Газета Спорт-Экспресс № 51 (3429) от 9 марта 2004 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4
ШАХМАТЫ |
СУПЕРТУРНИР XX КАТЕГОРИИ В ЛИНАРЕСЕ |
Владимир КРАМНИК
ДА, Я ЭКОНОМИЛ СИЛЫ. ПОЭТОМУ И ПОБЕДИЛ
После окончания турнира его победитель дал интервью корреспонденту "СЭ".
- Владимир, в прошлом году вы поделили с Леко 1 - 2-е места, а первый приз достался Петеру по дополнительным показателям. В этом году обошлось без дележа, с чем вас и поздравляем.
- Спасибо. Признаюсь, я не был уверен в успехе до последнего мгновения партии Широв - Леко. Если бы Леко победил, мы опять набрали бы одинаковое количество очков, и хотя я выиграл у Петера личную встречу, он опережал бы меня по количеству побед... Но, на мое счастье, Широв перестал играть на выигрыш и предложил ничью.
- Не слишком ли много ничьих? Какой-то рок: ничьи, ничьи...
- Я уже говорил об этом на пресс-конференции: хотите, чтоб было много побед, приглашайте в Линарес шахматистов с рейтингом 2200 - 2300. Но когда играют сильные, равные и очень тщательно подготовленные, то большинство партий заканчивается вничью.
- Хорошо. Шахматы - игра ничейная. И математику не отменишь. Но вот я взял турнирные бюллетени - и обнаружил, что средняя продолжительность ваших поединков не превышала 25 ходов. Экономили силы?
- Можно и так сказать. Понапрасну силы я действительно не расходовал. Может, поэтому и победил. А вот в Вейк-ан-Зее, где я выкладывался в большинстве партий, получилось иначе: я имел "плюс два", отставал от лидера на пол-очка, но при приличной игре на финише резко сдал. Чувствовал, что просто нет сил...
В этом турнире мне хотелось показать хороший результат. По возможности выиграть или разделить первое-второе места. А раз так, я должен был учитывать, что на финише в Вейк-ан-Зее у меня не хватило сил и что после этого турнира я поехал в Швейцарию, где сначала дал сеанс германской сборной, а потом совершил "промоушн-тур", связанный с матчем на первенство мира против Леко. Плюс должен был принимать во внимание, что сумел провести перед Линаресом всего шестидневный сбор...
Столько негативных моментов - и лишь один позитивный: желание выиграть. Чтобы добиться цели, нужно было играть очень аккуратно. Это, кстати, видно по партиям: если у меня есть шанс на выигрыш, то я не соглашаюсь на ничью, давлю, использую свой шанс максимально. Если же шанса нет, если я вижу, что невозможно играть на победу, соглашаюсь на ничью и иду отдыхать.
Реально у меня было четыре шанса выиграть - и два из них я использовал. Еще в двух - в партии с Раджабовым (белыми) и в партии с Шировым (черными) - добиться успеха мне не удалось. Больше шансов у меня вообще не было!
- Эта турнирная стратегия - экономить силы и использовать минимальные шансы - сработала прежде всего потому, что ваши главные конкуренты - Каспаров и Леко - не ушли в отрыв, пока вы "экономили". Гарри два дармовых очка не поднял с пола. А Леко, проиграв вам хорошо поставленную партию, видимо, очень расстроился и стал откровенно "доигрывать" турнир. Партии с ним для вас стояли особняком?
- Возможно, для любителей шахмат эти встречи как-то выделяются (любители всегда ищут подтекст!). Для меня же они мало отличаются от обычных. Все зависит от турнирной ситуации. С Каспаровым, когда он играл белыми, была борьба. Сначала у него было получше, потом у меня, и он должен был искать ничью. А когда я играл белыми, то ничья мне гарантировала как минимум дележ первого места.
Признаться, я думал, что мой соперник будет играть порезче, ведь ничья его не устраивала по турнирной ситуации, но он не стал рисковать. А какой был смысл рисковать мне? Чтобы упустить шансы на первое место? Я видел, что здесь в этом году все играли на результат.
- Но Гарри Кимович все же боролся побольше других, просто игра не шла, не в форме оказался человек.
- Каспаров проводил за доской больше времени потому, что тоже играл на результат. Просто у него было очень много лучших позиций, которые он хотел выиграть. И довольно много таких, которые он хотел удержать. Думаю, в ряде партий он охотно согласился бы на ничью в районе 15-го хода. Только кто ж предложит ему ничью, если у него "хуже"?
- Как вы относитесь к идее мэра Линареса уменьшить "стартовые" и увеличить гонорар за призы, чтобы повысить боевитость турнира?
- Не понимаю, правда, как это повысит боевитость, но мне все равно. Пусть все деньги идут на призы, при такой системе я заработаю больше. Вы поймите, мы не "жирные коты", которые сидят и ничего не делают. Вы даже представить не можете, сколько времени уходит на работу над шахматами. На турнире я часто не хожу на завтрак, потому что до глубокой ночи анализирую. За пять минут до партии с Каспаровым я обнаружил, что небрит, но бриться было уже некогда, пришлось идти на тур небритым.
Если брать и саму партию, то ежедневная работа длилась тут часов 12. Чтобы найти какую-нибудь новую идею, едва хватало времени на еду. И так было у всех, уверяю вас. Я просматриваю партии и диву даюсь: столько свежих идей, столько новинок! Даже шахматисты, которых принято было считать "аутсайдерами", вооружены, что называется, до зубов...
