Газета Спорт-Экспресс № 11 (3389) от 19 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1
ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА |
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД Инны ВАРЮХИНОЙ |
Владимир ТЮРИКОВ
ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ - КРАСНО-БЕЛЫЙ
ДЕД - ЗНАЧИТ, ДЕД
Владимир Тюриков ждал меня на вахте дворца спорта "Сокольники". Зайдя внутрь, я увидела следующую картину: дежурные по комплексу, начисто позабыв о присущей им по должности важности, предлагали Тюрикову на выбор ключи сразу от нескольких комнат, где он мог бы спокойно побеседовать с корреспондентом:
- Володенька, хочешь, этот возьми, а хочешь - тот. Где тебе удобнее будет? - ласково говорили они. Тюриков выбрал пресс-центр.
- Вы прямо как дома, любят вас здесь! - заметила я.
- Ну наверное! Как в 1973 году отец привел меня за руку на "Спартак" - катки еще были открытые, - так с тех пор и "живу" здесь, - сказал Владимир. А я тем временем подсчитывала, сколько же конкретно. Получалось 30 лет в ранге игрока, и большая часть из них - выступая за "Спартак". Видимо, красно-белый - любимый цвет Владимира.
До сих пор его самыми преданными болельщиками являются родители. Московские матчи с участием сына они практически не пропускают, в Воскресенск, где он играл еще два месяца назад, тоже приезжали постоянно, трогательно переживая за своего 40-летнего ребенка. А вот собственные дети Владимира ходят на хоккей редко - у обоих сыновей уже давно свои дела и заботы. Заниматься большим хоккеем они прекратили лет в 15 - 16. Но практически после каждого матча отца звонят и спрашивают: "Пап, ну как сыграли?" Старший сын недавно женился. Еще немного - и у Тюрикова могут появиться внуки!
- Владимир, а приятели не посмеиваются, не говорят, что, мол, хватит ерундой страдать, завязывай?
- Да нет, наоборот, говорят - играй, пока играется.
То есть не только не посмеиваются, а даже констатируют досадный для себя факт: молодым хочется остаться каждому, но получается не у всех. Приятели просят Тюрикова достать абонементы на матчи "Спартака", приглашают его играть вечерами в свой, любительский, хоккей и наказывают поскорее вывести красно-белых в суперлигу. А то без них в Москве скучновато.
Ну а то, что, возможно, Тюриков вот-вот станет дедом, - это Владимира абсолютно не смущает. И то верно: ну и что? Дед, значит, дед! Вон Горди Хоу играл до 52 с лишним - так наверняка был дедом при этом уже не единожды. А знаете, какая рядом с Тюриковым-дедом будет бабушка? Бабушка, исполняющая танец живота! Маргарита, супруга Владимира, не так давно окунулась в стремительно набирающее у жительниц столицы обороты увлечение: восточные танцы. И даже пробует участвовать в соревнованиях.
Всем бы таких бабушек и дедушек.
ИЛЬФ, ПЕТРОВ, ТЮРИКОВ И "СПАРТАК"
Александр Второй, Александр Третий, Николай Второй, Керенский, нэп и зиц-председатель Фунт, востребованный при всех правителях... Немеркнущая классика Ильфа и Петрова. Кулагин, Майоров, Якушев, Соловьев, Канарейкин и защитник Тюриков - реалии современной хоккейной истории России. Забавная параллель просится на бумагу сама собой. У Тюрикова с чувством юмора все в порядке, поэтому и он, перефразируя "Золотого теленка", вполне может сказать о себе: "Я играл всегда. Я играл при всех, перечисленных двумя строками выше". И, как зиц-председатель Фунт, медленно загнуть пальцы, пересчитывая своих наставников в "Спартаке". А потом добавить еще и Виктора Тихонова, который несколько раз приглашал его еще в ту, прошлую свою сборную, где играли Фетисов , Васильев...
Тюриков был 17-летним пацаном, когда впервые попал к Тихонову - как один из самых перспективных.
