Газета Спорт-Экспресс № 176 (3263) от 12 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 4

13 августа 2003

13 августа 2003 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

Игорь ТЕР-ОВАНЕСЯН

ТАКОЙ ХОРОШЕЙ СИТУАЦИИ, ВОЗМОЖНО, ЕЩЕ НЕ БЫЛО

Елена РЕРИХ

из Тулы

Крайне интересно завершился в воскресенье турнир прыгунов в длину. В шестой попытке сразу два спортсмена - Виталий Шкурлатов и Данил Буркеня показали 8,23 - весьма редкий случай для наших чемпионатов. Итоги соревнований я попросила прокомментировать знаменитого прыгуна, члена Совета ИААФ Игоря Тер-Ованесяна.

- Два спортсмена прыгнули на 8,23. Что это за результат с точки зрения предстоящего чемпионата мира? Есть ли у них шансы попасть в финал?

- Трудно сказать. Длина - очень уж странный вид. Правда, 8,23 на европейском уровне - это неплохо. С таким результатом почти точно можно занять призовое место на чемпионате континента.

- Уж простите за намек на возраст, но вы так прыгали 40 лет назад.

- Было это в Дортмунде, в зале, и равнялось тогда высшему мировому достижению. Согласитесь, трудно представить ситуацию в любом другом виде легкой атлетики, чтобы с результатом 40-летней давности, пусть и рекордным, можно было рассчитывать на медаль.

- Почему такое происходит в прыжках в длину?

- Если коснуться конкретно чемпионата России, то сами соревнования проходили захватывающе. Думаю, если ребята пройдут на чемпионате мира квалификацию и прыгнут затем 8,20 - 8,30, то будут участвовать в финале. Что же касается ситуации в мире, то годы идут, феноменальный мировой рекорд - 8,95 - незыблем, а средний уровень результатов значительно ниже.

У меня такое ощущение, что современным прыгунам не хватает скоростных качеств. В мою бытность прыгун в длину параллельно выступал в спринте и был достаточно хорошо подготовлен в многоборье. Прыгунам в длину надо активнее развивать спринтерские качества.

- Может, для прыжков в длину следует изначально набирать людей, склонных к спринту?

- Вопрос отбора - особый разговор. Когда я смотрю на современных спринтеров, у меня странное ощущение: это какая-то особая каста специально выведенных спортсменов. Раньше трудно было представить, что небольшого роста люди с короткими ногами и длинным торсом смогут соревноваться в спринте. Тем не менее сейчас спринт пошел как раз по такому пути: преобладает силовой компонент. Хотя я убежден, что идеальная модель быстро бегающего человека - это Карл Льюис или, кто помнит, наш Эдвин Озолин. Бегуны высокие, легкие, с длинными мышцами.

- Возможно, из "силовиков" легче и быстрее подготовить спринтера?

- Видимо, так, поскольку в последнее время мы увлеклись физиологией и мало занимаемся педагогическим процессом - развитием и совершенствованием техники. Ведь природные качества человека ограничены, а совершенствование техники беспредельно. Сейчас мало тренеров и спортсменов, которые хотят и могут говорить на эту тему. У меня глубокое убеждение, что все вопросы улучшения прыжка связаны с техникой.

- Каков расклад сил в мире в прыжках в длину накануне чемпионата?

- Нет явного лидера. Кубинец Иван Педросо, который в последние годы был лучшим, снизил свою форму. И все может решиться на уровне 8,50 - 8,60. Если наши ребята прыгнут на 8,30, что им по силам, то могут "зацепиться" за призовое место.

- А как вы в целом оцениваете уровень чемпионата России?

- Он достаточно высок. Если сравнивать нас с американцами, то силы приблизительно равны. Такой хорошей ситуации накануне чемпионата мира, возможно, еще и не было. У нас хорошие шансы выиграть семь-восемь золотых медалей. Все зависит от того, удастся ли атлетам сохранить форму за оставшиеся две недели, а по возможности и улучшить ее. Оснований для пессимизма нет. Мировой рекорд Печенкиной - тому свидетельство.

- Золотые медали все-таки в основном будут с "женским лицом"?

- Ну конечно. У мужчин мы можем говорить только о метателе копья Макарове и, может быть, о прыгуне в высоту Рыбакове. Хотелось бы причислить сюда и Борзаковского, но что-то последние его старты немного огорчают. А так, в основном все надежды на женщин, где настоящими королевами сейчас являются прыгуньи с шестом. Это потрясающе: они два дня назад соревновались в Лондоне, теперь - в Туле, а прыгают на таком же высоком уровне.