Газета Спорт-Экспресс № 1 (3379) от 5 января 2004 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье |
В первые дни 2004 года чешская колония в "Динамо" пополнилась. К тренерам Ярославу Гжебику и Вацлаву Коталу присоединились два полузащитника - Мартин Гашек и Мартин Збончак.
БРАТ ВЕЛИКОГО ДОМИНАТОРА СТАНОВИТСЯ ДИНАМОВЦЕМ
34-летний Гашек, младший брат знаменитого Доминатора, вратаря хоккейной сборной Чехии, и на поле, и в жизни выглядит моложе. Общительный, остроумный, улыбчивый - настоящий клад для собеседника. Плюс к тому футболист, за плечами которого 14 матчей за не самую слабую европейскую сборную, отменно для иностранца владеет русским языком. После первой тренировки в составе "Динамо" Гашек-младший не только с видимым удовольствием сам поговорил с корреспондентом "СЭ", но и помог с переводом 28-летнему Збончаку.
- А я продукт социалистической эпохи. То еще поколение, - веселился Гашек, отвечая на вопрос о языке. - Тогда даже в обычных школах все русский учили. Что уж говорить обо мне, занимавшемся в гимназии с углубленным изучением русского и немецкого. Я даже дипломную работу, которую у нас надо подготовить, когда заканчиваешь школу, писал о вашем языке. Правда, по-русски не говорил уже лет пятнадцать.
- Да что вы? Не верится.
- Можете сравнить. Дайте мне месяц-два - и увидите, как у меня это получится.
- Почему вы не пошли по стопам старшего брата?
- Почему не пошел? Как и все у нас в Пардубицах, летом гонял в футбол, зимой - в хоккей. Правда, в десять лет пришлось выбирать. Мяч мне больше пришелся по душе - хватит и одного хоккеиста в семье.
- Родители повлияли?
- У нас семья спортивная: отец в прошлом играл в футбол, мама - теннисистка. Они были спокойны, что мы выбрали спорт, а не шляемся по улицам. И не пытались нас с Домиником направить на путь истинный.
- Общаетесь с братом часто?
- Больше по телефону. Он в Америке, меня по Европе носит.
- В России запомнили вас по матчам "Спарты" со "Спартаком" в Лиге чемпионов. А вы не забыли те игры?
- Очень хорошо помню. Все-таки четыре раза со "Спартаком" встречался. Хорошо знаю, как обыгрывать эту команду. В 2001-м "Спарта" вообще была блеск. Было вот как: за спиной - Новотны, потом я, впереди меня - Ярошик, в нападении - Кинцл и Гартиг. Теперь-то вся наша "центральная ось" в Россию перебралась. Кинцл - мой старый приятель. Перед приездом в Москву вместе ездили кататься на горных лыжах. Марек не скрывал, что тоже хотел перейти в "Динамо", но к тому времени "Спарта" уже обговорила все с "Зенитом". А у Кинцла действующий контракт, и он не мог пойти поперек воли клуба.
- Можете объяснить, почему началось настоящее чешское паломничество в Россию?
- У вас красивая земля, - озорно вставил шпильку на ломаном русском молчавший доселе Збончак.
- Это верно, - подтвердил Гашек. - А еще играть в России очень прибыльно. Наконец, у нас в Чехии на десять миллионов населения слишком много хороших футболистов. Всем места не хватает.
- Вот только сборники сюда почему-то не едут.
- Как не едут? А мы с Новотны? Правда, нас уже в сборную не позовут. Жаль. Но это потому, что слишком хороша у Чехии в последние два года сборная. Конкуренция сумасшедшая, особенно в центре - Недвед, Росицки, Поборски, Шмицер, Галашек! Ярошику, скажу вам откровенно, места не видно. И не думаю, что накануне чемпионата Европы Карел Брюкнер будет ездить сюда и специально его просматривать. Все лучшие уже успели на Запад перебраться.
- Как получилось, что с таким опытом вы оказались на скамейке запасных в "Штурме", клубе - аутсайдере австрийской бундеслиги?
- А как обычно в таких случаях бывает. Едва пришел в клуб, тренер решил сделать из меня атакующего полузащитника. Чуть ли не форварда. Я же всю жизнь играл хавбека оборонительного плана. Отнять мяч, запустить атаку, покомандовать всеми на поле - это мое. Как, вы сказали, это будет по-русски - "опорный"? Да, я опорный. Хорошее слово. А в модели игры "Штурма" места для опорного вообще не было.
Правда, через семь матчей того специалиста погнали, а его ассистент, ставший главным, объявил: "Всех старых - долой, будем молодых наигрывать". Вот и наиграли - до предпоследнего места. А я себя стариком не чувствую! Сезона два на приличном уровне еще проведу.
- А вы почему потеряли место на левом краю "Спарты"? - обращаюсь к Збончаку. - Так хорошо все начиналось: чемпионство со "Слованом", самый громкий внутренний трансфер.
- Вообще-то рекордсмен у нас Вахоушек. Тот, что сейчас в "Марселе". Его "Славия" у "Теплице" за 30 миллионов крон купила. Меня же приобрели за 23. Играл до поры до времени постоянно, пока на 10-й минуте дерби со "Славией" не выгнали с поля. В "Спарте" и без того конкуренция огромна. Если же ты в таком тяжелом матче получаешь удаление в дебюте встречи - создаешь себе огромные проблемы. Потому что на твое место выходит игрок - в моем случае словак Лабант - и сразу начинает играть здорово. Попробуй вытесни!
- Это точно! - со смехом подхватил Гашек. - Года четыре назад со мной случилась такая же история. Уже на 37-й минуте матча с "Барселоной" с поля попросили, при счете 0:0. К перерыву мы уже 0:2 проигрывали, а закончили - 0:5. Тут же сослали в запас, даже игрока на мое место купили - Ленгиела. Им, по-моему, ваш "Сатурн" интересовался? Правда, в состав я все-таки вернулся. Но потом. Полгода спустя.
- Вместе вы, кажется, не играли?
- Збончак все время приходил в команду, когда я ее уже покидал - так было и в "Словане", и в "Спарте". Зато в Либереце играли вместе с Хиски.
- И какие у вашего дуэта дальнейшие планы?
- Все условия с руководством обговорили. Контракты подпишем по схеме "один плюс один" сразу после того, как пройдем медицинские тесты. Если все будет хорошо, встретимся с командой в Турции уже во вторник.
Павел ДЕМЕЩИК