Газета Спорт-Экспресс № 25 (3403) от 4 февраля 2004 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

4 февраля 2004
Копировать ссылку
Отправить на почту
Печать страницы

4 февраля 2004 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

КАК МОСКВИНА ЗРИТЕЛЕЙ ОБМАНУЛА

Старт чемпионата оказался удачным для российской сборной. Дебютант столь крупного турнира Андрей Грязев закончил выступления в своей квалификационной группе с третьим результатом, а лидеры - двукратный чемпион мира Евгений Плющенко и вице-чемпион России Илья Климкин возглавили группу В. После состязаний пар в короткой программе все три российских дуэта находятся в первой четверке.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Будапешта

ДВА ВЗГЛЯДА НА ОДИН ПРОКАТ

Чемпионы Европы-2003 Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин начали соревноваться одними из первых - под 3-м стартовым номером. Сей факт заставил Максима мрачно пошутить: "Пора менять руку". Имелась в виду рука Татьяны, которая традиционно вытаскивает фишку с номерком при жеребьевке: слишком часто выпадало российскому дуэту выходить на лед раньше основных соперников. Хотя серьезных соперников, которых можно было бы по-настоящему опасаться, в Европе у Тотьмяниной и Маринина не видно уже третий год.

По этой причине выступление чемпионов России в Будапеште на том самом льду, на котором тренер фигуристов Олег Васильев становился в недавнем прошлом и чемпионом Европы, и чемпионом мира, было сложно оценить однозначно. Недавнее первенство страны сложилось для нашей первой пары непросто. Обострившаяся травма коленей у Татьяны заставила их с Максимом максимально облегчить программу. Спортсмены подумывали даже о том, чтобы не возвращаться в Чикаго и пройти курс лечения в Военно-медицинской академии. Однако возникли проблемы со льдом: в "Юбилейном" со своими парами уже работали Тамара Москвина и Людмила Великова.

Не получилось организовать подготовку и в подмосковном Новогорске. Поэтому Тотьмяниной, Маринину и Васильеву пришлось все-таки отправиться в Чикаго, совмещая тренировки с ежедневными физиотерапевтическими процедурами. Благо в одной из местных клиник нашлось суперсовременное оборудование для проведения ударно-волновой терапии, знакомой и футболистам, и теннисистам, и многим другим, у кого в силу профессиональной деятельности возникают проблемы со связками.

Естественно, о тренировочной работе в полном объеме не могло быть и речи. Кое-какие элементы, от которых спортсмены вынужденно отказались в Питере, в программу удалось вернуть, но общая картина катания - предельно осторожного и совершенно неэмоционального - наводила на мысль, что все это некий промежуточный этап. Полуфабрикат, хотя и хорошего качества. Полуфабрикатом выглядела даже прическа Татьяны - отрастающие, но еще не отросшие до нужной длины волосы, придающие облику если не неряшливость, то эдакую вынужденную небрежность точно.

- К чемпионату мира все должно быть совсем иначе, - уверенно пообещал Васильев. - Иначе незачем на него ехать. Сейчас же я вполне доволен увиденным. На мой взгляд, Таня с Максимом показали один из своих лучших прокатов короткой программы. Сделали все элементы легко, свободно, с удовольствием.

Учитывая, что короткая программа - вариации на темы Паганини - обкатана фигуристами значительно лучше, чем произвольная (с этой композицией Тотьмянина и Маринин вполне успешно выступали на этапах и в финале "Гран-при"), нет ничего удивительного в том, что от старта к старту ее исполнение становится все более уверенным и гладким. Татьяна и Максим не допустили ни единой помарки, выступили на одном дыхании. Если травма и беспокоила партнершу, то об этом можно было лишь догадываться. Однако общее впечатление все-таки чуточку разочаровало. Тем самым уже упомянутым мной отсутствием эмоций. Словно чемпионы Европы безумно устали - от травм, от программы и музыки, от себя самих, от публики. И не считают нужным это скрывать, будучи совершенно уверенными в том, что, кроме них, побеждать в Будапеште некому.

Наверное, они имели для этого все основания. Но по лицам зрителей угадывалось: не должны, не имеют права столь яркие лидеры ни при каких обстоятельствах кататься так скучно.

ЭКСПЕРИМЕНТ МОСКВИНОЙ

Короткая программа - это всегда программа-минимум. Две другие российские пары - Мария Петрова и Алексей Тихонов, Юлия Обертас и Сергей Славнов - выполнили ее блестяще, сохранив предварительно намеченные цели. У первых это - борьба за золото, у вторых - попытка удержать четвертую турнирную позицию.

Уже сейчас можно предположить: труднее всего в Будапеште придется экс-чемпионам мира. Ветераны сборной (Тихонову, как я уже писала, в Будапеште принадлежит возрастной рекорд среди участников) выступили в понедельник ничуть не хуже по техническому качеству и куда задорнее, чем чемпионы Европы. И тем не менее второе место было отдано им единогласно. В переводе с судейского языка это означает: как бы хорошо Петрова и Тихонов ни откатались в финале, шансы победить могут появиться у них лишь в одном случае - если лидеры допустят грубую ошибку.

