Газета Спорт-Экспресс № 181 (3268) от 18 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

18 августа 2003

18 августа 2003 | Баскетбол - Чемпионат Европы

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ-2003

На первенстве континента, стартующем 5 сентября в Швеции, Россию помимо игроков и тренеров будет представлять один арбитр - Владимир Охрименко, 33-летний судья международной категории из Уфы

Владимир ОХРИМЕНКО

УЧУСЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ ДАВЛЕНИЮ ИВКОВИЧА

Один из болельщиков московского "Динамо" как-то выдвинул в Интернете любопытное предложение: почему бы на послематчевых пресс-конференциях не дать возможность высказываться... судьям? Наверняка им тоже есть что сказать - об игре, об уровне команд, о профпригодности тренеров и игроков. Недаром руководители российского футбола, устав от постоянных тренерских апелляций к арбитрам, недавно ввели систему штрафов: хочешь после игры порассуждать не о ней, а о судействе - заплати 30 тысяч рублей и облегчай душу, сколько угодно. А ведь баскетбольные арбитры защищены куда меньше футбольных коллег - заработки у них намного ниже ($ 200 за матч против 45 тысяч рублей), а контакт с тренерами и игроками (находящимися к тому же в совсем других ростовых и весовых категориях) - напротив, теснее.

О том, что репутация "палачей и карателей", навязанная молвой нашим баскетбольным арбитрам, мягко говоря, преувеличена, я могу судить по собственному опыту - обслуживать игры студенческих команд и детских спортшкол доводилось не раз. Каждая сторона еще до матча почти не сомневается в "заряженности" арбитра стороной противной, а в том, что "судьи не знают правил", большинство участников любой встречи убеждены на все сто. Я уже не говорю о любимом заклинании тренеров, которое они, словно шаманы, выкрикивают при каждом удобном и неудобном случае: "Три секунды! Три секунды! Три секунды!" Словно "Три карты" из известной оперной арии.

ОТ НОВОКУЗНЕЦКА ДО ШВЕЦИИ

С Владимиром Охрименко я познакомился недавно - на банкете, который был посвящен 25-летию тренерской деятельности главного тренера сборной России Сергея Елевича и состоялся после четвертого матча бронзовой серии плей-офф чемпионата России-2002/03 "Химки" - УНИКС. Разница между Охрименко на площадке и Охрименко в жизни оказалась огромной. На баскетбольном паркете Владимир был строг, как Зевс-громовержец, готовый без тени сомнения обрушить на головы недовольных молнию технического фола. Охрименко после игры - совсем другой: само воплощение веселья и жизнерадостности.

Именно с темы подобных "актерских перевоплощений" начался наш новый разговор - на сей раз телефонный. Охрименко в конце прошлой недели находился в Латвии вместе со сборной России и судил контрольные матчи с ее участием.

- Характер у судьи может быть каким угодно. Иное дело на площадке. Здесь манера держаться и внешний вид очень важны, - говорит Охрименко. - Полагаю, что выработанный стиль поведения помогает мне в работе. С одной стороны, это привычка, но в то же время - постоянный поиск.

- Есть ли у вас какие-то фирменные жесты?

- Раньше был один - блокировку я обозначал, упираясь кулаками в бока. Но сейчас стараюсь действовать в полном соответствии с тем, что написано в правилах. Вообще в плане жестикуляции я многое позаимствовал у наших известных арбитров предыдущих поколений.

- Какова была ваша первая реакция на известие о том, что вы едете на чемпионат Европы?

- Конечно, это была очень радостная новость. Я получил международную категорию в 1996 году, но с тех пор ездил в основном на женские соревнования. В принципе я ждал назначения на мужской чемпионат и готовился к нему. Для меня это честь и огромная ответственность. А еще - возможность показать себя новому руководству ФИБА. Ведь отношение к российским арбитрам всегда было несколько своеобразным. Зачастую все решалось на уровне "нравится - не нравится", независимо от квалификации судьи.

- Какие престижные соревнования вам прежде доводилось обслуживать?

- Три года назад работал на Олимпиаде, ездил с женской сборной на прошлогодний чемпионат мира в Китай. Свою судейскую карьеру я начал в 1989 году на детских соревнованиях в Новокузнецке. С тех пор потихоньку прогрессировал, развивался. А после того как развалился СССР, в нашем судейском корпусе образовался некий вакуум. Его и заполнили два поколения: мое и чуть более старших арбитров - таких, как Саша Горшков, Игорь Лебедев.

