Газета Спорт-Экспресс № 75 (3453) от 6 апреля 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
Михаэль ШУМАХЕР |
"ПЕРЕД ГОНКОЙ В БАХРЕЙНЕ ЗАБЫЛ В ГОСТИНИЦЕ АМУЛЕТ"
Окончание. Начало - стр. 1 |
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
- У "Феррари", как и у любой другой команды "Формулы-1", два гонщика. Почему же к финишу всегда первым приходите вы?
- Неправда! Далеко не всегда. Вспомните, например, что было в прошлом сезоне в Сильверстоуне. Там, между прочим, победу одержал Рубенс Баррикелло.
- Поделитесь своими впечатлениями от первого "Гран-при" в пустыне.
- Организация была отличная, хозяева гостеприимны. Они проделали отличную работу, построили трассу, которая позволяет держать зрителей в напряжении. Кроме того, она вполне безопасна.
- На сей раз процедура церемонии награждения была изменена. Из уважения к традициям Востока на ней не было шампанского...
- Действительно, вместо привычных бутылок с шампанским нам раздали местный безалкогольный газированный напиток. Должен признать, приятное разнообразие! Обычно после раздачи наград призеры пахнут довольно специфически - эдакий букет пота и вина. Но на сей раз было иначе: мы благоухали розовой водой.
- Есть ли для вас принципиальная разница, на каком автодроме выступать, - на хорошо знакомом или на таком, как в Манаме, который вы раньше в глаза не видели?
- Конечно, всегда приятно познакомиться с чем-то новым, обзавестись новыми впечатлениями. Но каждый знает, что моя главная любовь - это все-таки трасса в Спа. Впрочем, Бахрейн от нее недалеко ушел. Мы боялись песка, ветров, которые этот песок занесут на асфальт. Однако больших проблем так и не возникло.
- Каковы были ваши первые впечатления в Бахрейне?
- Ты едешь из отеля, вокруг тебя пустыня. И вдруг посреди этой, казалось бы, необитаемой земли возникает комплекс, построенный по последнему слову техники. Это, я вам скажу, впечатляет.
- В чем заключается основная сложность, с которой сталкиваются пилоты на незнакомых трассах? В чем была главная закавыка на Сахире?
- Вообще-то я легко перестраиваюсь - такое у меня свойство. Плюс к тому адаптироваться к любой трассе помогают тренажеры-симуляторы, установленные на нашей фабрике в Италии. Уже на месте будущих действий первым делом проезжаю один круг на мопеде, чтобы составить первое впечатление. Затем сажусь в гоночную машину. Мне достаточно пяти кругов, чтобы разобраться что к чему. Но об этом я, кажется, уже говорил в одном из предыдущих интервью.
Что же касается Сахира... Даже не знаю, что можно предложить, чтобы улучшить эту трассу. Особенно хороши зоны безопасности: в этом все могли убедиться во время тренировки, когда было много сходов. Словом, с точки зрения гонщика, все сделано на высшем уровне и никаких претензий нет.
- Когда вы выходите на старт гонки на старом, обжитом, насквозь знакомом автодроме, где вы к тому же уже не раз выигрывали, не возникает ли ощущения некоей заданности происходящего? Или же каждый старт для вас - словно дебют?
- Не представляю, чтобы гонки мне показались скучными. Как такое может быть, если нас ждут новые условия, другая погода, другие соперники. Для меня это каждый раз новая, напряженная игра, которая мало чем напоминает классические гонки прошлых десятилетий. Впрочем... я не слишком хорошо знаю историю. Признаться, первым "Гран-при", который я посмотрел от начала и до конца, был тот, в котором принял участие. Это было в Спа в 1991 году.
- "Большие призы" совершили первый в истории визит на Ближний Восток - а ведь в этом регионе весьма неспокойно. У вас не возникало опасений за свою безопасность?
- Я чувствовал себя очень уверенно и ничего не боялся.
