Газета Спорт-Экспресс № 269 (3356) от 1 декабря 2003 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

1 декабря 2003

1 декабря 2003 | Шахматы

ШАХМАТЫ

Владимир КРАМНИК:
"НЕ УВЕРЕН, ЧТО КАСПАРОВ СЕЙЧАС ЛУЧШИЙ. НЕ ПО РЕЙТИНГУ - ПО СУТИ"

Когда в назначенные день и час в моей московской квартире раздался телефонный звонок и в трубке послышался веселый, жизнерадостный голос Владимира Крамника, я лишний раз убедился в том, что "король-классик" верен классическому же принципу "точность - вежливость королей".

Время, прошедшее после нашего последнего общения с Крамником (весна этого года, испанский Линарес), вместило в себя довольно много событий. И вопросов к чемпиону мира "по версии Стейница" накопилось много...

В РОССИИ - ДОМА, В ЕВРОПЕ - СВОЙ

- Владимир, однажды вы сказали мне удивительную вещь. Мол, вам все равно, где находиться, когда вы занимаетесь шахматами, и что вы даже толком не обращаете внимания на пейзаж за окном. Сейчас где живете?

- (Смеется.) "Везде, то есть нигде", - так, кажется, говорил Сенека? Моя жизнь подчинена соревнованиям и сборам. Довольно много времени провожу на родине: среди коллег, с которыми работаю, есть и российские шахматисты. Большинство соревнований проводится за границей, поэтому часто бываю там. Так что хотя мой дом в России, я довольно космополитичен, у меня нет проблем с языком, и, скажем, в Европе я себя чувствую почти своим.

- Французский тоже освоили?

- Спрашиваете потому, что звоню вам из Парижа? У меня все нормально с английским, но при необходимости могу сказать несколько слов и по-немецки, и по-испански, и по-французски. Но на русском говорить все же приятнее. Ныне в российской шахматной жизни произошли серьезные изменения, надеюсь, появятся и отечественные супертурниры, тогда буду больше бывать дома.

- Президент Российской шахматной федерации Александр Жуков говорил мне в Красноярске во время последнего чемпионата страны, что РШФ всерьез намерена провести в следующем году суперфинал национального первенства. Вы в нем будете играть?

- Обязательно. Я готов всегда и за сборную России выступить. Осенью будущего года в Испании пройдет Всемирная шахматная олимпиада. Если в тот момент не будет чего-либо экстраординарного, непременно приму в ней участие.

- А что экстраординарное помешало вам сыграть за Россию на командном чемпионате Европы?

- Именно на это время у меня в Пловдиве была намечена встреча с вероятным подписанием контракта... К счастью, наша команда очень сильна и, несмотря на мое и Каспарова отсутствие, заняла положенное ей по силе первое место.

ТУРНИРЫ И ПЕРЕГОВОРЫ НЕСОВМЕСТИМЫ

- Ваш "НАО чесс клаб" стал сильнейшим в Европе, но вы, его лидер, не играли на Крите. Почему?

- Организационная неувязка. В принципе я готов был выступать, однако хозяева соревнований требовали, чтобы заявка от клуба была послана заранее - месяца за три до старта. Абсолютной уверенности в том, что я смогу приехать на Крит, у меня в тот момент не было, и мы решили не рисковать. Ведь если бы в заявке была моя фамилия, а выступить я не смог бы, то ребятам пришлось бы играть фактически без замен. А так они и без меня справились отлично.

- В этом году вы впервые за много лет не победили на супертурнире в Дортмунде, пропустив вперед Виорела Бологана. Известно, что для вас любое место, кроме первого, - неуспех. С чем связан этот?

- Как обычно, я боролся за победу, но явно не хватало энергии. Турнир совпал с пиком переговоров по поводу моего матча с Петером Леко. Давно уже доказано, что совмещать эти два занятия нельзя. У меня же получилось даже не совмещение, а настоящий переговорный крен.