ИГРУ ДЕЛАЮТ ИГРОКИ И ТРЕНЕРЫ. СУДЬИ - ПОМОГАЮТ

- Существует ли какая-то идеальная модель взаимоотношений судей и тренеров во время матча?

- Для меня идеал - это если арбитр дает тренеру возможность высказать свою точку зрения и при этом воспринимает ее - может быть, наставнику что-то непонятно или он пытается обратить внимание судьи на что-либо конкретное. С другой стороны, раз я позволяю тренеру высказаться, то, в свою очередь, требую, чтобы он не переступал определенную границу. Работа с арбитром - одна из важных составляющих тренерской профессии. Умение вовремя "надавить" на судью и получить определенное преимущество не считается чем-то зазорным. Так что идеальных тренеров не бывает. Как не бывает идеальных людей. Наш известный арбитр Михаил Петрович Григорьев любит повторять: "Баскетбол - это кусочек жизни, спрессованный во времени и пространстве". Для судьи найти общий язык с тренерами, игроками обеих команд, с напарником по бригаде - это большое искусство.

- Тренеры любят критиковать арбитров на пресс-конференциях. Наверняка вам тоже не раз хотелось высказать свою точку зрения публично?

- Конечно, такое желание есть, но с возрастом оно все меньше и меньше. Думаю, большинству болельщиков мои слова были бы не очень интересны - разве что узкому кругу специалистов. Все-таки игру делают баскетболисты и тренеры. Судьи же лишь помогают им.

ДИКТАТОР ИВКОВИЧ И ДЕМОКРАТ ЕЛЕВИЧ

- Расскажите, как, с точки зрения арбитра, выглядят наставники ведущих клубов России? Начнем, разумеется, с тренера ЦСКА Душана Ивковича...

- Любой тренер сделает все, чтобы победить, а Ивкович - большой профессионал и очень тонкий психолог. В том числе - в плане общения с судьями. В каждой игре он пытается нащупать у арбитра определенную "болевую" точку. Мне очень интересно учиться у Ивковича. Он пытается на тебя давить, а ты соответственно ищешь методы противодействия.

- Что можете сказать о Сергее Елевиче?

- Это совсем другой человек, более спокойный. Он совершенно по-иному ведет игру, строит отношения с игроками и судьями. Если сравнивать его с Ивковичем, то серба можно назвать диктатором, а Елевича - демократом. Какая из этих позиций лучше? Наверное, стоит найти золотую середину. Можно ведь переборщить с диктатом и настроить арбитра против себя, а можно, наоборот, ослабить "вожжи" и потерять контроль над игрой.

- А предшественники Елевича в сборной - Сергей Белов и Станислав Еремин?

- Оба - безусловно, личности. Еремин более корректен, не столь эмоционален. Белов жестче. Хотя в разных матчах отношения одних и тех же тренеров и судей могут быть совершенно разными. Каждая игра непохожа на другую и каких-то универсальных рецептов здесь просто не существует. Даже если судья и тренер прекрасно знают друг друга. Правда, в этом случае порой легче найти точки соприкосновения - исходя из накопленного опыта. А вот если с одной из сторон возникает антагонизм, работать становится гораздо сложнее. Судья ведь тоже человек и тоже может "завестись". Одно дело, если тренер пытается, пусть и эмоционально, донести до тебя какую-то мысль, другое - когда он огульно винит арбитра во всех смертных грехах. Поэтому очень важно, чтобы судья умел дать понять тренеру: он должен заниматься своим делом, а арбитр - своим.

НАШИ ИГРОКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЕЕ ИНОСТРАНЦЕВ...

- С тренерами разобрались. А что вы можете сказать об игроках?

- Для арбитра очень важно время от времени смотреть на игру глазами баскетболиста. Во многом поэтому я часто езжу на турниры вместе со сборной России. Во-первых, узнаю, чем живет команда, во-вторых - имею возможность наблюдать игру от тренерской скамейки. Под этим углом все видится совсем по-другому. Появляется много материала для анализа.

- С кем из игроков сборной вам особенно удобно работать?

