Газета Спорт-Экспресс № 81 (3459) от 13 апреля 2004 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 21
ГОЛЬФ |
ВЗГЛЯД ИЗ АМЕРИКИ Славы МАЛАМУДА |
ТУРНИР ПАМЯТИ ВРУНГЕЛЯ
В американском спортивном календаре сейчас относительное затишье. Завершен сезон по американскому футболу, не оставляющий равнодушным ни одно живое существо на всей территории страны. Уже отгремели баскетбольные баталии студентов - и еще не начался плей-офф НБА (который, кстати, волнует Америку куда меньше студенческого плей-офф, что всегда безумно удивляет иностранцев). Правда, в разгаре борьба за Кубок Стэнли, но хоккей большая часть американцев, если честно, в упор не видит.
Пришла весна, а это значит, что настроение Спортивных Штатов Америки настраивается на спокойную, меланхолическую волну. Соответственно и главное событие апреля весьма расслабленное, неторопливое. Речь, как нетрудно догадаться, о гольфе - игре для миллионов российских болельщиков до сих пор загадочной.
Я, во всяком случае, пока не очутился в Штатах, о гольфе знал совсем немного. Если конкретно, то мои знания были почерпнуты в глубоком детстве и ограничены фразой из школьного учебника английского языка ("Гольф - занятие буржуазии и правящего класса") и эпическим романом "Приключения капитана Врунгеля". Там, напомню, старший помощник Лом объяснял суть игры весьма лаконично: "По-моему, Христофор Бонифатьевич, для гольфа нужны трикотажные гетры и больше ничего".
Естественно, не стоит полностью доверяться идеологизированной литературе советских времен. В США вот гольф обожают, и здесь любой человек, набравшись терпения, может узнать то, что узнал капитан Врунгель, не слишком поверивший оболтусу старпому. А именно: для игры в гольф гетры, может, и нужны, но еще требуется набор клюшек и мальчишка-кэдди, чтобы их таскать. А также - членство в одном из кантри-клубов, которым и принадлежат роскошные гольфовые поля.
Увы, учебник по английскому тоже оказался прав. Потому как искусство забивания мячика в лунку до сих пор почти эксклюзивно принадлежит в Америке высшим слоям общества, как правило - со светлой пигментацией кожи. Правда, в последнее время гольфсмены попытались избавиться от ярлыка расистов и снобов. И благодаря суперзвезде мирового значения Тайгеру Вудзу, наполовину афроамериканцу, наполовину тайцу, им даже удалось кое-чего в этой области добиться. Но - далеко не всего. Так стоит ли удивляться тому, что архаичные социальные традиции гольфа вновь оказались в центре внимания американской общественности?
Виной тому - завершившийся в воскресенье знаменитый турнир Masters, который ежегодно проходит в городке Огаста (штат Джорджия). Огастский кантри-клуб, организующий турнир, - безумно эксклюзивная и, на мой взгляд, немного жутковатая организация. Основан он был бывшими плантаторами-рабовладельцами и до сих пор не слишком торопится отходить от придуманных ими правил. В частности, "цветных" гольфистов в Огастудо сравнительно недавнего времени не подпускали и на пушечный выстрел. Женщин же не принимают до сих пор, причем председатель клуба Хути Джонсон недавно заявил прессе, что случится это только через его, Хути Джонсона, хладный труп.
Да что там "цветные" и женщины! Администрация клуба отказывает в членстве и вполне даже белым мужчинам, по каким-то причинам ее не устраивающим. Либо моральным обликом, либо политическими взглядами. Одним из "отказников" стал, например, бывший президент США Билл Клинтон.
Гольф, конечно, хороший вид спорта. Но в то же время - как бы это поаккуратнее выразиться - со странностями. Тем не менее американцы смотрят его с упоением. Вы не поверите, но в США существует (и получает прибыль!) кабельный канал, транслирующий один только гольф. Круглые сутки! О том, чем притягивает зрителей вид прогуливающихся по травке гладеньких джентльменов в трикотажных гетрах (или же без них), остается только гадать. Наверное, осознанием того, что точно также прогуливаться они, по состоянию финансов, цвета кожи или половой принадлежности, не могут.
Когда-то (уже очень давно) блестящий хоккеист (и замечательный, между прочим, человек) Александр Могильный на вопрос журналиста о том, хочет ли он посетить родной Хабаровск, шутливо заметил: "А зачем? Там ведь даже полей для гольфа нет". И слава богу, Александр! Пусть Родина сама разберется, куда не пускать ее женщин и "цветных".
Вашингтон