- Чем занят тогда ваш менеджер Карстен Хензель? Он что не справляется?

- Да нет, Карстен работает хорошо. Просто спонсоры хотели самые важные вопросы решать именно со мной и только техническую часть соглашались обсудить с менеджером. Возможно, я слишком ответственно подошел к этому делу, и надо было больше сосредоточиться на шахматах. Вот во время чемпионата мира по быстрым шахматам в Кап д'Аге я отключил телефон - и сразу же стал лучше играть.

- Но вряд ли вы довольны итогом этого чемпионата, так как оказались там лишь вторым...

- В принципе на таком турнире, сильнейшем по составу за всю новейшую историю шахмат, гарантии первого места нет ни у кого. До финала все было хорошо, я прошел таких великолепных шахматистов, как Топалов, Гельфанд, Грищук. А вот финал с Анандом не заладился, в основном из-за проблем с дебютом. Но не могу сказать, что я очень разочарован итогом. Быстрая игра - конек Ананда. В этом году Виши, по-моему, выиграл все соревнования по активным шахматам, в которых участвовал. В классические ему играть со мной тяжелее, партии проходят уже с моим преимуществом, но в быстрых шахматах индийскому гроссмейстеру, пожалуй, сейчас нет равных.

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

- Владимир, есть надежда, что ваш матч с Леко все же когда-нибудь состоится? А то уже кажется, что "переговорный процесс" может растянуться на годы...

- Я не люблю что-то утверждать, если это не зависит лично от меня. Я не веду агрессивную PR-политику, не объявляю, что мы будем играть матч завтра, как это делают сейчас в шахматном мире весьма часто. Мы с Леко были очень близки к подписанию контракта на поединок в августе - сентябре, однако скандал, связанный с матчем Пономарев - Каспаров, ударил и по нам. Спонсоры, с которыми в тот момент мы вели переговоры, сразу же насторожились и взяли долгосрочную паузу.

- До Праги вы говорили, что ваш матч с победителем отбора в Дортмунде никак не связан с ФИДЕ. А теперь все вдруг оказались в одной лодке?

- Если бы не было пражских соглашений, то наш матч с Леко действительно не имел бы никакого отношения к чемпионату ФИДЕ. В принципе он никак не связан с ним и сейчас. Однако после Праги в головах простых любителей шахматах, в том числе и спонсоров, произошло некое "замыкание", и теперь эти матчи каким-то образом оказались "сиамскими близнецами". Хотя наш матч с Леко - это матч на первенство мира по классическим шахматам, и как мы ни старались объяснить спонсорам, что это отдельное соревнование и оно на данном этапе объединения никак не связано с матчем Каспаров - Пономарев, они стали сомневаться: "А если и у вас с Леко будет скандал?" Скандалы никому не нужны.

- А почему всегда такая таинственность в ваших переговорах? Никогда даже не намекнете, в какой стране собираетесь играть, какой призовой фонд, о каких сроках идет речь...

- К сожалению, ситуация в шахматном мире такова, что приходится принимать меры предосторожности. Далеко не все хотят, чтобы наш матч состоялся. Поэтому я стремлюсь не допустить того, чтобы посторонние силы влезали в этот процесс и пытались его нарушить.

- А мне казалось, что все заинтересованы в скорейшем проведении вашего матча.

- Мне тоже так поначалу казалось. Но сейчас уже не кажется.

- Не боитесь, что интерес к вашему матчу совсем угаснет? Ведь чем больше он откладывается, тем меньше все ждут его.

- С одной стороны, это так. А с другой - чем дольше ничего не происходит в шахматном мире, тем сильнее становится у людей желание что-то наконец провести. Должен сказать, что интерес к нашему матчу не угас и, смею надеяться, не угаснет. За полгода, которые прошли после того, как прекратились наши отношения с "Эйнштейн групп", мы получили и продолжаем получать предложения из самых разных уголков мира. Последнее поступило на прошлой неделе. Надеюсь, к концу года мы все подпишем.

