зону. За мгновение до броска на него грудью наваливается Тарлач. Милосердов падает под непосильной ношей, но все-таки выпускает мяч в сторону кольца по какой-то немыслимой траектории и - попадает! Судья (угадайте, какой) дает Тарлачу фол и... отменяет попадание - дескать, правила были нарушены "на первом шаге", когда пострадавший еще не атаковал кольцо. Вместо трех очков (попадание с игры плюс штрафной) Горшков предлагает УНИКСу вводить мяч в игру из-за боковой линии - ЦСКА в четвертой четверти еще не выбрал лимит командных фолов.

Еремин бросается к центральной линии и долго рассказывает судейскому столику, что он думает о таком судействе. Ивкович требует дать оппоненту второй технический фол, что было бы равносильно удалению со скамейки до конца матча. Повторная атака очков УНИКСу не приносит, и Браун дальним попаданием за 5.12 до финальной сирены восстанавливает равновесие после долгого перерыва - 71:71.

До этого броска на счету американца было 14 очков. В активе Горшкова (по самым скромным подсчетам - даже с учетом возможной доли промахов УНИКСа при исполнении "несостоявшихся" штрафных) - 17.

39.51. Отлично проведя концовку, Браун все-таки отбирает у Горшкова звание лучшего снайпера встречи и обеспечивает ЦСКА победу. Однако последнее слово все равно остается за арбитром. За 9,1 секунды до конца при счете 89:85 борьба нескольких игроков за отскок под армейским щитом заканчивается тем, что мяч уходит в аут от ноги Панова. Стоявший рядом Галкин показывает: право на атаку принадлежит УНИКСу. Горшков, совершив еще один суперрывок от центральной линии (на последних секундах, после 40 минут на площадке без единой замены - вот это физическая подготовка!), подскакивает к коллеге и исправляет его "ошибку". Одной рукой Горшков показывает на себя (дескать, я, старший судья, принимаю решение), другой - в сторону лицевой линии (отдает мяч ЦСКА).

Зачем был нужен этот 12-й "подвиг" - неясно. Дело-то уже сделано.