Газета Спорт-Экспресс № 35 (3413) от 16 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
БАСКЕТБОЛ |
Шарунас ЯСИКЯВИЧЮС
РАНЬШЕ МЕЧТАЛ ОБ НБА, ТЕПЕРЬ - О СЕМЬЕ
Скандал с победным броском Энтони Паркера, которым завершился на прошлой неделе матч ЦСКА - "Маккаби", думаю, скоро забудется. Останутся впечатления от великолепного баскетбольного спектакля. Особенно - от игры 27-летнего разыгрывающего "Маккаби" Шарунаса Ясикявичюса. Литовский маэстро не только набрал 25 очков. Как и предсказывал "СЭ", он моментально покорил российскую публику. Сохранять спокойствие, глядя на то, что вытворяет на площадке Ясикявичюс, невозможно. Его "слепые", разящие передачи, убийственные броски и бьющий через край спортивный азарт никого не оставляют равнодушным.
Лучший плеймейкер континента, чемпион Евролиги-2002/03 в составе "Барселоны", победитель и лучший баскетболист чемпионата Европы-2003 играл в Москве впервые. Ясикявичюс, подобно Юлию Цезарю, пришел, увидел и победил. А еще - дал интервью корреспонденту "СЭ".
ЛУЧШЕЕ ИЗ ЭПОХИ СССР - ПЕСНИ И ФИЛЬМЫ
Вопреки моим опасениям статус суперзвезды и миллионный контракт не испортили Ясикявичюса. Вне баскетбольной площадки он оказался нормальным молодым человеком - простым в общении и даже немного стеснительным. Еще одно приятное открытие: в отличие от большинства сверстников-литовцев Шарунас прилично говорит по-русски.
- Вообще-то я уже подзабыл русский, - улыбаясь, признался Ясикявичюс. - В свое время в школе очень хорошо говорил, можно сказать, был отличником по русскому языку. Но потом уехал в Америку и с тех пор почти не имел разговорной практики. Только в этом сезоне, когда я оказался в Израиле, пришлось вспоминать. В Тель-Авиве проживает много людей из России. Кроме того, в "Маккаби" играет Антон Казарновский (воспитанник московской спортшколы "Тринта", в 90-е годы уехавший в Израиль и получивший там гражданство. - А.Ф.).
- Вы родились и жили в СССР. Какие воспоминания остались от того времени?
- Не самые хорошие. Все-таки это была не наша страна. Теперь в Литве жизнь другая. Мы почувствовали себя свободно, играем за свою страну... Но я родился в то время, и с этим ничего не поделаешь. Советский Союз - часть моей жизни.
- Помните события 1989 года, когда в Вильнюс вошли советские танки?
- Да, в те дни я сидел с родителями дома в Каунасе и все видел по телевизору. Этот ужас я запомнил на всю жизнь. Было очень страшно. Но в то же время мы испытывали чувство гордости за свою страну, которая боролась за независимость.
- Заметил, как вы бурно отреагировали, услышав в Москве по радио в автобусе старый хит Аллы Пугачевой. Любите песни из советского прошлого?
- (Улыбается.) Да, очень люблю. У меня есть вся русская классика - музыка и кино. В прошлом году Сонгайла привез мне "Бриллиантовую руку" и другие фильмы. Думаю, это самое хорошее, что осталось от того времени. Смотреть это кино и слушать эту музыку я могу каждый день. Они никогда не надоедают.
ДО СЛАВЫ САБОНИСА ЕЩЕ ДАЛЕКО
- Баскетбол в Литве - больше, чем спорт, и им грезит едва ли не каждый мальчишка. У вас в детстве был другой выбор?
- Нет, не было. Я взял в руки баскетбольный мяч в шесть лет и с тех пор не могу с ним расстаться. В баскетбол меня привел отец. Поначалу мне не очень нравилась эта затея. Но родители настаивали, и мне пришлось подчиниться. Да и как можно было не играть в баскетбол, когда в него играли все вокруг?! Где-то в 13 - 14 лет я уже начал тренироваться серьезно - понял, что могу чего-то добиться. Хотя, если честно, тогда представить себе не мог, что дело зайдет так далеко!
- На кого вы равнялись в юном возрасте?
- У меня были два кумира - Сабонис и Дражен Петрович.
- С хорватом вам не довелось выходить на одну площадку, а вот с Сабонисом в литовской сборной поиграть успели.
- Для меня очень важно, что я играл с Сабасом и мы стали хорошими приятелями. В 80-е мы с отцом не пропускали ни одного матча в каунасском "Спортгалле". Знаменитые битвы "Жальгириса" с ЦСКА в чемпионате СССР я смотрел не по телевизору, а с трибуны.
- Чего еще вам необходимо добиться, чтобы стать в Литве столь же популярным, как Сабонис?