- Хорошо бы... Но даже в этом случае со сроками проведения вашего матча возникают большие вопросы. Ведь в январе вы играете на турнире в Вейк-ан-Зее, в феврале - марте - в Линаресе, в апреле - в Монако. Летом - Дортмунд. Осенью - Всемирная шахматная олимпиада. Я уж не говорю про Олимпийские игры в Афинах и португальский чемпионат Европы по футболу... Когда же проводить матч?!

- Футбол меня самого очень волнует и интересует. Я рад за нашу сборную, которая спасла, казалось бы, совершенно безнадежную позицию. И пользуясь случаем, поздравляю ребят с победой в Кардиффе. Что же касается нашего матча с Леко, то мы с ним готовы играть в любой момент. Если спонсоры захотят, чтобы он состоялся в январе, значит, сядем за доску в январе. Если им приглянется другой месяц - будет другой.

- А как же ваши контракты на участие в упомянутых мной турнирах?

- Я их заключал с оговоркой на тот случай, если мне придется играть матч. Думаю, организаторы меня поймут, к тому же я готов в случае необходимости заплатить штраф за нарушение контракта. А что было делать? Отказаться от всех турниров и ждать, когда состоится матч?

- В этом вопросе вы с Петером солидарны? Ведь фактически вы играете в одних и тех же турнирах.

- Да, у нас с Леко нет разногласий. Ни по этому поводу, ни по какому-либо другому.

- Ему, наверное, тоже нелегко так долго находиться в подвешенном состоянии?

- Всем не нравится неопределенность. Я слышал, как Каспаров жаловался на то, что оказался в схожей ситуации, и отлично его понимаю.

КТО ОТ КОГО БЕГАЕТ

- Каспаров назвал организацию вами отборочного турнира в Дортмунде и последующего матча с Леко аферой, с помощью которой вы хотите избежать матча-реванша с ним...

- Гарри Кимович слишком субъективен. Если следовать его логике, то получается, что 50 лет шахматный мир занимался подобными "аферами", проводя отбор на матч с чемпионом мира. А я помню, как Каспаров не раз говорил, что организация справедливого отбора на матч с чемпионом мира - его цель! Даже перед матчем со мной, когда этот момент был тщательно прописан в нашем контракте, Гарри Кимович не забыл подчеркнуть, что во многом ради будущего отбора он согласился на весь этот проект. Ведь, напомню, в контракте, который Каспаров подписал, был пункт, обязывающий проигравшего матч принять участие в новом отборочном цикле. Каспаров говорил, что он этим очень доволен. И я, естественно, тоже был доволен, так как считал и продолжаю считать, что порядок в мировых шахматах чрезвычайно важен.

Но потом случилось непредвиденное: Каспаров потерпел поражение в матче. И его мнение о "справедливом отборе" кардинально изменилось. Он ему стал невыгоден. Начались бесконечные заявления о том, что я не даю ему матч-реванш. А надо было просто выполнить требования документа, под которым ты поставил свою подпись. Если Каспаров так убежден, что сильнее Леко, то он бы легко выиграл турнир претендентов в Дортмунде и мы неизбежно встретились бы в матче на первенство мира по классическим шахматам.

- Если Каспаров нарушил контракт, его бы ждали серьезные штрафные санкции. Насколько я помню, было какое-то условие, которое не выполнили люди из компании "Брейн Геймз", проводившей ваш матч. Кажется, они обязались предоставить Каспарову чуть ли не в двухнедельный срок точные планы по организации отборочного цикла, но не сделали этого. Гарри говорил мне тогда, что в "Брейн Геймз" просто забыли о его существовании! И, естественно, экс-чемпион мира счел себя свободным и от своих обязательств. Вы ведь не будете отрицать, что последующие организационные шаги со стороны "Брейн Геймз" и ее правопреемницы "Эйнштейн групп" не вызывали у тех, кто с ними был связан, излишнего оптимизма...

