Газета Спорт-Экспресс № 218 (3305) от 30 сентября 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3
ФЕХТОВАНИЕ |
В ближайшее воскресенье в Гаване стартует очередной чемпионат мира
Павел КОЛОБКОВ: "МЕНЯ УЖЕ НЕ НУЖНО НАСТРАИВАТЬ НА ОЛИМПИАДУ"
Основные надежды в турнире шпажистов российская команда связывает с олимпийским чемпионом Сиднея, 4-кратным чемпионом мира Павлом Колобковым. Ведомая им сборная год назад в Лиссабоне завоевала серебряные медали, а сам Павел в личном первенстве стал первым. О перспективах выступления нашей команды на Кубе, о завоевании олимпийской лицензии для России корреспонденты "СЭ" поговорили с Колобковым перед его отъездом на мировое первенство во время сборов на базе "Озеро Круглое".
- Помнится, год назад перед чемпионатом мира в Лиссабоне вы готовились отдельно от команды - в спортзале ЦСКА по индивидуальной программе. Тогда вы говорили, что не можете надолго забросить свою работу в фитнес-центре и переехать на "Круглое". Что же случилось в этот раз?
- Сразу же скажу, что с работой у меня все по-прежнему нормально, а вот чемпионат мира в этом году особенный. Ведь от выступления на нем, прежде всего в командном зачете, зависит, получит ли мужская сборная России по шпаге путевку в олимпийские Афины. Я очень переживал неудачу нашей команды четыре года назад, когда в Сиднее честь отечественной шпаги мне пришлось отстаивать в одиночку.
- Но вы прекрасно справились с этой задачей...
- И тем не менее очень хотелось бы в будущем году всей командой отпраздновать выигрыш олимпийской медали. А чтобы шансы на поездку в Грецию стали реальными, нам в Гаване необходимо попасть в тройку призеров. Вот потому я здесь, на Круглом, и ради достижения этой цели готов сделать все от меня зависящее. Кстати, у нас, фехтовальщиков, вот уже лет 16, очевидно, самая сложная формула отбора на Олимпиаду, где выступают 8 сильнейших сборных. Просто выиграть предолимпийский чемпионат мира, как в большинстве видов спорта, недостаточно. В систему отбора входят 5 командных этапов Кубка мира и чемпионат мира. По итогам этих соревнований от Европы на Игры поедут всего четыре сборные. Другая четверка представляет остальные регионы. И это при том, что все главные силы мирового фехтования сосредоточены в Европе, где команд 8-10 примерно равного класса. Потому-то с начала апреля этого года идет ожесточенная борьба за право поехать в Грецию. У нас неплохие шансы, поскольку сейчас российская команда делит 3 - 4-е места по итогам Кубка мира, и бронза в Гаване даст нам возможность с оптимизмом смотреть в будущее. Отборочный цикл завершится 1 апреля будущего года.
Помню, как-то встретился здесь, на Круглом, с Алексеем Немовым. Гимнасты тогда готовились к чемпионату мира в Анахайме, и он пожаловался мне на сложность их системы отбора на Олимпиаду: необходимо попасть в число 12 лучших команд по итогам чемпионата мира. Я тогда посмеялся над этой "сверхзадачей" и объяснил ему на нашем примере, что такое на самом деле сложная система отбора.
- А кто из наших соперников уже попал в Афины?
- Гарантированного места еще нет ни у кого. Дело в том, что в мужской шпаге есть одна команда, которая стоит особняком. Это хорошо сбалансированная сборная Франции, которая на голову выше всех. Остальные команды - Венгрии, Польши, Белоруссии, России, Италии, Германии, Украины - примерно равны.
- В прошлом году на чемпионате мира россияне дошли до финала и завоевали серебро в поединке с французами. Тогда многие объяснили этот успех удобной жеребьевкой, благосклонностью Фортуны, позволившей вам избежать встречи с французами до решающих боев...
- Что значит - удобная жеребьевка? Между прочим, на пути к финалу мы прошли корейцев, которые сейчас бурно прогрессируют, и далеко не слабую команду Швеции. Уверен, что при современной формуле поединка - до 45 уколов, если грамотно построить бой, можно обыгрывать кого угодно, даже французов. И мы выиграли серебро Лиссабона именно за счет грамотной тактики. А в финале не сложилось, потому что у французов очень велик запас прочности. У них в команде любой может взять на себя функции лидера. Не случайно эта сборная в нынешнем сезоне не проиграла ни одного турнира.
- А в индивидуальном зачете вы тоже не получили допуска на Олимпиаду?