Впрочем, главная интрига стартового дня чемпионата была связана отнюдь не с первой и не со второй российской парами. А с "темными лошадками" Юлией Обертас и Сергеем Славновым. Хотя в буквальном смысле слова это определение в понедельник категорически противоречило сути происходящего на льду.

Те, кто знаком с творчеством Сомерсета Моэма, наверняка вспомнят сцену из его романа "Театр". Когда выдающаяся, но стареющая прима, возлюбленный которой откровенно предпочитает ей молоденькую провинциальную актрису, берет реванш в спектакле, профессионально уничтожив соперницу исполнением своей второстепенной роли. Причем добивается этого примитивным на первый взгляд приемом: внезапной сменой наряда.

Обертас и Славнов появились на льду в новых костюмах. И от этого пронзительного до дикости розового цвета было невозможно отвести глаза. К тому же костюмы на редкость хорошо сочетались с отточенной четкостью каждого жеста. Своего рода визитной карточкой Москвиной.

Все прочие выступления (а прокататься до появления третьей российской пары успели не только чемпионы Европы, но и вице-чемпионы из Польши Дорота Загорска - Мариуш Сьюдек) выглядели слишком сдержанными в своей академичности. Обертас и Славнов стали тем самым ярким пятном, которого больше всего не хватало соревнованиям.

Если бы не досадный сбой в параллельном вращении, место дебютантов могло оказаться выше. Но ошибка не испортила впечатления. Все остальное было выполнено блестяще.

Москвина не скрывала удовольствия. Услышав вопрос, что послужило причиной ошибки, дипломатично ушла от прямого ответа:

- Не хотелось бы углубляться в технические тонкости. Давайте ограничимся констатацией факта, что сбой во вращении действительно был. Зато к остальным элементам у меня нет никаких претензий.

- В чем, на ваш взгляд, заключается самый заметный прогресс Юли и Сергея за последние три недели?

- Я не привыкла делить сезон на столь короткие промежутки времени. Перед нами стоит более долгоиграющая задача. Но ребята, безусловно, прибавили. Прежде всего меня радует их отношение к тренировкам. Они стали гораздо дисциплинированнее выполнять задания, а это залог дальнейшего прогресса. Мне хотелось понаблюдать за ними именно в условиях крупных соревнований. Можно тренироваться годами, но так и не научиться сдерживать и контролировать свои эмоции в экстремальной обстановке. В какой-то степени ее можно смоделировать на тренировке, однако это будет лишь приближенное подобие. Особенно порадовал Славнов, для которого это первый чемпионат Европы: ему удалось показать все то, над чем мы работали дома.

- Чьи нервы стали причиной ошибки во вращении?

- Юлины. Но, повторяю, в этой ошибке нет ничего страшного. Занятое место меня в данной ситуации не интересует. Гораздо ценнее возможность заранее просчитать все проблемы, которые могут возникнуть в ходе дальнейшей работы, постараться избежать каких-либо подводных камней.

- Чем вызвана необходимость поменять костюмы?

- Сразу после чемпионата России, когда стало известно, что Обертас и Славнов едут в Будапешт, я принялась ломать голову над тем, что может стать их козырем. Тягаться со взрослыми парами в элегантности ребята пока не могут. Значит, надо было придумать что-то другое, чтобы привлечь к себе внимание. Не потеряться. Когда ребята выступили, ко мне подошла моя коллега и сказала: "Я не могла отвести от них глаз. Этот дурацкий цвет просто приковывает взгляд". Считайте, что таким образом я просто обманула зрителей.

Что ж, очередной дебют Москвиной удался на славу. Оставалось только жалеть, что уникальному тренерскому опыту, приносящему результаты уже не одно десятилетие, во всей Европе до сих пор нет альтернативы. В Будапеште это было более чем показательно: наставники 14 пар из 16 в свое время, пусть и в разном объеме, прошли школу знаменитого советского парного катания. Впрочем, в ответ на вопрос, почему при таком количестве представителей советской школы за рубежом конкуренцию российским парам не может составить никто, кроме них самих, Москвина сказала:

- Видите ли, заниматься парным катанием на Западе не выгодно до такой степени, что не заработаешь даже на оплату счетов за электричество.

Чемпионат Европы по фигурному катанию. Будапешт

Спортивные пары. Короткая программа. 1. Татьяна ТОТЬМЯНИНА/Максим МАРИНИН - 0,5. 2. Мария ПЕТРОВА/Алексей ТИХОНОВ (все - Россия) - 1,0. 3. Дорота Загорска/Мариуш Сьюдек (Польша) - 1,5. 4. Юлия ОБЕРТАС/Сергей СЛАВНОВ (Россия) - 2,0. 5. Катерина Беранкова/Отто Длабола (Чехия) - 2,5. 6. Ева-Мария Фитце/Рико Рекс (Германия) - 3,0.