- Хотя за сборную на серьезных турнирах мне поиграть и не довелось, только на "Призе "Известий" несколько раз и где-то в Европе, - улыбается Владимир. - Чаще бывало так: я приезжал на сбор, тренировался, а потом мне неизменно говорили: "Спасибо, что помог подготовить команду". И я уезжал. Тем не менее запомнилось это очень ярко. Нагрузки, например, у нас были такие, что я приходил с тренировки и ничего не хотел - ни есть, ни пить. Думал только о том, чтобы поскорее все закончилось. Считал дни.
Тренеры, с которыми довелось поработать Тюрикову, - это очень серьезный его багаж. Каждый из них дал Владимиру что-то свое. Про каждого он может что-то рассказать, вспомнить, сравнить... Скорее всего, именно так он и будет делать время от времени - потом, когда сам станет тренером. А сейчас, в беседе с журналистом, явно выделяет из этого ряда лишь Бориса Павловича Кулагина. Именно при нем Владимир и формировался как игрок.
- Психолог с большой буквы, - говорит о Кулагине Тюриков. - Умел найти к каждому ключик, каждому в душу посмотреть. А порой ему достаточно было просто кинуть взгляд на игрока, чтобы тот понял, что он не прав.
ШАГ НАЗАД ИЛИ ПЕРСПЕКТИВА?
Вообще-то, когда мы договаривались с Тюриковым о встрече, он был игроком воскресенского "Химика", а не "Спартака". И даже не знал о том, что через несколько дней вернется в стан красно-белых. Но получилось именно так. По факту это можно назвать шагом назад - ведь "Спартак" выступает в высшей лиге, а "Химик" - в суперлиге. Но у Владимира свои резоны. Помимо того что в Сокольниках ему привычно и комфортно, есть еще кое-что: именно здесь, в "Спартаке", Тюриков хочет продолжить свою спортивную карьеру после того, как закончит играть. Клуб, которому отдана большая часть жизни, должен будет теперь позаботиться о хоккеисте.
Казалось бы, суперлига такая большая, и работы должно хватать на всех. Ан нет: все места уже заняты, расписаны, и отнюдь не маленькой группе мастеров приходится всерьез ломать голову над тем, где бы найти приложение собственным силам после выхода из игры. Тюриков, похоже, от этой невеселой заботы может быть свободен. Что именно станет делать Владимир в клубе, с кем работать - пока не ясно. Но лично он видит себя прежде всего тренером.
Любопытно, но первый опыт тренерской деятельности оставил у него противоречивые ощущения. Какое-то время назад Тюриков играл в Твери и являлся там помощником тренера, другими словами - тренером играющим. Главное, что вынес из этого процесса Владимир, - должности играющего тренера в хоккее быть просто не должно.
- Это, конечно, сугубо личное мнение. Но мне показалось, что сочетать игру и хоть какие-то функции тренера непросто психологически. Представьте: вы говорите ребятам на скамейке одно, а потом, на льду, выходит совсем другое. Хоккей - это игра, и не всегда получается выполнить свои же установки. Не бывает игроков, которые не ошибаются.
- Вам как тренеру поможет то, что так долго находитесь в статусе игрока?
- Безусловно. Этот опыт нельзя недооценивать.
Таким образом, остается один вопрос: когда же Тюриков планирует сменить вид деятельности? Ответа у него пока нет. Факторов, влияющих на принятие подобного решения, достаточно много. Здесь и наличие каких-то предложений по работе, и собственная физическая форма. Нагрузки в суперлиге год от года возрастают, скорости тоже ниже не становятся, потому случиться может что угодно и когда угодно.
- Конечно, организм реагирует на все это не так, как 15 - 20 лет назад. Стоит немного пропустить, какое-то время не играть - и возвращаться потом все труднее и труднее. Старые травмы дают о себе знать... Уже перед началом нынешнего сезона я как-то с опаской косился на календарь: график очень плотный, добавили еще один круг, получилось 60 матчей - неизвестно было, выдержу или нет. И тренеры об этом спрашивали. Однако все прошло на удивление гладко.