- До такой всенародной любви мне далеко. И никакие титулы здесь не помогут. Вряд ли кто-то, родившийся в нашей стране, будет когда-нибудь столь же популярен и любим, как Сабонис.
- Ваше становление как игрока происходило не в Литве, а в Америке. Вы уехали в США еще школьником и прожили там пять лет...
- Это было мое решение. На сто процентов. Я хотел учиться и играть в Штатах. Тогда мне исполнилось 17 лет, и, выступая за вторую команду "Жальгириса", я не видел больших перспектив. Если бы остался в Литве, думаю, все равно стал бы тем, кем являюсь сейчас. Но, с другой стороны, в Америке я получил жизненный опыт, узнал тамошнюю культуру и получил образование. Теперь у меня есть диплом (университета "Мэриленд". - А.Ф.). Специальность - политика.
- Но главной специальностью, которую вы осваивали в США, все-таки был баскетбол...
- В Америке играют немного по-другому, чем в Европе. Там делают упор на физическую подготовку и тактику. Первое время мне пришлось нелегко, но потом я переборол себя. В Штатах я играл против темнокожих парней - то есть в контактный, атлетичный баскетбол. Думаю, что это помогло мне в дальнейшем.
- Вернувшись в 1998-м в Литву, трудно было снова адаптироваться к европейскому стилю?
- Нет. Живя в Америке, я был в курсе того, что происходит в Европе, потому что каждый год играл за сборную. Сначала за юниорскую, потом - за первую. Так что мое возвращение в Европу прошло безболезненно.
УГОВОРИТЬ БЫ ИЛГАУСКАСА ПОЕХАТЬ В АФИНЫ
- Ваш дебют в первой сборной состоялся еще в 1997 году - на неудачном для Литвы чемпионате Европы в Испании. Провалом обернулись и два последующих ЧЕ. И во Франции, и в Турции литовцев причисляли к фаворитам, но команда оставалась за чертой призеров. Что вы тогда чувствовали?
- Поначалу я не понимал, что значит баскетбольная сборная для литовцев. В Америке я был немного оторван от Родины - мол, пригласили меня в команду, ну и ладно. Только в 1999 году, когда мы заняли пятое место на чемпионате Европы, я увидел, как все переживают наши неудачи. Когда вернулся домой из Франции, хотелось куда-нибудь спрятаться, чтобы никто не нашел. Так было неудобно перед людьми, что не оправдали их надежд... А вот возвращение с Олимпиады в Сиднее - это было другое дело. Настоящее сумасшествие!
- Еще бы - в полуфинале сиднейской Олимпиады сборная Литвы едва не обыграла Dream Team. Тогда это казалось чем-то фантастическим!
- Это было более чем реально - сейчас я это отлично понимаю. В Сиднее американцы не показали ничего сверхъестественного. Уверен, если бы не сложный четвертьфинал с югославами накануне, мы бы победили сборную США.
- Летом нынешнего года сборная Литвы имеет шанс вернуть должок Dream Team - в Афинах.
- О наших шансах можно будет говорить всерьез, если на Игры приедет Илгаускас. С таким центровым Литва будет сильной как никогда.
- Знаю, что вы давно дружите с Илгаускасом. Стало быть, имеете на него определенное влияние и можете убедить сыграть за сборную в Афинах?
- Мы с Жидрунасом действительно очень хорошие друзья. С детства - вместе начали заниматься баскетболом, когда нам было всего по шесть лет. Что же касается моего влияния на него... Последние четыре года я говорю ему то же самое - надо приехать в сборную. Но, как видите, он до сих пор не приехал. (Смеется.) Хотя Олимпиада - соревнование особое, и я надеюсь, что Жидрунас наконец скажет "да". Во всяком случае, все, чтобы "затащить" его в команду, я сделаю.
- Прошлогодний чемпионат Европы в Швеции показал, что нынешняя сборная Литвы может побеждать и без Илгаускаса, и без Сабониса. Признайтесь, вы ожидали от команды чемпионского титула?
- Перед чемпионатом я, конечно, не знал, чего от него ожидать. Главная цель была - получить олимпийскую путевку. Но когда мы начали играть, когда я увидел в деле сербов, испанцев и другие команды, то сразу почувствовал: у нас есть все шансы на победу. Уже на второй день турнира сказал маме: "Мы выиграем этот чемпионат". Так и случилось. Это было большое счастье. Не только для меня и других игроков. Для всей Литвы.
- Какова, на ваш взгляд, главная составляющая триумфа литовской сборной в Швеции?
- Думаю, этого результата не было бы, если бы мы не получали удовольствия от совместной работы, от общения друг с другом. В сборной сложилась прекрасная атмосфера. У нас по-настоящему дружный, веселый коллектив.
