Газета Спорт-Экспресс № 221 (3308) от 3 октября 2003 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

3 октября 2003

3 октября 2003 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

КАК ДЕЛА?

Виталий МИРЗОЕВ

Родился 20 мая 1949 года в селении Ленинский Путь (Киргизия). Нападающий. Мастер спорта. Выступал в командах "Спартак" Нальчик, "Динамо" Москва, "Спартак" Москва, "Текстильщик" Иваново. Обладатель Кубка СССР 1971 года. Тренер "Спартака" Нальчик с 1990 по 1995 год. Сейчас работает в СДЮШОР "Красногвардеец".

- Вы балкарец. Как получилось, что родились в далекой Киргизии?

- Наш народ сразу после войны сослали туда из Кабардино-Балкарии. Вернулись в Нальчик, который я считаю своей истинной родиной, весной 1956 года. У родителей нас было семеро детей, выжить в Киргизии смогли лишь четверо.

- С футболом где познакомились?

- В Нальчике. До сих пор помню: иду и вижу, как ребята моего возраста тряпичный кругляш пинают. Спрашиваю: что это, мол, такое? Они говорят: футбол. С тех пор в него и влюбился. Правда, всерьез играть начал поздно родители запрещали. Я ведь хорошо учился, даже школу с золотой медалью закончил. Только когда мне 14 лет исполнилось, Борис Харитонович Седанов, царствие ему небесное, уговорил родителей отдать меня в секцию.

- В "Спартаке" рано дебютировали?

- В 17 лет. А на следующий год стал лучшим бомбардиром команды. Играли мы тогда в классе "А" - аналоге нынешней первой лиги. Параллельно поступил в университет. В конце сезона на меня пришло приглашение в "Динамо", которое тогда тренировал Бесков. В столицу поехал с большим удовольствием, ведь в стане бело-голубых были мои земляки Володя Эштреков и Олег Курашинов - лучший на тот момент игрок юношеской сборной СССР.

- Но ваше пребывание в "Динамо" было недолгим...

- Провел всего 7 игр и ни одного мяча не забил. Константин Иванович больше доверял пришедшему вместе со мной Владимиру Ларину, я же в основном бегал за дубль. Тоже, скажу вам, была команда! Мы заняли второе место среди резервных составов, на поле выходили Суслов, Семин...

- Ваш уход из "Динамо" получился скандальным. Что произошло?

- В марте 1970 года мы должны были лететь в турне по Австралии. А мне из Нальчика сообщили, что академический отпуск, который я брал, закончился, и если я не восстановлюсь в университете, то загремлю в армию. Честно рассказал обо всем начальству, объяснил, что в состав все равно не попадаю так, может, действительно стоит вернуться на родину? На это Бесков посоветовал мне лететь с ними, пообещал ставить в основу. Я поначалу согласился, но в последний момент все-таки отправился к родителям.

- Какие были санкции?

- Меня дисквалифицировали на год. Потом, правда, руководители "Спартака" добились, чтобы наказание сделали условным, и я пропустил всего лишь два тура чемпионата. Нальчикский клуб в ту пору ставил себе задачу выйти в только что образованную первую лигу, но нам не удалось опередить ярославский "Шинник". Незадолго до конца сезона "Динамо" играло во Владикавказе, и Бесков пригласил меня на беседу. Но я не приехал, постеснялся. А вскоре пришло письмо от Старостина с приглашением в московский "Спартак". Я согласился.

- Вы принимали участие в двух знаменитых спаренных финалах Кубка СССР в 71-м и 72-м.

- В 71-м нас накачивали профсоюзные работники: вы, говорят, просто обязаны оставить кубок в Москве, не допустить, чтобы его увезли в Ростов. В первом матче, закончившемся 2:2, Логофет за 20 секунд до конца сравнял счет. Во втором же, на следующий день, смогли-таки выиграть - 1:0. Годом позже мы проиграли по пенальти во втором матче. Тогда на 10-й минуте второго тайма травму получил - колено полетело. А чуть ранее Хусаинова унесли. Он, боец, с трещиной в носу вышел играть, пошел в стык и ключицу сломал. Я же из-за колена потом "Спартак" и покинул. Доигрывал в Иванове.

- Сейчас за красно-белых переживаете?

- Конечно, все-таки 15 лет этим цветам отдал. За ветеранов играю. Главная же команда, считаю, потеряла статус народной. Разве можно так ее называть, когда в основе выходят 10 иностранцев!

Сергей ДЕРЯБКИН