- У нас нет как такового индивидуального допуска. Просто по итогам 19 турниров на Кубок мира два лучших шпажиста получают приглашение на Игры. Но это очень тяжкий путь. Вы только представьте: эти этапы разбросаны по всему миру - от Колумбии до Ирана. И ездить по всем ним ни физически, ни материально нет возможности практически ни у кого из лидеров. Есть, конечно, люди, которые живут этим. Но они, как правило, показывают невысокий класс фехтования. И вот ездит такой спортсмен на край земли, выигрывает там у равных себе, а потом приезжает в Европу, где собираются лучшие из лучших. Согласитесь, что выиграть любой европейский этап куда сложнее, нежели иранский или китайский. А очки за эти этапы одинаковые. Вот потому для завоевания олимпийской лицензии нам необходим командный успех на чемпионате мира. Что ж, это даже по-мушкетерски: один за всех и все за одного!
МЫ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ ГОД НАЗАД
- Год назад в Лиссабоне, когда вы в третий раз в карьере выиграли золото мирового первенства в личном зачете, к вам подошел президент Международной федерации фехтования (FIE) Рене Рок и выразил восхищение вашим мастерством. Он пообещал вам личное приглашение в Афины, если российская команда не сможет пробиться через сито отбора...
- Знаете, давайте не будем об этом говорить. Сегодня у меня, как и у всей сборной, только одна задача - завоевать право выступить в Греции. Я реалист и прекрасно понимаю, что сказанное в порыве чувств, даже президентом FIE, не обязательно сбывается. К тому же он француз, и его соотечественники вряд ли захотят увидеть меня на Олимпиаде в качестве своего соперника. Поэтому еще раз отмечу: я буду биться за команду на дорожках Гаваны и всех оставшихся этапов Кубка мира.
- Кого перед чемпионатом мира вы назвали бы главными претендентами на медали?
- Все те же сборные Франции, Италии, Германии, Швейцарии, молодую команду Украины. Причем швейцарцы - очень неудобные для нас соперники. Не скажу, что эта команда особенно сильна, но какая-то она "невезучая" для сборной России. Мы уже дважды спотыкались именно на ней, в последний раз - на чемпионате Европы этого года во Франции. Ровная сборная у Швеции, неплохие шпажисты в Польше, Испании. А в последние годы прибавили Китай и Корея. Азиаты серьезно готовятся к Играм 2008 года в Пекине, и резервы у них просто неисчерпаемы. Каждый раз китайцы привозят совершенно новых людей, которые показывают удивительно стабильные результаты. Есть у них и тройка лидеров, неплохо зарекомендовавшая себя на различных турнирах. О перспективах нашей сборной пока говорить не стану - подождем жеребьевки. Хотелось бы избежать преждевременной встречи с французами.
- Каков состав российской команды в Гаване?
- Кроме меня это Сергей Кочетков, Алексей Селин, молодой Игорь Турчин, который прекрасно показал себя на чемпионате Европы. Уверен, что у него отличное фехтовальное будущее. Игорь выходил на дорожку на всех ответственных турнирах и просто блестяще вел бои. Считаю, что команда у нас в этом году сильнее прошлогодней.
ТАЛИСМАН МУШКЕТЕРА
- Спортсмены зачастую списывают свои неудачи на арбитра. Скажите, насколько объективен ваш вид спорта? Обоснованы ли жалобы на предвзятость судей?
- Если в сабле еще возможны какие-то неоднозначные прочтения фраз, то в нашем виде оружия судьба поединка всегда в руках спортсмена. Так что шпага - абсолютно объективна.
- Тогда вопрос о том, что в руках спортсмена. Для теннисиста имеет большое значение, какой ракеткой и какими мячами он играет. А как обстоит с этим дело у фехтовальщиков?
- Клинки все почти совершенно одинаковы, производятся они поточно. И единственная задача - грамотно выбрать себе подходящий по весу. Кстати, мы фехтуем клинками отечественного производства. Они и на Западе очень популярны. Сегодня ими дерется полмира.
- То есть у вас нет любимой шпаги, прошедшей с вами несколько турниров?
- Нет, поскольку они часто ломаются. А вот пристяжные ручки-"пистолеты" у каждого свои. Я, например, уже несколько лет одну и ту же ручку прикрепляю к разным шпагам. Если и есть какой-то талисман у шпажиста, то это именно ручка шпаги.
- Вы познали тяжесть золота чемпионатов мира в командном и личном первенствах. Где сложнее биться - в личном турнире или в командном?
- Командный турнир, несомненно, не только ответственнее, но и зрелищнее. И хотя считается, что ни в одном другом виде спорта нет такого количества индивидуалистов, командные бои на чемпионатах мира и Олимпиадах всегда очень популярны у болельщиков. Для меня победа в командном турнире на чемпионате мира в 1991 году - очень ценное завоевание. Мечтаю когда-нибудь повторить его.