- Согласен, но турнир претендентов-то они все же провели. И Каспаров мог в нем участвовать, если бы хотел встретиться со мной. Это право ему было гарантировано. Оно было прописано в контрактах всех игроков. Сейчас же Гарри Кимович говорит, что все от него "бегают". Но это его субъективное мнение. А есть объективные факты. Каспаров не принимает участия в турнирах, в которых играют Ананд, я, другие сильнейшие шахматисты. Из года в год он отказывается выступать в Дортмунде, игнорирует Монако, в этом году обошел своим вниманием чемпионат мира по быстрым шахматам в Кап д'Аге, в грядущем январе не приедет в Вейк-ан-Зее. Не в первый раз, кстати: в начале этого года Каспарова тоже не было в Голландии.

Так кто от кого бегает? На словах можно представить ситуацию так, как тебе хочется. Но я всегда предпочитаю придерживаться фактов, а они говорят об обратном. Создается впечатление, что Гарри Кимович стал избегать лишних встреч с лучшими игроками мира.

- Остается Линарес, где вам с Каспаровым, надеюсь, удастся сыграть две партии. Если, конечно, спонсоры вашего матча с Леко не захотят, чтобы он состоялся в феврале - марте. Что думаете о Линаресе-2004?

- Он стоит особняком хотя бы потому, что дает единственный шанс увидеть в деле Каспарова. Жаль, что не будет в Испании Ананда. С ним турнир был бы выдающимся по составу.

- Карт-бланш, который предоставили организаторы Раджабову, вас не смущает?

- Теймур стал грозой великих! В этом году он нанес два сенсационных поражения - Каспарову в Линаресе и Ананду в Дортмунде, причем обе партии были признаны украшением турниров.

- Не боитесь, что в будущем году настанет ваша очередь?

- Боюсь (судя по интонации, мой собеседник улыбается). И поэтому буду начеку, чтобы не позволить Теймуру создать на мне очередной свой шедевр.

- А какие виды на Вейк-ан-Зее?

- Следующий сезон будет у меня очень насыщенным: череда супертурниров, о которых мы говорили, матч с Леко, сеанс одновременной игры, который я дам германской сборной... И это далеко не все. Турниру в Вейк-ан-Зее я отвожу роль "разогревочного", ведь, шутка сказать, почти полгода не играл в классические шахматы!

НЕУЛОВИМЫЙ ДЖО И СБОРНАЯ ГЕРМАНИИ

- А что это за проект - сеанс одновременной игры с гроссмейстерской сборной Германии? Идете по стопам Каспарова? Он побеждал национальные команды не одной страны, причем порой с фантастическим счетом: Израиль, например, был им повержен всухую! Не опасаетесь оказаться не на высоте?

- Опять вы о Каспарове... Поверьте, у меня забот и без него хватает. И достойных соперников тоже. Я играю для себя, а не сравниваю свои показатели с показателями Каспарова. Знаете, это напоминает мне анекдот про неуловимого Джо... А если серьезно, то я хочу еще раз повторить: у меня хватает соперников, кроме Каспарова. Гарри Кимович - несомненно, выдающийся шахматист. И выдающаяся личность в шахматах. Но его результаты потихоньку идут на убыль. Среди же моих соперников - потенциальных и реальных - много исключительно сильных и прогрессирующих игроков. Не уверен, что Каспаров сейчас - "лучший шахматист мира", как его постоянно преподносит пресса. Думаю, что тот же Ананд в данный момент играет ничуть не хуже.

- Но вы же не будете отрицать, что Каспаров - пионер в игре против национальных гроссмейстерских коллективов, и таких результатов, как он, в подобных сеансах никто никогда не показывал?

