Газета Спорт-Экспресс № 188 (3275) от 26 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3

26 августа 2003

26 августа 2003 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ПРАВИЛА НАДО ЗНАТЬ. НО КАКИЕ?

Эдуард ЛИПОВЕЦКИЙ

из Парижа

В минувшее воскресенье парижский чемпионат был сбит с размеренного ритма скандалом, разразившимся в одном из четвертьфинальных забегов мужчин на 100 м. Сначала казалось, что скандал этот носит локальный характер, однако он ударил рикошетом сразу по нескольким видам программы и, возможно, дал основание кое-кому из участников объяснять свои неудачи нарушением графика.

Произошло же вот что: американский спринтер Джон Драммонд отказался подчиниться решению судей, удаливших его с беговой дорожки за фальстарт. Известный персонаж Михаила Шолохова считал, что после первой стопки не закусывают, так и Драммонд полагал, что после его первого нарушения судьи должны были ограничиться предупреждением.

Увидев перед собой красную карточку, Джон просто озверел. "Никуда я не уйду!" - решительно заявил он арбитру. А когда тот проявил настойчивость, Драммонд улегся перед ним с раскинутыми, как у распятого Христа, руками. Иногда атлет вскакивал и просил трибуны помочь ему добиться справедливости. А на большом экране электронного табло в это время раз за разом прокручивали старт злополучного забега, что еще более распаляло забастовщика.

С недоумением наблюдали за всем этим из VIP-ложи высшие чиновники МОК и ИААФ, многочисленные почетные гости. Им, да и нам тоже ничего подобного прежде видеть не доводилось. В любом виде спорта при предъявлении красной карточки проштрафившийся атлет или тренер должен немедленно покинуть площадку. В противном случае бунтаря могут выдворить силой при помощи полиции.

Понятно, что спектакль, разыгравшийся на глазах не только десятков тысяч болельщиков на стадионе, но и миллионов телезрителей, не делает чести руководству Международной легкоатлетической федерации. Своей хулиганской выходкой Драммонд задержал забег минимум на 15 минут. Более того, он нашел сочувствие у других его участников, которые потребовали перенести старт. А когда они вновь появились на дорожке уже без Драммонда, начался второй акт, который я бы назвал "неповиновение по-тринидадски".

Знаменитый спринтер, призер чемпионата мира в Гетеборге, финалист Афин и Эдмонтона 30-летний тринидадец Ато Болдон, живущий с 14 лет в США, решил вступиться за поруганную, с его точки зрения, честь своего нынешнего земляка и вновь поставил забег на грань срыва. Раз десять по команде арбитра он принимал положение низкого старта и тут же демонстративно поднимался, заставляя нервничать коллег, судей и зрителей. Таким образом, состязания были затянуты еще на десять минут. Самое интересное, что регламент не предусматривает наказания для Ато за подобные проделки.

В конце концов забег все-таки состоялся, его выиграл Болдон, который позже объяснил, из-за чего разгорелся весь этот сыр-бор на "Стад де Франс". Оказывается, у большинства атлетов нет уверенности в объективности не столько судей, сколько новых правил, согласно которым действовали арбитры.

Раньше было все просто и понятно: бегун, сделавший два фальстарта, автоматически лишался права продолжать соревнования. Согласно новым правилам, которые решено было опробовать на чемпионате мира в Париже, спортсмен, совершивший первый фальстарт, остается без наказания. Зато автор второго фальстарта удаляется безоговорочно, независимо от того, он или кто-то другой в первый раз сорвался с колодок раньше времени. Спортсмены считают, что это несправедливо.

В скандальном четвертьфинальном забеге спринтеров первый фальстарт сделал Дуайт Томас с Ямайки. Электронный секундомер определил, что его стартовая реакция превышала допустимую норму в 0,100 - 0,087 секунды. Второй фальстарт допустили сразу двое - Драммонд (0,052) и еще один бегун с Ямайки Асаффа Пауэлл (0,086). Согласно новым правилам оба были дисквалифицированы. А качать права стал только американец, посчитавший себя невиновным.

После проведенной с ним разъяснительной работы Драммонд частично согласился с решением судей, хотя и остался при своем мнении, что новые правила ущемляют атлетов, создают атмосферу неравенства. А Болдон, принявший эстафету протеста, как и большинство спринтеров, считает, что электронная система, включающая колодки, несовершенна и может выдавать ошибочные данные.

Не уверен, что обиженный Драммонд и поддержавший его Болдон хотели в первую очередь обратить внимание общественности на изъяны электроники. Лично я увидел в их демарше болезненную реакцию на обозначившуюся в новых правилах своеобразную дискриминацию представителей беговых видов. Действительно, прыгунам и метателям по-прежнему даются три попытки, и только после нереализованной последней вступает в силу закон о дисквалификации. Так же судят ходоков, которым, прежде чем снять с дистанции, показывают две желтые карточки.