ИЗ БАРСЕЛОНЫ В КАЗАНЬ - ЭТО СЛИШКОМ
- Два ваших партнера по золотой сборной-2003 - Саулюс Штомбергас и Эурелиюс Жукаускас - играют сейчас в российском УНИКСе. Насколько мне известно, в межсезонье клуб из Казани всерьез интересовался и вами. Причем УНИКС предлагал контракт на не меньшую сумму, чем "Маккаби".
- Да, представители УНИКСа говорили с моим агентом. Но поменять Барселону на Казань - это было бы слишком. (Улыбается.) Я хотел играть в Евролиге ULEB. Именно это было главным условием при выборе клуба.
- Но вы не исключаете, что в будущем можете оказаться в одном из российских клубов - в том же УНИКСе или в ЦСКА?
- Конечно, не исключаю. Потому что вижу, как сегодня играют ваши команды, как в них все профессионально организовано. Уровень российской лиги растет с каждым годом. Сегодня ваш чемпионат - один из сильнейших в Европе.
- "Маккаби" пока оправдывает ваши надежды? Не жалеете, что выбрали именно эту команду?
- Сейчас я очень доволен. "Маккаби" имеет богатую историю и большие амбиции. Каждый игрок по ходу карьеры движется по определенной шкале - вверх или вниз. Думаю, перейдя в "Маккаби", я сделал еще один шаг наверх.
- Но в "Маккаби" в отличие от "Барселоны" у вас нет такого партнера, как Бодирога...
- Бодирога один. Такого игрока нет не только в "Маккаби", но и в "Бенеттоне", в ЦСКА. Нигде.
- Вам, ярко выраженному лидеру, трудно было играть в одной команде с Бодирогой?
- Нет. Между нами не было никакого соперничества. Бодирога очень хороший человек. Мы с ним дружили, и оба отлично понимали: главное - это победа команды. А кто из нас наберет больше очков и получит какой-то индивидуальный приз, не важно. Думаю, поэтому "Барселона" и выиграла в прошлом сезоне все, что могла (чемпионат Испании, Кубок страны и Евролигу. - А.Ф.).
- Сезон-02/03 - лучший в вашей карьере?
- Лучше и представить сложно. (Улыбается.)
- И все же один почетный приз - лучшему баскетболисту Европы по версии итальянской La Gazzetta dello Sport - обошел вас стороной. По результатам опроса вы оказались лишь на четвертом месте - после Новицки, Стояковича и Бодироги. Расстроились?
- Нет. Да, я немного умею играть в баскетбол, и в том году мне повезло. Но я не думаю, что являюсь самым лучшим игроком.
- Вижу, что звездная болезнь вам не грозит.
- Надеюсь. Я вообще не заносчивый человек. К своим достижениям, индивидуальным наградам отношусь спокойно.
САМЫЙ ЗАВИДНЫЙ ЖЕНИХ ЛИТВЫ
- В этом году перед "Маккаби" стоит задача выиграть Евролигу. Вы понимаете, что любой другой результат будет признан провалом?
- Именно поэтому я и оказался в "Маккаби". Люблю выигрывать. Как любой нормальный спортсмен.
- По мнению большинства специалистов, помешать "Маккаби" стать лучшим клубом Европы в этом сезоне может только ЦСКА.
- Да, пожалуй. ЦСКА - наш главный конкурент. Хотя нельзя забывать и о других. "Барселона", "Бенеттон", "Эфес Пилсен" и еще четыре-пять клубов вполне могут обыграть "Маккаби".
- Евролига Евролигой, но есть и другая, более высокая, цель - НБА. Вы не считаете, что уже созрели для этой лиги?
- Думаю, что я готов играть в НБА. Но это для меня не самое важное. Это в 15 лет я грезил НБА. Сейчас же стараюсь не забивать голову такими мыслями. Главное - играть, получать от игры удовольствие и побеждать.
- Какова вероятность, что вы все-таки поедете в НБА?
- Все может быть - не хочу загадывать. Но после этого сезона я обязательно подумаю об НБА.
- О чем, если не об НБА, мечтает сегодня Ясикявичюс?
- Теперь мои мечты не связаны со спортом. Я повзрослел, поумнел. Есть вещи жизненно необходимые - иметь хорошую семью, детей...
- И когда, позвольте узнать, вы планируете покончить с холостяцкой жизнью?
- (Улыбается.) Не знаю... Раз я еще холост, значит, пока не нашел "ту самую" девушку.
- Думаю, что проблем с этим возникнуть не должно, ведь вы самый завидный жених Литвы. Только скажите, и потенциальные невесты мигом заполнят центральную улицу родного Каунаса - Лайсвес аллею!
- (Смеется.) Нет, такой вариант не для меня. Слишком просто.
Александр ФЕДОТОВ