Газета Спорт-Экспресс № 5 (3383) от 12 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ |
ПОЧЕМУ БЫ В БУДАПЕШТЕ НЕ ВЫИГРАТЬ ВСЕ?
Особо напряженной битвы за места в российской команде, которая меньше чем через три недели отправится на чемпионат Европы в Будапешт, в Санкт-Петербурге не было. В каждом из четырех видов первые номера остались прежними: Евгений Плющенко и Елена Соколова - в одиночном катании, Татьяна Навка - Роман Костомаров - в танцах на льду и Татьяна Тотьмянина - Максим Маринин - в парах.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Санкт-Петербурга |
В ЗАПАСЕ - ТЕМНЫЕ ЛОШАДКИ
Перечисленных имен вполне достаточно, чтобы с большой долей вероятности спрогнозировать: из Будапешта сборная России вполне может вернуться с четырьмя золотыми медалями. В то же время давненько второй эшелон команды не выглядел настолько непредсказуемым. Чемпионат в Питере приоткрыл целую россыпь подводных камней. Которых вполне достаточно, чтобы отбить желание заниматься прогнозами у кого угодно.
Давно известно: бороться за победу проще не в одиночку. А тогда, когда за спиной страховка в виде партнера по команде, способного в случае неудачи лидера занять его место. Одиночное российское катание в этом сезоне выглядит по-настоящему одиночным. Если бы Юлия Солдатова получила право на участие в официальных соревнованиях, российские болельщики наверняка вздохнули бы с облегчением. В Санкт-Петербурге в пятницу Солдатова полностью реабилитировала себя за провал в короткой программе. Ее произвольный прокат стал, безусловно, лучшим. Однако в тот же день я услышала от одного из представителей Российской федерации фигурного катания, что шансов поехать в Будапешт и Дортмунд у фигуристки нет.
История крайне запутанная и в общем-то абсурдная. Получив в свое время разрешение на белорусское гражданство, Солдатова так и не стала гражданкой этой страны. То есть не оформила паспорт. И, выходит, не имела никаких прав представлять Белоруссию в чемпионатах Европы и мира. Понятно, что не сама спортсменка должна была заниматься бумажной канителью, но козлом отпущения стала именно она. Если бы вопрос выступлений упирался лишь в согласие спортивных сторон - то есть России и Белоруссии, он наверняка был бы решен мгновенно. Теперь же разбирательство ведется в политических инстанциях, где, как известно, быстрые решения - большая редкость.
Все это означает, что в роли второго и третьего номеров в женском катании могут оказаться крайне нестабильная Кристина Обласова и совсем неопытная Алима Гершкович (талантливой юниорке Елены Буяновой-Водорезовой удалось не просто обратить на себя внимание катанием, но и показать четвертый результат).
Поначалу все шло к тому, что в составе команды появится Татьяна Басова, но девушка настолько переволновалась в ожидании финального выступления, что на льду ее в буквальном смысле не держали ноги.
О Виктории Волчковой - разговор отдельный. Она стала, пожалуй, самой трагической фигурой чемпионата в Питере. Было отчаянно больно наблюдать, как потрясающе красивая, стильно одетая спортсменка с выражением откровенного ужаса на лице борется с набором шагов, прыжков и вращений, к которым меньше всего подходило слово "композиция". Четырехминутная агония успела убедить всех: сезон потерян бесповоротно.
Юниорский тыл у мужчин-одиночников выглядит куда солиднее, чем у девушек. Андрей Грязев, блестяще выступивший в короткой программе, к субботе по неопытности успел слегка перегореть в ожидании старта. И тем не менее ему вновь удалось произвести впечатление на публику отдельными, великолепно исполненными частями довольно сложной программы.
- Первое падение сильно выбило меня из колеи, - признался фигурист. - Стал думать, что должен обязательно перепрыгнуть сорванный прыжок, это не получилось, так что совсем растерялся. Видимо, этому учатся с опытом. Обидно, конечно, потому что на тренировках получалось абсолютно все. Хотя, могу честно сказать, что, когда ехал в Питер, даже не рассчитывал, что сумею войти в тройку.