- Мне тоже доводилось давать сеансы одновременной игры национальным командам. Но, конечно, не таким сильным, как команда Германии. Поэтому я не думаю о том, с каким счетом выиграю, буду доволен, если просто выиграю. Очевидно, что этот сеанс потребует напряжения всех моих сил, ведь соперники очень сильны. Германия, напомню, была на одной из Всемирных олимпиад второй, что говорит о многом. Жаль, не сможет сыграть Артур Юсупов, но и без него состав весьма грозный.

- А почему вы такое неудачное время выбрали - сразу после тяжелейшего 13-турового соревнования в Вейк-ан-Зее?

- Просто другого "окна" в календаре не было. На следующий день после сеанса начинается личный чемпионат Германии.

СВЕРХРЕЙТИНГ - НЕ САМОЦЕЛЬ

- Вы уже много лет - № 2 в рейтинг-листе. Когда рассчитываете лишить Каспарова первой строчки?

- Моя цель в будущем году - защитить свой титул в матче против Леко. Если удастся попутно улучшить рейтинг, возражать не буду. Но это сейчас не является моей первоочередной задачей.

- Кроме Ананда кого-то еще могли бы выделить из своих соперников?

- Очень сильно стал играть Александр Грищук. Грищук - это всерьез и надолго. Стабильнее выступает Петр Свидлер. По таланту он давно выделяется, но ему частенько мешали, на мой взгляд, его многочисленные увлечения. Семейная жизнь, рождение близнецов явно пошли Петру на пользу. Чувствуется, что и шахматами он стал заниматься побольше, чем раньше. Результаты не заставили себя ждать.

- Если выиграете у Леко, примете участие в объединительном матче за титул абсолютного чемпиона мира или будете организовывать следующий "классический" чемпионат?

- Надеюсь, ФИДЕ все же проведет свой чемпионат, как было объявлено на ее конгрессе, хотя, честно говоря, в это уже мало кто верит. Если чемпионат состоится, то было бы логично завершить объединение, о котором мы договорились весной 2002-го в Праге. В противном случае будем думать, как организовать следующий цикл розыгрыша первенства мира. Но, думаю, ФИДЕ уже пора что-то провести.

- Какие у вас впечатления о матче Каспарова с трехмерным "Фритцем"?

- Мне он не понравился. Очень блеклый матч. Грубейший "зевок" Каспарова во второй партии, в третьей грубейший "зевок" программиста, отвечающего за дебютную книгу компьютера... Он тогда что-то такое напрограммировал, что его подопечный мог уже к 10-му ходу сдаваться. Каспаров в этом, разумеется, не виноват, но игры-то не было. Ну и две обычные ничьи. На мой взгляд, в шахматном отношении, к сожалению, это был худший из всех матчей серии "Человек против компьютера".

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ!

- По-прежнему не водите машину? Предпочитаете, чтобы вас возили?

- Вообще-то я предпочитаю пешком ходить. Полезнее для здоровья.

- Как дела с весом, не набрали лишних килограммов?

- Нет. Даже сбросил немного. Удалось вернуться к параметрам 2000 года, когда после матча с Каспаровым у меня был идеальный вес.

- Рыбу этим летом успели половить?

- Было не до рыбы. Когда все отдыхали, я работал.

- В теннисе успехи есть?

- Свой любительский уровень сохраняю.

- А с курением окончательно завязали?

- Курю очень редко. До такой степени редко, что не ощущаю негативного влияния табачного дыма на свой организм.

- Подруга у вас есть?

- В принципе о своей личной жизни я не люблю распространяться, но могу ответить и на этот вопрос: подруга есть, в этом плане все у меня хорошо. Да и в целом я всем в жизни доволен. Хотелось бы большей ясности в шахматных перспективах, а в остальном - грех жаловаться.

- Долго еще намерены владеть шахматной короной?

- Молодые игроки надвигаются плотной массой, но я верю в силы нашего поколения и в свои собственные. Уверен, что еще отнюдь не год и не два смогу занимать первые места в различных турнирах и матчах.

Юрий ВАСИЛЬЕВ