Газета Спорт-Экспресс № 11 (3389) от 19 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье |
БРИГАДА "СЭ" ПЕРЕДАЕТ ИЗ ТУРЦИИ |
Юрий ПЕРЕСКОКОВ
ВЫБОР ГОЛКИПЕРА НА ИГРУ - ПРЕРОГАТИВА МОЯ
Алексей МАТВЕЕВ |
из Лары |
В интернациональном штабе "Спартака" за работу с голкиперами отвечает специалист из России.
- Согласны с тем, что на данный момент вратарская линия в команде - сильнейшая? - вопрос Юрию Перескокову.
- Все спортсмены, а тренеры в особенности - люди суеверные. Так что постучу по дереву, дабы не сглазить. Но в любом случае у нас одна из лучших вратарских линий в России. Очень надеюсь, сезон это докажет.
- Как проходит ваше общение с итальянским штабом?
- Пока идет взаимная притирка. Скала уже работал со своими помощниками в "Шахтере", поэтому они прекрасно знают его требования. Я начинаю узнавать отдельные итальянские слова и фразы, а они - русские. Но в целом в плане работы у меня ничего не изменилось. Как отвечал за голкиперов, так и продолжаю отвечать.
- Кто определяет, какой вратарь будет играть в том или ином матче, - главный тренер или вы?
- При первом же разговоре с мистером Скалой (именно так - мистер - обращаются к главному тренеру его помощники. - Прим.А.М.) у всех тренеров сразу определился круг обязанностей. Вратари - моя сфера, в которую он не вмешивается как по тренировочному процессу, так и по тому, кто будет играть. Иными словами, в этом вопросе мне предоставлен карт-бланш.
- Когда летом решался вопрос о приобретении Ковалевски, не боялись ошибиться?
- Была боязнь. К тому моменту у нас уже появился Шафар, с которым мы "очень здорово" поправили соотношение забитых и пропущенных мячей. Он неплохой вратарь, но оказался в команде не в лучший для нее период и не попал в обойму. Подобное случается в футболе. Так что на меня сильно давил психологический груз. Ошибиться вновь было нельзя.
- А чем вас тогда привлек Ковалевски?
- Уверенностью, которую он излучает. При этом она у него никогда не переходит в самоуверенность. Да, у Ковалевски были ошибки, но вышеупомянутое качество вкупе с коммуникабельностью, знанием языка и нашего менталитета быстро сделали его своим в "Спартаке". Я ему часто говорю: "Войцех, ты не поляк, ты русский".
- Ломая сильно отличается от него?
- Важно то, что у каждого из наших вратарей есть ярко выраженное "я". У каждого свои плюсы и минусы. Не хочу говорить о недостатках: мы их знаем и работаем над их ликвидацией. Плюсов гораздо больше. Ломая, несмотря на грузинскую кровь, очень уравновешен, умеет предугадывать ход игры. Проще говоря, с хорошей вратарской интуицией. Да еще он у нас чуть ли не главный полиглот. На лету схватывает иностранные слова, английский и вовсе знает великолепно. Ломая постоянно анализирует свои ошибки и горит желанием их исправить. Впрочем, то же можно сказать о Ковалевски. Словом, два наших вратаря достойны друг друга. С одной стороны, это, безусловно, хорошо. А с другой - морально мне очень тяжело выбирать кого-то одного из них, а второго оставлять в запасе. Увы, но место в воротах лишь одно.
- И на что же тогда рассчитывать третьему - Зуеву?
- Он очень меня порадовал в матче с "Кайзерслаутерном". В ряде эпизодов Зуев здорово выручил команду. Перед матчем с немцами сказал ему: "Ты ничего не теряешь, а висты можешь набрать". В итоге с самого начала до финального свистка он сыграл уверенно и надежно.
- Над чем больше всего сейчас работаете с вратарями?
- Помимо общей физподготовки акцентируем внимание на передачи с флангов. Это сложный вратарский момент, который требует предельной собранности. Плюс работа ногами, которую тоже нужно подтягивать - особенно с учетом того, что команда переходит в защите на игру в линию.
- Тренерская мечта у вас есть?
- Хотелось бы видеть в команде молодого и талантливого воспитанника собственной школы. "Спартак" всегда славился своими вратарями. И сейчас мы ведем работу в этом направлении.
- Уже есть кто-то на примете?
- Есть, но пока не хочу раскрывать всех карт.
- А вам самому не хочется тряхнуть стариной и встать в ворота?
- Нет, не хочется. Уже переболел этим, когда работал с вратарями в нижегородском "Локомотиве". Валерий Овчинников предоставлял мне такую возможность.
- Где как вратарь вы провели лучшие годы?
- Наверное, в "Красной Пресне". Хотя после нее мне довелось играть в высшей лиге чемпионата СССР, но в этой дочерней команде "Спартака" провел незабываемое время. В середине 80-х Романцев сделал из нас молодую и очень интересную команду. Мы выигрывали и Кубок РСФСР, и зону во второй союзной лиге. У Олега Ивановича была и сохранилась до сих пор потрясающая энергетика. Он заряжал ею окружающих и в быту, и на поле. Мы жили одной большой семьей. В те годы Романцев дал огромный импульс не только мне, но и другим футболистам. Достаточно посмотреть, каких высот добились Мостовой с Кульковым, дабы понять, что это была за команда..
- Когда вы сами играли в футбол, у вас был тренер вратарей?
- Нет. Но в те времена у нас были настолько универсальные и великие главные тренеры, что они могли игроку любой позиции подсказать. Например, Константин Иванович Бесков, у которого мне посчастливилось тренироваться несколько месяцев в спартаковском дубле. У него на одном занятии можно было почерпнуть столько знаний, сколько в иных командах не получишь за сезон. То же самое могу сказать и про Сан Саныча Севидова, под руководством которого я играл за бакинский "Нефтчи".
- Но в наше время тренеры вратарей необходимы?
- Это веяние времени. С голкиперами лучше работать людям, знающим специфику их игры.