Место в сборной Грязев тем не менее вполне заслужил. На вопрос, не стоит ли вместо чемпионата Европы отправиться на юниорское первенство мира и, возможно, его выиграть, лаконично ответил: "Хотелось бы попробовать свои силы на взрослом уровне".
НА ВОЙНЕ КАК НА ВОЙНЕ
Закулисье ледового дворца как никогда напоминало не поле боя, а лазарет. Фигуристы бинтовали колени, врачи колдовали с мазями и спреями, в ход шло все, вплоть до нетрадиционной медицины. Алексей Мишин не расставался с рентгеновским снимком колена двукратного чемпиона мира Евгения Плющенко, и по выражению его лица не читалось ничего утешительного. Количество травм, свалившееся на кандидатов в главную команду страны, ужасало.
Из-за обострившейся в ходе соревнований травмы паха от выступления в финале отказался Александр Абт. "Сезон закончен, - кратко откомментировал это тренер фигуриста Александр Жулин. - Допустим, Саша попал бы в тройку, поехал бы на чемпионат Европы. Но зачем? Чтобы занять там место во втором десятке?"
Фигурист, видимо, и сам понимал, что продолжать любительскую карьеру не имеет смысла, и вчера объявил о своем уходе.
Травма стала причиной неудачного выступления в произвольной Ильи Климкина. Вот только причина видится не столько в случайности, сколько в откровенно непрофессиональном отношении к собственному организму. В сентябре, обкатывая новые ботинки, Илья намял ахилл. До такой степени, что сухожилие воспалилось и фигурист был вынужден отказаться от участия в этапе "Гран-при" Skate America. Но вместо того, чтобы бить тревогу и срочно принимать экстренные меры по лечению, стал ждать, когда боль пройдет сама. Естественно, любая нагрузка тут же оборачивалась повторным воспалением. И за три месяца травма перешла в категорию хронически запущенной.
На пресс-конференции Климкин хорохорился, объясняя, что не сумел сделать в произвольной программе ни одного чистого приземления, поскольку выступал "на уколах", и уверял публику (а возможно, и самого себя) в том, что к чемпионату Европы "все будет в порядке".
Не удалось избежать травм и чемпионскому парному дуэту. Татьяна Тотьмянина травмировалась уже в Питере. На одной из тренировок в колене что-то щелкнуло, и на ногу стало больно наступать. Пришлось скоропостижно выбрасывать из программ элементы, в которых на левое колено падала наибольшая нагрузка.
- Возможно, травма случилась из-за того, что у Тани уже давно болело правое колено, - пояснил Маринин. - Подсознательно она стала его беречь - переносить нагрузку на левую ногу. Вот сустав и не выдержал. Так что мы просто были вынуждены упростить программу: отказались от тройного сальхова, от подкрутки.
По сути, вице-чемпионы мира были близки к тому, чтобы вообще проиграть чемпионат: отсутствие в программе наиболее сложных составляющих стало причиной непривычно низких оценок за техническую часть катания.
Небольшой неожиданностью (прежде всего для фигуристов) стало любопытное совпадение: музыка новой произвольной программы в исполнении известного венгерского скрипача Эдвина Мартона оказалась почти точной копией произвольной программы Евгения Плющенко.
- Мы начали ставить программу еще в июле, - пояснил Максим. - Музыку Мартона выбрали для короткой композиции. Но когда выяснилось, что новые правила вынуждают нас заменить спирали на дорожку шагов, решили, что нет смысла снова менять рисунок программы. Лучше оставить прошлогодний вариант. А под Мартона поставить произвольную. На диске, который был у нас, оказалось много произведений, которые можно использовать для катания. Поэтому, даже когда я услышал, что в октябре в Санкт-Петербург приезжал сам Мартон и Плющенко катался под его аккомпанемент, нам и в голову не пришло, что музыка может оказаться одинаковой. Но вышло именно так.