- Может, у вас и телохранителей не было?
- Были, причем их оказалось куда больше, чем об этом писали. Все они были репортерами (смеется).
- Говорят, султан Бахрейна предлагал вам на время "Гран-при" пожить в одном из его дворцов, но вы отказались. Неужели не хотелось ощутить себя одним из богатейших монархов мира? Гарем посетить, например?
- Куда практичнее было жить в гостинице. Там мне предоставили большое и прекрасно оборудованное бунгало. Кроме того, оттуда было ближе и проще добираться до автодрома.
- Ваш инженер Лука Бальдисери подсчитал, что за время вашей карьеры на болидах "Феррари" было сделано 16 тысяч технических усовершенствований. То есть в среднем - 1500 в год! Имеете ли вы к этим усовершенствованиям непосредственное отношение?
- Конструируют и строят болиды инженеры и механики. Мне, пилоту, доверено лишь управлять машиной. Хотя, конечно, я кое-что знаю о том, что происходит у нее внутри. Вообще, люблю быть в курсе событий - и иногда связываюсь с фабрикой в Маранелло даже во время зимних каникул.
- Архитектор Герман Тилке, который построил автодром в Бахрейне, говорил мне, что, проектируя трассы, он часто консультируется с гонщиками, в частности, директорами GPDA, одним из которых являетесь и вы...
- Герман всегда интересуется мнением пилотов о том, например, как лучше устроить зоны безопасности. Мы, в свою очередь, с удовольствием даем практические советы. В конце концов конструкция трасс касается нас больше, чем кого бы то ни было.
- Можно ли сказать, что сегодня вы ездите лучше, чем раньше?
- В прошлом году у меня не было стабильности, а сейчас все наладилось. Думаю, виной тому - новый автомобиль, а также то, что я стал несколько иначе работать со своими инженерами. Да и вообще теперь мне все дается значительно легче, чем прежде. Дело, видимо, в том, что с "Феррари" стало проще сотрудничать. К тому же ощущаю, что стал более раскрепощенным. Только вот не знаю, позволяет ли это обстоятельство мне ехать быстрее.
- Что вы теперь планируете делать?
- Вместе с президентом FIA Максом Мосли лечу в Ирландию, на заседание, организованное Европейским советом. Планирую выступить с докладом о безопасности движения. Его условное название - "Десять секунд, которые могут спасти вам жизнь". Речь пойдет о ремнях безопасности.
- Михаэль Шумахер - апологет безопасности на дорогах? А как же быть с вашим штрафом в Бахрейне?
- Да-да, заплатил около 4000 долларов за превышение скорости на пит-лайн. Элементарно забыл включить ограничитель...
- А вообще вы часто превышаете скорость?
- Обычно штрафы приходят после того, как полиция устанавливает личность нарушителя. В таких случаях тебе предъявляют твое фото, но пока таких фотографий мне не демонстрировали.
- В Бахрейне вы одержали еще одну, 58-ю, победу в квалификации. И еще на шаг приблизились к рекорду Айртона Сенны...
- Я вам уже говорил, что не гонюсь за рекордами. Когда они становятся досягаемыми, радуюсь, но это, повторю, не моя цель. Даже если это рекорды Сенны.
- В дни следующего "Гран-при" исполнится 10 лет с момента гибели этого великого гонщика...
- Я не очень люблю об этом моменте ни говорить, ни вспоминать. .. Так что давайте не будем об этом...
- Тогда скажите, где правда в слухах, касающихся будущего вашего брата - Ральфа. В последнее время снова заговорили о его будущих многомиллионных - сравнимых с вашими - контрактах с "Тойотой".
- В "Формуле-1" всегда циркулирует много слухов, большинство из которых абсолютно не соответствуют действительности. Что же касается Ральфа... У него хорошее окружение, да и сам он достаточно давно в нашем деле, поэтому знает, как себя вести в любых обстоятельствах. Так что, если вас интересует будущее брата, спросите его самого.