Газета Спорт-Экспресс № 200 (3287) от 9 сентября 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2
ФУТБОЛ |
КЛУБ 100 РОССИЙСКИХ БОМБАРДИРОВ |
НЕСОСТО ЯВШИЕСЯ
ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ ЗАРУБЕЖНЫЕ ГАСТРОЛИ
Есть целая группа игроков, которые забили больше ста голов в национальных чемпионатах и розыгрышах Кубков, и сложись их судьба по-другому, могли бы сейчас составить компанию в "Клубе 100" Олегу Веретенникову, Александру Мостовому, Владимиру Бесчастных и другим. Но чемпионаты и Кубки, в которых они продолжали регулярно забивать, в приложении к нашему клубу оказались, как говорится, не те. И поправить уже ничего нельзя.
Виктор Леоненко, Владимир Нидергаус, Мухсин Мухамадиев, Иван Гецко завершили свои выступления. 33-летний Валерий Попович продолжает забивать в Финляндии, но если даже вдруг вернется в российскую премьер-лигу, отсчет голов в столь преклонном для футбола возрасте ему предстоит вести с нуля. Ни в ЦСКА, ни в "Спартаке" в сезонах 1990 - 1991 годов будущий главный финский бомбардир не успел отличиться ни разу. Почти все они многообещающе начинали в чемпионатах СССР и России, но однажды неудачно (с точки зрения принадлежности к российскому клубу бомбардиров) выбрали футбольное гражданство, а Леоненко и Гецко - еще и настоящее.
Вспоминается, каким шоком стал для руководства московского "Динамо" скоропалительный отъезд в Киев тюменского самородка - новоявленного лидера атак бело-голубых. Леоненко попытались вернуть, но безуспешно. И вместо гипотетической сборной России сибирский талант засверкал в сборной Украины. Для статистика потеря потенциального члена бомбардирского клуба - драма. Но Виктор Леоненко, выступающий сегодня в нашем клубе, похоже, не жалеет, что навсегда выпал из российской футбольной истории.
Есть предложения принять в "Клуб 100" также Мухамадиева, Гецко, Нидергауса, Поповича, за время своих интернациональных гастролей перекрывших рубеж сотого гола. И рады бы, да регламент не позволяет, несмотря на действительно внушительные активы, в частности, имеющих российское гражданство футболистов. Мухамадиеву после десятка лет, проведенных в родном душанбинском "Памире", с 1992 года уже не сиделось на одном месте. Как и Леоненко из "Динамо", он уезжал из "Локомотива" в турецкий "Анкарагюджю" вопреки воле руководства железнодорожного клуба. Не найдя счастья в турецкой столице, форвард тем не менее из элиты не выпал, в дальнейшем защищал цвета московских "Спартака" и "Торпедо", венской "Аустрии", однажды сыграл и за сборную России и даже гол забил - сборной Фарерских Островов. В зачет "Клуба 100" он к 32 годам накопил 79 мячей. Но в последующие сезоны (а играл он в высших дивизионах до 35 лет) лишь закрыл восьмой десяток в составе "Шинника". Более 40 голов, проведенных в чемпионате Узбекистана за "Бухару" и самаркандское "Динамо", в зачет клуба ему, естественно, не пошли. Остается лишь сожалеть, что долго не усидел Мухамадиев в России. Хоть и приехал он к нам из Таджикистана, более 50 его голов - российские.
А вот у Поповича таковых ни одного, то есть он не проходит в "Клуб 100" по основному критерию, не говоря уже о том, что Финляндия не входит в список 16 стран, в чемпионатах которых учитываются голы наших легионеров. Однако предмет для собственной гордости у воспитанника нижегородского футбола, бывшего игрока юношеской сборной СССР есть. Помимо установления финского рекорда результативности он еще стал и символом одного из ведущих клубов страны "Хака", за который выступает уже восемь сезонов с короткими перерывами на датский "Икает" и голландский "Херенвен".
Гецко львиную долю своих голов - 67 забил в чемпионате Украины, однажды отличился и в матче за сборную своей страны. Ему бы место в украинском Клубе Тимерлана Гусейнова, но там учитываются только украинские голы, "эмиграция" побоку. Если бы не несчастный случай, заставивший Гецко расстаться с футболом, талантливый форвард наверняка закрыл бы и свою украинскую сотню. Не повезло.
Один из недавних лидеров волгоградского "Ротора" Нидергаус, четыре раза включавшийся в списки "33 лучших" в России, взял, можно сказать, в "Клубе 100" самоотвод. Яркий форвард, сыгравший и в составе сборной России, забивший шесть мячей в еврокубках, в 1998 году вдруг отправился продолжать карьеру в Казахстан, где и начинал ее, имея в зачет нашего клуба 77 голов. Вскоре он вернулся в "Ротор", но ненадолго, а потом и насовсем исчез с российского футбольного небосклона. Сколько забил Нидергаус в чемпионате Казахстана (по неофициальным данным, свою сотню закрыл), установить пока не удалось, да и для "Клуба 100" не суть важно: казахские голы в его зачет все равно не идут.
Если бы не развал СССР, эта четверка наверняка пополнила бы Клуб Григория Федотова. Для российского "Клуба 100" их сотни оказались, увы, "некондиционными".
Павел АЛЕШИН