ТЕРРИТОРИЯ ПОДВИГА
Наверное, стоило начать репортаж с самого главного героя - Евгения Плющенко. Применительно к его субботнему выступлению можно употреблять любые эпитеты, и их не будет слишком много. Одиннадцать "шестерок" (три - за технику и абсолютно все - за артистизм исполнения) говорят сами за себя.
В принципе Плющенко мог максимально облегчить себе жизнь, отказавшись от доброй половины составляющих программы, - и выиграл бы. Вот только чемпионат проводился, возможно, в единственном городе мира, где сама мысль о каких-либо поблажках для Плющенко кощунственна. Питер для этого спортсмена - не просто родной город. А ледовый дворец - не просто каток. Скорее некая территория, дающая беспредельные силы и безграничное вдохновение.
Вряд ли очевидцы забудут, как в октябре, впервые представляя на суд публики новую произвольную программу, Плющенко вышел на бис меньше чем через минуту после окончания проката и повторно исполнил композицию со всеми прыжками. В субботу он выложился без остатка, без мельчайших скидок на больное колено, спину. Это вовсе не было борьбой за пятое для себя золото российского чемпионата (что само по себе рекордно). Фигурист катался, словно приносил себя в жертву каждому из нескольких тысяч болельщиков.
Единственный неловкий момент возник на пресс-конференции, куда чемпион пришел в сопровождении двух президентов: Российской федерации фигурного катания Валентина Писеева и федерации Санкт-Петербурга - Олега Нилова. На явно срежиссированный вопрос о новых правилах, в соответствии с которыми Плющенко проиграл декабрьский финал "Гран-при", последовал срежиссированный ответ, рассчитанный на представительницу пресс-группы Международного союза конькобежцев (ИСУ) Таню Фладе.
- Эти правила не двигают фигурное катание вперед, - заявил Евгений ("Записывайте, Таня, записывайте", - не удержался от напоминания Писеев).
Дальнейшая аргументация, касающаяся ограничений количества прыжков и каскадов, звучала из уст фигуриста после проигранного финала не раз, так что не оказалась чем-то новым. Точка зрения, безусловно, имеет право на жизнь. Особенно если забыть предсезонные рассуждения как самого Плющенко, так и его тренера Алексея Мишина о том, что наконец-то в фигурном катании стали оценивать не только прыжки, но и великое множество прочих составляющих. А значит - еще больше подстегивать спортсменов к творчеству.
ВТОРОЙ ФРОНТ
Три месяца назад, когда Тамара Москвина стала тренером сразу двух российских пар даже не второго, а третьего уровня (речь о Юлии Обертас с новым партнером Сергеем Славновым и Виктории Борзенковой - Андрее Чувиляеве), она сказала: "Не понимаю, почему моей работой вдруг так заинтересовались все журналисты. Ни о каком успехе этих фигуристов в ближайшем будущем не может быть и речи".
По предварительным прикидкам тренера, ее ученики могли биться на чемпионате России лишь друг с другом. За третье-четвертое место. Тем не менее бронза Обертас и Славнова произвела фурор - настолько слаженно спортсмены откатали произвольную программу.
- Получается, вы недооценили своих подопечных? - спросила я у тренера.
- Это пока еще не успех, - парировала Москвина. - Если честно, я не ожидала, что Юля с Сергеем сделают все свои "гвозди". Они сделали. Но недостаточно чисто. Понимаю, конечно, что это закономерно: львиную долю внимания мы уделяли прыжкам и выбросам, поэтому пока в программе достаточно много составляющих, которые оставляют желать лучшего.
- Для вас стало неожиданностью, что Юля и Сергей обыграли Андрея и Вику?