ЯПОНСКИЙ ТРАМПЛИН
Забавно, но заканчивать с хоккеем Тюриков собирался еще... десять лет назад. Как раз подвернулся случай поехать поработать в Японию, на север острова Хоккайдо. Три года Тюриков не играл, только консультировал: японцы запрещали участвовать в своем внутреннем чемпионате зарубежным хоккеистам. И за три года консультаций понял, что заканчивать-то ему еще рано. Хотя ехал явно уставшим от постоянных нагрузок - и физически, и морально.
На льду Владимир находился регулярно, по два раза в день. Этакий размеренный режим не очень изматывающих тренировок. Подобное положение дел позволило ему психологически отдохнуть от игровых стрессов, после чего... Тюрикову стало скучно.
Жизнь за пределами хоккейной коробки тоже не вызывала особых эмоций: Япония - не Россия с ее суетой, отсутствием однообразия. А еще и семья вскоре уехала на родину - детям надо было учиться. Одно время они пробовали ходить в японскую школу, но потом родители пришли к выводу, что это совершенно нецелесообразно.
Кроме скуки Владимир однажды вдруг открыл, что его собственная физическая форма пока еще позволяет многое. Опыта, с другой стороны, набиралось все больше и больше. И при первой же возможности, как только разрешение для зарубежных игроков было получено, он полез в бой.
- Впечатлений от этих четырех лет, несмотря ни на что, осталось немало, - рассказывает Владимир. - Какое-то время мы находились там вместе с Шепелевым, также работавшим по контракту. И если честно, так до конца и не поняли желания японцев развивать хоккей. С тем же футболом, бейсболом, которые они периодически пытаются поднять, все гораздо понятнее. А хоккей... Этот запрет на участие зарубежных игроков, который, кстати, если не ошибаюсь, сейчас действует там снова, не позволяет толком двигаться вперед, в национальном чемпионате участвуют всего шесть команд...
- Ну а как насчет пресловутого азиатского менталитета: легко с ними работать-то было?
- Тоже сложный вопрос. Менталитет - он, наверное, проявляется в первую очередь в том, что эти люди старательные, добросовестные. К работе относятся очень серьезно, никакой безалаберности. Но, с другой стороны, скажешь ему десять раз: надо делать так-то! Он десять раз кивнет, но сделает все равно по-своему. Так что сложно ответить... На мой взгляд, они больше сильны в индивидуальных видах, и не просто в индивидуальных, а в неигровых, когда надо преодолевать только себя.
Короче говоря, через четыре года Тюриков вернулся в Россию и продолжил здесь.
НЕ ЛЮБИТЕЛЬ ХУЛИГАНИТЬ
Если честно, в первые дни нового года нам хотелось "раскрутить" Тюрикова на какие-нибудь спортивные байки. "Спартак" неоднократно встречал Новый год на Кубке Шпенглера, и, по нашему мнению, это не могло обходиться без забавных историй. Мало ли: вдруг кто-то спьяну засыпал в шкафу, а кого-то тренеры вытаскивали из объятий новогодних фей? Но Тюриков оказался непреклонен - ни себя, ни товарищей не выдавал, как я ни старалась.
- Да какие там байки. Представьте: матч у нас был 31 декабря в час дня. Сыграешь, приведешь себя в порядок - и в гостиницу. Посидишь, встретишь Новый год, а потом - на следующий день или через день - снова игра.
- Неужели все было столь прозаично? Вот про Рагулина, например, рассказывают, что он в Новый год, находясь в команде, однажды в каком-то фешенебельном заграничном отеле искупался в фонтане...
- Александр Павлович вообще у нас личность легендарная! До него всем далеко. А я, если честно, не большой любитель похулиганить. Что там рассказывать: ну, выпивали, сколько могли себе позволить, ну, сидели за столом... Новый год как Новый год. Сообразно спортивному режиму.
На этом "байки" закончились.
А на сей раз праздник Владимир как человек сугубо домашний встречал с семьей, с двумя котами и йоркширским терьером, которые живут у Тюриковых.