ВСЕ ФЕХТОВАЛЬЩИКИ - ЛЮБИТЕЛИ
- Вы уже обмолвились, что на далекие этапы Кубка мира могут позволить себе поехать только те, кто, кроме фехтования, ничем иным в жизни не занимается. Но, как мы знаем, к вам это определение не относится.
- Да, я - управляющий фитнес-клубом "Уорлдкласс", президентом которого является Ольга Слуцкер. Она тоже долго занималась фехтованием и с пониманием относится к моему нынешнему отсутствию на рабочем месте.
- И все-таки кто вы больше - профессиональный фехтовальщик или бизнесмен?
- Я занимаюсь любимым видом спорта почти четверть века, и вряд ли для меня в нем есть тайны. А вот управляющим стал всего несколько лет назад, и на этом поприще мне еще надо многому учиться. Вот лет через 20, наверное, смогу и тут назвать себя профессионалом.
- У вас ведь есть еще и юридическое образование. Не возникало желания попробовать себя в юриспруденции?
- Юридическое образование - вещь полезная. Но начинающий юрист в 34 года - это, согласитесь, смешно. К этому возрасту другие уже собственную практику имеют. С другой стороны, я еще не решил, стану ли по окончании спортивной карьеры тренером. Хотя, мне кажется, Павлу Колобкову есть что передать и что рассказать новому поколению.
- И все же - как вам удается совмещать спорт и бизнес?
- Пока получается. Правда, становится все сложнее. И дело даже не в том, что спорт отнимает много времени, просто я сам с каждым годом становлюсь старше, а с опытом приходит и усталость. Да и семье хочется уделять побольше внимания, спорт же высоких достижений не прощает расслабленности. Я вот восхищаюсь тем, как тренируется наша синхронистка, олимпийская чемпионка Маша Киселева. Человек умудряется делить время между бассейном, чемпионатами мира и работой на телевидении.
- А как тренируетесь вы?
- К сожалению, не так интенсивно, как раньше. Изматывающих ежедневных 6-часовых тренировок уже нет. Это мне противопоказано - организм просто не выдержит. Главное - правильно рассчитать силы и к важнейшему старту подвести себя на пике формы. Тогда в шпаге можно задержаться лет до 40. Например, сейчас мне 34, а я все еще готов сражаться. Зато теперь я знаю, когда необходимо на тренировке выложиться без остатка, а когда - нет. При моем плотном графике: в 7 утра - подъем, в 8.30 - на работу, а вечером - в тренировочный зал, - это знание на вес золота чемпионата мира.
Вообще, насколько мне известно, в мире нет ни одного фехтовальщика высокого класса, который бы зарабатывал себе на жизнь этим видом спорта. Те же французы вынуждены работать где-то еще, чтобы содержать семью. Только в Италии учитель фехтования - достойно оплачиваемая профессия.
- Выходит, все вы любители?
- Именно так. Но это не отражается на отношении к делу. На дорожке мы все истые профессионалы. Жаль только, что с годами притупляется острота восприятия международных турниров. Отлично помню, как, попав на свой первый чемпионат мира в 1989 году, я ходил по залам, раскрыв рот от сознания того, что мне предстоит выйти на одну дорожку со своими вчерашними кумирами.
ПОБЕЖДАТЬ НЕ НАДОЕЛО
- Кто же они - ваши кумиры?
- Бесспорно, француз Филипп Рибу. Вообще, в то время техника фехтования у звезд была настолько разная, что практически у каждого было чему-то поучиться. Из наших мастеров клинка мне очень импонировал Александр Романьков. Но идеалом для меня навсегда остался Рибу, который, несмотря на некоторую свою полноту, стремительно проходил 14-метровую дорожку за 3 - 4 шага. В его арсенале были приемы, которые оставались непостижимыми для более стройных соперников.
- Острота восприятия новых мест и новых турниров пропала, а как обстоит дело с жаждой выигрывать? Не пропала ли мотивация у самого титулованного нашего шпажиста?
- Что вы! Побеждать хочется вновь и вновь. Правда, и фехтование сегодня изменилось. Оно стало более атлетичным, более жестким, агрессивным, динамичным, но не таким техничным, как раньше. Виной тому - регламенты турниров, не оставляющие спортсменам права на ошибку. У нас нельзя заглядывать далеко по турнирной сетке, поскольку каждый бой - финальный. Мне иногда кажется, что некоторым лидерам нынешнего фехтования не хватает той харизмы, которая была у героев моей юности. Что же касается мотивации, то все многочисленные кубковые турниры меня уже не интересуют ни с материальной точки зрения, ни со спортивной. Для меня сейчас самым важным соревнованием в жизни стала Олимпиада. И на этот турнир меня дополнительно настраивать не нужно.
Ровшан АСКЕРОВ, Лина ХОЛИНА