Газета Спорт-Экспресс № 258 (3345) от 18 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 3

19 ноября 2003

19 ноября 2003 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

РОССИИ БЕСПОКОИТЬСЯ НЕ О ЧЕМ?

Насколько серьезна угроза нового допинга? Какова вероятность кардинального изменения списка чемпионов и призеров мировых первенств по легкой атлетике и водным видам спорта? Есть ли вероятность того, что среди проштрафившихся окажутся наши спортсмены? Ответы на эти вопросы корреспондент "СЭ" Ровшан АСКЕРОВ попытался выяснить у видных российских специалистов.

Николай ДУРМАНОВ,директор антидопинговой инспекции ОКР:

- Честь и хвала Кейтлину и сотрудникам его лаборатории за то, что они первыми "раскрутили" это дело, хоть прекрасно отдавали себе отчет в том, что это ударит в первую очередь по американским спортсменам! Вы только посмотрите на список имен, которые сразу же оказались в центре скандала. Я бы назвал поступок Кейтлина великолепным примером фэйр-плэй.

- А как обстоят дела с THG в России?

- У нас в стране над этой проблемой тоже работают. В частности, в лаборатории профессора Виталия Семенова есть методики определения тетрагидрогестринона. К тому же этот препарат - не единственный, который сегодня может представлять опасность. Есть еще и родственный ему тренблон, и прочие.

- ВАДА требует провести пересмотр анализов допинг-проб, взятых на чемпионатах мира по легкой атлетике в Париже и по водным видам спорта в Барселоне. Следует ли в связи с этим ожидать новой волны дисквалификации?

- Мне кажется, если ВАДА пойдет до конца в этом вопросе, будет целая цепь разоблачений и лишений наград. А пока дело выглядит так, что ни Кейтлин, ни руководитель ВАДА Ричард Паунд останавливаться не намерены. Но до проведения конкретных анализов и обнародования их результатов давайте воздержимся от громких заявлений.

- Какова вероятность того, что среди жертв нового антидопингового похода окажутся российские спортсмены?

- Не думаю, что тетрагидрогестринон широко распространен в российском спортивном мире. Основным поставщиком этого вещества на международный спортивный рынок является, как вы знаете, американская компания БАЛКО Виктора Конте. Его фирма имеет дело, как правило, с элитными атлетами, чемпионами и рекордсменами мира. Скорее всего, вал скандалов и дисквалификации обрушится на такие культовые в Америке виды спорта, как бейсбол, американский футбол и, вероятно, легкая атлетика, поскольку именно эти виды тесно сотрудничали с БАЛКО. Кстати, знаете ли вы, что не так давно Конте объявил о прекращении деятельности своей фирмы в связи с финансовыми проблемами?

- С точки зрения некоторых специалистов, призывы пересмотреть итоги чемпионатов мира в Париже и Барселоне нарушают юридический принцип о том, что закон не имеет обратной силы. Ведь на момент проведения этих соревнований THG еще не был идентифицирован как допинг.

- Необходимо учесть, что есть такое понятие, как ретроспективный анализ. В новом кодексе ВАДА на случай подобных коллизий записано, что допингом является такое-то вещество и "его аналоги" или "и его родственные или производные вещества". Так что основание для перепроверок есть.

- И если в ближайшее время будет найден какой-то новый допинг, то...

- ...будут новые пересмотры. Так называемый дизайнерский допинг включает в себя не только тетрагидрогестринон, но и десятки других наименований. Я понимаю, чем это чревато. Многие национальные герои лишатся своей славы, а люди, объявленные примерами для подражания в одночасье станут изгоями.

Более того, если война с допингом пойдет по такому сценарию, то скоро любые медали, выданные победителям на состязаниях любого уровня, будут считаться лишь предварительными и авансовыми. Даже представить трудно, что тогда станет со спортом.

- Какова позиция России в вопросе с THG?

- Мы активно боремся с допингом. Россия одной из первых подписалась под новым антидопинговым кодексом ВАДА. Глава Госкомспорта Вячеслав Фетисов введен в исполком Всемирного антидопингового агентства, а в техкоме этой организации Россию представляет профессор Бальцевич. Это означает только то, что мы готовы вместе со всеми бороться с новыми видами допинга.

- А какова ваша личная позиция? Считаете ли вы, что за всеми этими скандалами действительно стоит желание очистить спорт? Не секрет, что существует и другая позиция: мол, нынешняя борьба с допингом - это прибыльный бизнес, позволяющий получать огромные деньги на закупку нового оборудования, содержание лабораторий...

- Как чиновник, я подчиняюсь решениям, принимаемым моим начальством на уровне правительства страны. А потому мое личное мнение по этому вопросу неуместно.

Сергей ПОРТУГАЛОВ,заместитель директора ВНИИ физической культуры по медицине:

- Специально этим вопросом я не занимался, но уверен, что в России, в наших лабораториях, есть методика идентификации тетрагидрогестринона. В принципе ничего нового в этом веществе нет. Оно не было синтезировано недавно, просто до последнего времени не входило в список запрещенных препаратов и не находилось под прицелом антидопинговых служб. По сути - это обыкновенное противозачаточное вещество, которое может быть использовано в качестве легкого стероида.

- Тогда чем же вызван весь нынешний шум?

- Ничем иным, кроме как очередным витком антидопинговой истерии, я это объяснить не берусь.

- Повлияет ли возможный пересмотр итогов последних чемпионатов мира по легкой атлетике и водным видам спорта на позиции российских спортсменов в общем зачете этих соревнований?

- Иными словами, вы хотите спросить, велика ли вероятность того, что наши атлеты применяли тетрагидрогестринон? Отвечу уверенно, что такая вероятность очень невелика. Поскольку это вещество не рассматривалось нами как допинг, свойства его не изучались в этой плоскости, то не было речи о его применении. Вообще, я считаю THG малоперспективным, и шума вокруг анализов куда больше, чем препарат того заслуживает.

Валентин БАЛАХНИЧЕВ,заместитель председателя Госкомспорта России, президент Всероссийской федерации легкой атлетики:

- Я бы не стал говорить о пересмотре итогов чемпионата мира. Давайте скажем мягче: речь идет о повторной проверке анализов допинг-проб, оставшихся после чемпионата мира-2003 в Париже. Вот если эта перепроверка даст положительный результат на наличие тетрагидрогестринона, тогда и можно будет говорить о пересмотре итогов турнира.

- Стоит ли российским спортсменам опасаться этой перепроверки?

- Не думаю, что итоги тестов как-то повлияют на медали, завоеванные нашими легкоатлетами во Франции. С моей точки зрения, оснований для беспокойства нет.