Газета Спорт-Экспресс № 281 (3368) от 17 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ХОККЕЙ |
ВЗГЛЯД Леонида ТРАХТЕНБЕРГА |
ТАМ, ГДЕ ИГРАЛИ Ван КЛИБЕРН И Валерий ХАРЛАМОВ
Турнир, который поначалу окрестили московским, международным, а вскоре переименовали в "Приз "Известий", считался малым чемпионатом мира. И на самом деле почти все, кого мы видели в декабре на льду Дворца спорта, весной представали на форуме ведущих хоккейных держав планеты.
Между тем для большинства болельщиков и журналистов состязания в белоснежной коробке Лужников были единственной возможностью увидеть живьем вратарей Дзуриллу, Холмквиста, Бродерика, Ветцеля, защитников Салминга, Поспишила, Марьямяки, нападающих Халла, Недомански, Стернера, Пекку, Кетолу, Шлодера и других звезд из Чехословакии, Швеции, Канады, США, Финляндии, ФРГ... Ведь не стоит забывать, что попасть в туристические группы поддержки нашей сборной на чемпионат мира, проходивший за границей, кому-то было не под силу из-за финансовых соображений, а кто-то не мог преодолеть неожиданно появлявшийся железный барьер.
Кстати, и мы, журналисты, чтобы получить право на освещение с места события самого престижного международного форума, скажем, в Праге или Стокгольме, должны были пройти через сито комиссий, члены которых выявляли нашу политическую зрелость и преданность родине. И далеко не все, в том числе ее истинные патриоты, выдерживали этот унизительный экзамен и потому вынуждены были оставаться дома у телевизора.
Теперь вам, особенно молодому поколению, легко себе представить, что значил для нас в те непростые времена декабрьский хоккейный турнир, хотя билет почти на каждый матч достать было очень нелегко. Я, например, сам в начале 70-х с невероятным трудом добыл один для Михаила Жванецкого, и в тот вечер он чувствовал себя настоящим именинником. А сколько за каких-то шесть дней я наживал себе врагов, которым был не в состоянии помочь с проходом во дворец, и представить себе невозможно! Да и как я мог это сделать, если далеко не все журналисты получали аккредитации. Уж слишком велик был конкурс в ложу прессы.
Кстати, одна из североамериканских корреспонденток передала свой репортаж из Москвы под заголовком "Известия-Шмизвестия", где поведала о серьезных недостатках турнира, имея в виду вопросы быта. Как ни странно, больше всех возмущались этой "легенде" ее канадские и американские коллеги, которые во время пребывания в нашей столице не сталкивались ни с какими проблемами - настолько четко и слаженно трудился оргкомитет "Приза "Известий", и в первую очередь Борис Федосов, популярнейший репортер и великолепный организатор. Мы прозвали его Снеговиком, являвшимся эмблемой соревнований, которую он сам и придумал. И Борис Александрович до последних лет жизни не только не обижался, а даже гордился своим прозвищем.
Ну а если я начну перечислять, сколько новых талантливых имен мы узнавали в ходе каждого такого турнира, - не хватит и газетной полосы. Достаточно назвать только наших - вратаря Владислава Третьяка, защитников Валерия Васильева и Владимира Лутченко, нападающих Бориса Михайлова, Владимира Петрова, Валерия Харламова, Александра Мальцева, чтобы понять значение и привлекательность декабрьского форума хоккеистов на лужниковском льду.
А этот поистине бесценный лед появился лишь благодаря тому, что в апреле 1955 года со всей страны в столицу приехали молодые люди и вместе с москвичами, справившись с колоссальным объемом работ за рекордно короткий срок - 450 дней, у подножия Воробьевых гор построили уникальный комплекс, где одновременно могли проводиться соревнования по 32 видам спорта. И словно в знак благодарности архитекторам и рабочим, превратившим сказку в реальность, наш олимпийский чемпион Мельбурна выдающийся стайер Владимир Куц в день открытия Лужников установил новый мировой рекорд. На финише он поднял руку и как бы открыл путь к победам своим соотечественникам в этом прекрасном городе спорта.
И потому нынче, отправляясь по знакомому до боли маршруту от метро "Спортивная" во Дворец спорта, где я слышал еще выступления и выдающихся деятелей искусств (Вана Клиберна, Стравинского и многих других), испытываю смешанные чувства ностальгии и надежды. Надежды стать свидетелем нового, неповторимого праздника большого хоккея, теперь уже на Кубок пивоваренной компании "Балтика".