- Нет. К этому все шло. Борзенкова и Чувиляев долго преодолевали какие-то внутренние сложности, не могли найти единого подхода к тому, что делали, так что их тренировки часто выливались в выяснение отношений - кто прав, кто виноват. У Андрея к тому же на протяжении первой половины сезона были сложности с прыжками, сейчас он их преодолел, но психологически для Вики тот период оказался тяжелым. Она, видимо, слишком переживала за партнера и в результате, как это часто бывает, начала ошибаться сама. Я была готова к тому, что эти пары не будут претендовать на высокие места. Поэтому, когда дело дошло до выступлений, заняла в некотором роде наблюдательную позицию. Чтобы понять, какому дуэту чего не хватает.
- И каковы первые выводы?
- В условиях соревнований Обертас и Славнов становятся более активны. Лучше собираются, проявляют по-настоящему бойцовский характер.
- Не считаете, что поставленная вами произвольная программа Борзенковой и Чувиляева не слишком удачна по стилю?
- Когда начинаешь работать с новыми спортсменами, первая программа всегда получается как бы пробной. Времени на то, чтобы получше присмотреться к Андрею и Вике, по большому счету не было. Это сейчас я уже вижу, что им идет, что нет, что нужно сделать на следующий год. Так что никакой трагедии не произошло. Программа Юли и Сергея, безусловно, более удачна. Но она не моя. Была уже готова, когда ребята начали у меня тренироваться. Мы многое поменяли и будем менять дальше. Так что работа только начинается.
В лице дебютантов (если не брать в расчет прежние достижения Обертас: Юля трижды принимала участие в чемпионате Европы - выступала за Украину в 98-м, 99-м и 2000-м с Дмитрием Паламарчуком, а в прошлом сезоне - с Алексеем Соколовым) как минимум Европа получила серьезных соперников. К тому же в истории парного катания было немало случаев, когда фигуристы Москвиной с колоссальным трудом пробивались в национальную сборную, а по-настоящему самоутверждались в тот же год уже на более солидных аренах. В целом же парное катание - тот самый вид, где в Будапеште России вполне по силам занять весь пьедестал. Вот только в каком порядке?
ОСТОРОЖНО, ПАНТЕРА!
Гипотетическое возвращение в любительский спорт Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха, о котором нет-нет да и упоминается в танцевальных кругах, должно было бы, наверное, больше всего держать в напряжении нынешних чемпионов страны Татьяну Навку и Романа Костомарова. Однако вопреки ожиданиям Татьяна рассмеялась:
- Мы можем только пожелать Ире с Ильёй удачи. Помню, когда в 1993-м в любительский спорт из профессионального вернулись Катя Гордеева с Сергеем Гриньковым и Артур Дмитриев с Наташей Мишкутенок, многие были недовольны: мол, они уже свое выиграли, надо и другим дорогу дать. Такую точку зрения я не разделяла никогда. Спорт на то и существует, чтобы выходить на старт при любой конкуренции и доказывать, что ты сильнейший. Возможно, кто-то расстраивался и тогда, когда после рождения дочки на лед вернулась я сама. Сейчас же могу сказать, что мы по-настоящему почувствовали, что такое быть лидерами. Дело даже не в том, что за первую пару всегда больше болеют, совершенно по-особому поддерживают. Это иное восприятие себя. Больше уверенности, ответственности. Знаешь, что терять и, соответственно, за что бороться. Мы к этому готовы.
Чемпионат России. Санкт-Петербург. Ледовый дворец |
Мужчины. 1. Евгений Плющенко - 1,5. 2. Илья Климкин - 3,0. 3. Андрей Грязев - 4,5.
Пары. 1. Татьяна Тотьмянина/Максим Маринин - 1,5. 2. Мария Петрова/Алексей Тихонов - 3,0. 3. Юлия Обертас/Сергей Славнов - 4,5.
Танцы. 1. Татьяна Навка/Роман Костомаров - 2,0. 2. Оксана Домнина/Максим Шабалин - 4,0. 3. Светлана Куликова/Виталий Новиков - 6,0.