- Нормальный контакт с Васей Карасевым. Конечно, он порой тоже может вспылить, сказать что-то неприятное, но это свойственно всем игрокам. Из молодого поколения выделил бы Сергея Моню. Баскетболисты прекрасно чувствуют, как арбитр относится к ним - с симпатией или наоборот. Игроки, как и тренеры, - все разные. Одни эмоциональнее, другие ведут себя спокойно, одни более восприимчивы, другие нет. Когда я, находясь в сборной, пытаюсь объяснить ребятам какие-то нюансы с точки зрения арбитра - например, как избежать ненужных фолов, кто-то слушает внимательно, а кто-то может промолчать и сделать вид, что понял. Хотя сыграть так, чтобы судья поверил тебе, умение убедить арбитра в своей правоте - это целая наука.

- Для судьи существует ли разница между российскими и иностранными игроками?

- В основном все зависит от качеств конкретного человека. Но в целом наши ребята контактнее, чаще дают выход эмоциям. Думаю, это обусловлено разницей между судейством в России и за рубежом.

- В чем состоит эта разница?

- (Задумывается.) Мы уступаем иностранцам прежде всего внешне - нет такого четкого образа "строгости и неприступности". Сегодня элитный арбитр - это не просто человек, который видит и фиксирует все нарушения. С точки зрения ФИБА судья должен провести матч так, чтобы обе стороны остались довольны его работой. Разумеется, при этом он обязан придерживаться буквы и духа действующих правил.

...А НАШИ СУДЬИ - НЕ ХУЖЕ

- Какими еще качествами должен обладать идеальный арбитр?

- Прежде всего уверенностью в себе, умением "держать удар". А еще - быть личностью. Порой до игры судья выглядит твердым, как скала, и непогрешимым, как компьютер. Но начинается матч, и человек совершает очевидные ошибки. Таких примеров в Европе было немало. Кстати, я считаю, что на самом деле уровень судейства в России не уступает европейскому.

- Что делать, если арбитр дает свисток, а спустя секунду понимает, что совершил ошибку?

- Такое, конечно, бывает. Раз уж свистнул и показал что-то, значит, все, поезд ушел - надо выбросить этот эпизод из памяти. Можно ли в подобных случаях подравнять ситуацию, "возвращая" свисток? Все зависит от конкретного случая. С одной стороны, делать этого не нужно. С другой - моменты, которые можно оценивать "50 на 50", возникают постоянно, и ты можешь компенсировать предыдущую ошибку.

- Есть ли разница между нынешним судейством и судейством 5,10 лет назад?

- Хотя я подозреваю, что многие со мною не согласятся, качество работы арбитров, безусловно, выросло. Даже за последние два года российский чемпионат стал гораздо сильнее. А ведь судьи - как игроки: чем выше уровень турнира, тем быстрее они прогрессируют.

- После Олимпиады-2004 ФИБА собирается полностью перейти на судейство бригадами из трех арбитров - как в Евролиге ULEB и в НБА. Каковы плюсы и минусы этого новшества?

- Три пары глаз видят больше, чем две. Контролировать площадку втроем гораздо легче. Но для каждого судьи ситуаций, когда он должен принимать решение самостоятельно, станет меньше. В плане профессионального роста это - минус.

НА МЕСТЕ ЙОВЧИЧА НЕ ВСЯКИЙ БЫ ВЫЖИЛ

- Каким образом арбитры получают предложения "сдать" матч? Или вы будете утверждать, что в России такого не бывает?

- Не буду. По-всякому предлагают - и прямо, и в завуалированной форме. Это жизнь, всем хочется выигрывать.

- Какую максимальную сумму сулили лично вам?

- Я понимаю, что вам хочется узнать, кто, когда и сколько предложил. Но для меня это не столь существенно. По-моему, гораздо важнее другое: принимает человек подобные предложения или нет.

- Не секрет, что порой на судью пытаются воздействовать не только словами, но и физически. Можно ли защитить арбитра от подобной угрозы?

- Вряд ли. Случиться может все, что угодно. Помните, как Руслан Авлеев сорвался на югославском судье Йовчиче? Если бы на месте серба оказался я, мог, наверное, и не выжить.

- Напоследок вспомните какой-нибудь курьезный случай из вашей практики?

- В прошлом сезоне судил в Питере матч женских команд - "Балтийской Звезды" и московского "Динамо". Ситуация такая: мяч уходит в аут от баскетболисток питерского клуба, я беру его в руки, чтобы отдать другой команде, и слышу реплику тренера "Звезды", скамейка которой находится совсем рядом: "Все, сегодня - без ужина!" Ответ динамовки - тоже в мой адрес - следует незамедлительно: "Ничего-ничего, я вас сама покормлю!"

Владимир МОЖАЙЦЕВ