Газета Спорт-Экспресс № 221 (3308) от 3 октября 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 5
ХОККЕЙ |
ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА |
ШАТАН И ШАФАР
Как ни странно, самым громким событием последней недели в заокеанском хоккее (если не считать страшной автоаварии в Атланте) стало на первый взгляд банальнейшее подписание словаком Мирославом Шатаном двухлетнего 10-миллионного контракта с "Баффало Сэйбрз".
Спрашиваете, чем чемпион мира-2002 всех так поразил? Отвечу: не столько тем, что в нынешние времена выбил себе такие роскошные условия, сколько тем, что сделал это, изначально отказавшись от услуг агентов! Иначе говоря, сам ходил в клубный офис "Баффало", сам звонил туда по телефону и посылал факсы, сам сравнивал свою зарплату и статистику, например, с зарплатами и статистикой Могильного или Ковальчука... Словом, небывалый для заокеанского спорта случай!
"Дело Шатана" заставляет задаться вопросом: а так ли нужны профессиональным спортсменам агенты? Особенно таким интеллектуалам, как Шатан, не понаслышке знакомым с юриспруденцией? Попробуем разобраться.
В НХЛ агенты - замкнутая каста, представители которой жестко, но все же цивилизованно конкурируют между собой. В этом смысле характерна нашумевшая история с агентом защитника "Сан-Хосе" Андрея Зюзина, который лицензии на данный вид деятельности не имел и моментально из этого бизнеса был выброшен.
Сегодня за океаном крупнейшие агентские бюро едва ли не всемогущи. По сути, они не только навязывают свою волю хозяевам клубов, но и формируют общественное мнение. Особенно при нынешнем коллективном соглашении между НХЛ и профсоюзом игроков, выгодном прежде всего второй стороне.
Яркий пример - недавнее подписание Сергеем Федоровым многолетнего контракта с "Анахаймом". Бюро, защищавшее интересы хоккеиста, громко назвало этот договор прорывом в XXI век. Хотя очевидно, что он, мягко говоря, не идеален.
Что касается России, то у нас профессиональная агентская деятельность находится пока в зачаточном состоянии. Ни о какой публичности здесь речи нет. Наоборот, многое происходит в тени - взять, скажем, трагическое "дело Тишкова" или "дело Жердева".
Но если в отечественном хоккее за счет высокой конкуренции, связанной с востребованностью нашей ледовой рабочей силы на мировом рынке, позитивные изменения налицо, то о футболе, в Европе пока не конкурентоспособном, этого не скажешь. Там агентская деятельность порой принимает уродливые формы.
Доказательства? Да их сколько угодно! Скажем, как вы думаете, почему за последние годы через "Спартак" прошло несколько десятков загадочных легионеров - от Алешандре, Огунсаньи, Мукунку или Скарлетта до Роберта, Баги, Руссо или Шафара? Может, потому, что какая-то агентская контора навязала клубу оптовый договор на поставку зарубежной рабочей силы? И красно-белые несколько лет были вынуждены бездумно вычерпывать квоту...
Словом, мы находимся лишь на начальном этапе пути. Нам пока имеет смысл мечтать даже не о своих Шатанах (хотя, напомню, Андрей Чернышов в бытность игроком вел свои контрактные дела самостоятельно - разве что с помощью жены), а о рождении своих крупных агентских бюро.
Пусть даже они черное порой называют белым.