Газета Спорт-Экспресс № 252 (3339) от 11 ноября 2003 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
ХОККЕЙ |
НХЛ |
ВЗГЛЯД ИЗ АМЕРИКИ Славы МАЛАМУДА |
РЖАВОЕ ЖЕЛЕЗО
"А он вроде бы спокойный такой. Не рычит, во всяком случае".
"Не рычит? Ничего, это явление временное. Сейчас пива выпьет - и все сразу узнают, какой он гений современного хоккея".
Эти две фразы - фрагмент диалога, имевшего место полгода назад. Первая фраза принадлежит мне, вторая - Игорю Уланову, который только что провел свой последний матч в НХЛ. Что же касается предмета разговора, то им был тогдашний главный тренер "Флориды" Майк Кинэн, который как раз наматывал круги по раздевалке, время от времени выразительно пошевеливая усами.
Игги Поп (было у Игоря и такое прозвище в одном из его восьми заокеанских клубов) еще много всякого рассказал мне тогда про Железного Майка. Естественно - не для печати. Поэтому в небольшой репортаж из раздевалки "Флориды", опубликованный в номере "СЭ" от 7 апреля сего года, все эти откровения не попали.
Но теперь Кинэна из "Флориды" уволили, и я хочу нарушить слово, данное тогда Уланову. Надеюсь, мою вину смягчает то, что в НХЛ на данный момент нет ни Игоря, ни Майка. В случае чего, Игорь, извини. Будем считать, что я все выдумал.
Но смело можете мне поверить, что Майка Кинэна большинство знавших его игроков не любит. В основном - по тем же причинам, по которым в свое время не любили Анатолия Тарасова или Виктора Тихонова: когда дело доходило до выбора между кнутом и пряником, эти тренеры обычно выбирали монтировку. Правда, есть и существенная разница: Тарасов и Тихонов благодаря своим методам обычно добивались результата, тогда как Кинэн стреляет холостыми уже десятый год. Если, конечно, не считать за результат тот факт, что его предыдущие клубы, "Ванкувер" и "Бостон", резко прибавили немедленно после его ухода.
У Майка - свое видение хоккея. В хоккей Кинэна играют настоящие мужчины. Те, кто в полном расцвете сил. Мелкоте лучше сидеть тихо. С молодежью у Железного Майка разговор короткий: чуть что - сразу в "догхауз". Этот термин в дословном переводе означает "собачья будка", а по смыслу - глубокий запас.
Домострой - домостроем, да и дисциплина - дело хорошее, но беда в том, что во "Флориде" все лучшие игроки как раз и есть те самые "салаги", которых Майк любит сажать на цепь. Йокинен, Бумистер, Мезей, Хуселиус, Новосельцев, Уайсс, Хортон, Люонго: самому старшему в этом списке 25 лет. Когда Майк выиграл "Адамс Трофи" в 1985-м, все они ходили пешком под пресловутый стол. Кроме 18-летнего Хортона, который под него еще и не ползал. Всю эту зелень по "будкам" не пересажаешь - кому-то ведь и играть надо. А отправив ни с того ни с сего пацана в фарм-клуб (что Кинэн и сделал с Уайссом и Швидким), можно не только научить его дисциплине и жесткому хоккею, но и значительно замедлить его прогресс.
Это, и не только это, послужило причиной сложных отношений Кинэна с генеральным менеджером "Флориды" Риком Дадли. Рик, будучи человеком, не склонным видеть законченного лоботряса в каждом хоккеисте моложе Марка Мессье, всеми силами пытался защитить приведенную им в клуб молодежь от кинэновских выходок. Не всем, знаете ли, нравится, когда их взашей выгоняют с тренировки (как это случилось недавно с Мезеем) или "ставят в угол" (то бишь в центр площадки, на виду у партнеров, которых тренер заставляет кататься вокруг проштрафившегося).
Впрочем, неприятие Кинэном доктрины о детях как цветах жизни было далеко не единственной проблемой. Говорят, что во время драфта Майк постоянно названивал владельцу команды и критиковал выборы Дадли, чем довел последнего до натуральной истерики. А чего стоит фортель, выкинутый Кинэном в прошлом году, когда он исподтишка флиртовал с руководством "Рейнджерс" - при действующем контракте с "Флоридой" и без разрешения клуба! Под конец прошлого сезона Дадли нанес ответный удар, и месть его была страшна: он уволил обоих помощников Кинэна, заменив их своими людьми. Майк ужасно обиделся, надул щеки, после чего, по словам Новосельцева, игроки напрочь перестали понимать, кто в команде чем руководит.
Вполне естественно, что вечно эта коммунальная кухня продолжаться не могла. Дадли теперь может спокойно пестовать своих птенцов, а Майк - ждать приглашения от "Рейнджерс". В этом клубе любят все особенное и, вполне вероятно, не побрезгуют даже тронутым ржавчиной кинэновским железом. Там, среди единомышленников и практически ровесников, Майк снова будет гением современного хоккея. Сколько ему для этого понадобится пива - другой вопрос.
Вашингтон