Газета Спорт-Экспресс № 186 (3273) от 23 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4
ФУТБОЛ |
ФЕНОМЕН |
ГАВРИЛОВ
Юрий Гаврилов закончил играть сравнительно недавно - и потому для значительной части сегодняшней футбольной публики он еще не миф, а вполне конкретное и благодарно-восхищенное воспоминание. Тем не менее очерком о нем я, без малейшего сомнения, продолжаю серию рассказов о классиках, превращенных нашим свидетельским посредничеством в легенду, без которой и футбол не футбол. Гаврилов и впрямь классик. В спартаковской галерее его портрету висеть рядом с изображениями Нетто и Николая Дементьева, Сальникова и Симоняна...
Гаврилова открыл Бесков. И Бесков же... чуть не сказал: закрыл. Вообще-то Константин Иванович действительно закрыл перед Юрием возможность мирно покинуть борт "Спартака" в свой срок и с соответствующими почестями - за все для репутации клуба им сделанное.
Бесков расстался со своим любимцем с той же жестокой резкостью, с какой семью сезонами раньше расстался с бунтарем Евгением Ловчевым, чей староспартаковский скепсис во взгляде на бесковские реформы Константин Иванович терпеть не захотел. Избавившись от 29-летнего Ловчева (о чем никогда не жалел), он перепоручил лидерские полномочия 25-летнему Гаврилову - и "Спартак" в следующем году - впервые при Бескове - стал чемпионом.
С одной стороны, Гаврилов всем обязан Бескову: в московском "Динамо" ему и пяти лет не хватило, чтобы проявить себя (хотя вряд ли стоит забывать, что в основной состав он пробивался и при Качалине, и при Севидове и сыграл даже положенное количество матчей для получения бронзовой медали в чемпионате-75), тогда как в "Спартаке" Юрий Васильевич оказался у всех на виду очень скоро.
С другой стороны, кто из болельщиков футбола не повторял слов Бескова, сказанных кому-то из спартаковских подопечных: "Если не знаешь, что делать с мячом, отдай его Гаврилову!" Фразочка обоюдоострая - особенно в бесковских устах. Вот и говори после этого о диктатуре, если есть в команде футболисты, игровой контакт с которыми может быть важнее даже тренерских предписаний.
От услуг 32-летнего Гаврилова Бесков отказался после сезона восемьдесят пятого, когда неудовлетворенный третьим подряд вторым местом решил перекраивать команду. Люди, вхожие в "Спартак" и привечаемые Константином Ивановичем, но язык за зубами держать не умевшие, рассказывали мне, что между тренером и его знаменитым протеже происходят трения, что пошатнулись и гавриловские позиции вожака: мол, лидерство переходит к Дасаеву. И все же полная отставка мастера, определявшего стиль команды, казалась более чем немотивированной. Тем более что начал год без Гаврилова клуб крайне неудачно.
Я в тот год сочинял книжку про Бескова - и тщил себя надеждой на некоторую его откровенность. Я, конечно, понимал, что, спроси впрямую - в момент, когда команда на грани вылета из высшей лиги, - не жалеет ли тренер об отчислении ведущего игрока, дорога в Тарасовку мне будет заказана. А потому, выбрав хорошую минуту, по-иному поставил вопрос - предположил, что Константин Иванович не смог простить Гаврилову не столь выразительной игры на чемпионате мира-82 в Испании. Ведь, неожиданно согласившись на создание в сборной тренерского триумвирата - Бесков, Лобановский, Ахалкаци, - Бесков остро нуждался в опоре на спартаковских футболистов, а их из полевых игроков оказалось лишь двое - и то Сергей Родионов выходил лишь на замену, причем однажды заменил именно Гаврилова...
Бесков не был бы Бесковым, если бы согласился со мной. Он сказал: "Я не мог простить Гаврилову, что он выступает на пятьдесят процентов своих возможностей". И, признаюсь, я не решился ему заметить в ответ, что и на эти пятьдесят процентов выраженный Юрий вряд ли уступит хоть в чем-нибудь тем, на кого тренер в данный момент делает ставку.
Прошло еще пять лет. Константин Иванович принял "Асмарал", принадлежавший миллионеру-иракцу Аль-Халиди... Бесков третий сезон был без тренерской практики, ему минуло семьдесят, тогда как Гаврилов в свои тридцать восемь играл вовсю - и не в самых худших клубах. И вот они вновь оказались в одной команде.
Обычно конфликты тренеров с возрастными мастерами заканчиваются по Жириновскому - то есть однозначно: ветеран остается в проигрыше, как бы ни казалось нам, его почитателям, что карьеру выдающейся личности прерывают преждевременно. Так, Ловчев, отлично игравший в "Спартаке" и при Бескове, не адаптировался в московском "Динамо" (при том, что до мая семьдесят седьмого оставался основным игроком сборной) - и совсем немножечко поиграл в куйбышевских тогда "Крыльях".
Гаврилову при Лобановском сборная не светила - киевской компании и Черенков, который был шестью годами моложе, в итоге не потребовался. Но в "Днепре" и в московском "Локомотиве", когда командой руководил уже Юрий Семин, Гаврилову нашлась работа. Железнодорожный клуб не без помощи нашего героя дошел до финала Кубка, где, правда, с треском проиграл киевлянам. Экс-спартаковец еще и за рубеж успел съездить - в "Асмарал" пришел со скромным опытом выступлений за финский "Эссет" из города Пори: напомню, что легионерские дела на рубеже девяностых только-только наклевывались, и на пороге своего сорокалетия принимать в них участие...
Тем не менее в частном клубе Аль-Халиди Гаврилов, как никто, пришелся ко двору. И вот здесь-то рекомендации Бескова игрокам, не знающим, что делать с мячом, оказались чрезвычайно кстати. Конечно, Константин Иванович и в "Асмарал" инвестировал свой дар с толком, но лично мне из всей истории с миллионерским клубом запомнился один Гаврилов - пусть и выраженный процентов на двадцать.
Александр НИЛИН