- Со своим тренером Мигелем Ильескасом вы общаетесь на испанском языке?
- На английском.
- Не утомительно тратить силы еще и на чужой язык?
- Согласен, общение на иностранном языке отнимает больше энергии, чем общение на родном. Но с Мигелем мы давнишние друзья и понимаем друг друга с полуслова. У него очень глубокое понимание шахмат. Ильескас сам не раз играл в Линаресе, у нас с ним очень хороший человеческий контакт.
- Но в период подготовки к матчу с Леко в вашей команде, наверное, появятся и русскоговорящие гроссмейстеры?
- Скорее всего. Хотя бы для того, чтобы не забыть родной язык (смеется).
- Поговаривают, что в вашем матче с Леко подготовка будет на таком высоком уровне, что все 14 партий могут закончиться вничью...
- Если честно, то даже в нынешнем "Линаресе" такой большой процент ничьих я объяснил бы стечением обстоятельств. Уверен, начни мы сейчас новый турнир, все было бы совершенно по-другому.
Думаю, что чем глубже подготовка, тем больше будет борьбы. Потому что проблема ничьих заключается в том, что играющий черными быстро уравнивает и просто "стерилизует" игру. Уравнял - и ничья. А когда оба готовы мощно, то начинается большая игра! В матче ты будешь знать, что тебе предстоит сыграть 7 партий белыми и 7 партий черными. И любая короткая ничья, добытая черными, уменьшает общие шансы соперника, который играл белыми. Чтобы завязать большую игру, гроссмейстер должен быть очень мощно готов белыми.
- Ваш матч не сорвется и не будет отложен?
- Все подписано, все оговорено. Спонсор слишком солиден, чтобы рисковать своей репутацией.
- Но тем не менее деньги на ваш матч искали довольно долго.
- Реально - полгода. Ранее этим занимался "Эйнштейн-групп", с которым мы были связаны контрактом. А как только взялись за это сами, нашли без особого труда. Интерес в мире по-прежнему существует. И не малый.
- Вы и ныне подтверждаете приверженность пражским соглашениям? Иными словами, в случае вашей победы готовы играть объединительный матч за титул абсолютного чемпиона мира?
- В принципе да. Но объединяться нужно на справедливых принципах. Так, чтобы не было еще большего раскола. Сейчас ситуация в шахматном мире, с одной стороны, довольно аморфная, а с другой - весьма нервозная. Хотелось бы, чтобы с той стороны было сделано что-то из того пакета, который мы подписывали в Праге. Ведь ровным счетом ничего не сделано...
- То есть вы допускаете возможность, что не будете играть матч с победителем ветви ФИДЕ?
- Знаете, давайте для начала подождем. Пусть состоятся заявленные события. Чемпионат мира ФИДЕ в Ливии, матч его победителя с Каспаровым. Наш-то матч состоится, это уже на 100 процентов. А вот с той стороны начались переносы, а это тревожный симптом...
- Что будет, если объединение не состоится?
- Если объединения на справедливой основе не произойдет, то мы будем сами создавать новый цикл розыгрыша первенства мира.
- В связи с тем, что ваш матч состоится в сентябре - октябре, вы вряд ли сможете принять участие во Всемирной шахматной олимпиаде. А в суперфинале чемпионата России?
- Я бы очень хотел принять в нем участие, но спонсор указал точные сроки нашего матча. Если сроки чемпионата России будут немного сдвинуты, я готов сыграть в любой момент. Лишь бы физически был свободен в этот момент. А вот на олимпиаде, к сожалению, сыграть действительно не смогу, так как сроки нашего матча даже слегка наезжают на сроки олимпиады.
- Что думаете о своем сопернике по матчу?
- Матч будет очень не простой. Но я буду готов максимально. Так же, как во время матча с Каспаровым в Лондоне. Верю, что, когда я готов максимально, способен обыграть Леко, подготовившегося так же максимально. Остается дело за малым - выйти на максимальный уровень подготовки.
- Во время турнира в Вейк-ан-Зее вы потеряли изрядное количество пунктов в своем рейтинге и переместились на третью позицию, пропустив вперед Ананда. Сейчас стали звучать голоса, что истинный король (в период безвременья) - Ананд.
- Ананд очень хорошо играет в быстрые шахматы. Специфика его мышления такова, что он делает ходы быстрее всех. Не самые глубокие, но самые быстрые. И хорошие. А что касается рейтинга... Это дело наживное. В Вейк-ан-Зее что-то потерял, здесь что-то прибавил. Потом рейтинг не всегда точно отражает состояние дел. Каспаров не играет два года, а первую позицию сохраняет. А когда играет, его обходят. И я, и Леко. А он все равно - первый. Нужна такая система, чтобы ты все время играл - и все время доказывал, что ты все еще сильнейший. Примерно так, как это происходит в теннисе.
- Можно ли вас понять, что вы считаете систему Эло устаревшей?
- Ее необходимо улучшить. И дополнить. Возможно, нужна система зачетных очков по итогам ряда турниров. Чтобы не было такой ситуации, когда игрока постоянно обходят в турнирах, а он все равно первый, потому что когда-то давно сумел подняться очень высоко. Важно не то, что было давно. Важно, что есть сейчас.
Редакция благодарит компанию "Теле-спорт маркетинг" |