Газета Спорт-Экспресс № 175 (3262) от 11 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 2

12 августа 2003

12 августа 2003 | Бокс и ММА

БОКС

Александр МАХМУТОВ

ПЕРВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ

Чемпион Европы в категории до 50,8 кг Александр Махмутов был одним из первых наших профессионалов. Любительскую карьеру он завершил в 1990 году. И у спортсмена началась вторая боксерская жизнь, очень непохожая на первую. Трудно поверить: в те времена у нас то и дело проходили "профессиональные" бои, хотя не все могли найти даже профессиональные перчатки. Очень немногие из тех первых "профи" смогли в конце концов выбиться в люди и на большом ринге. Махмутов - один из них.

- Итак, два с половиной года вы выступали только на российском ринге, а потом вас повезли в Таиланд.

- И сразу пришлось драться за звание интерконтинентального чемпиона WBC. Тогда вообще была странная ситуация. Как вы верно заметили, мы все время выступали в России и никуда не могли выехать. Во всяком случае, из нашего клуба. И тут Эдмунд Чеславович Липинский (вице-президент WBC. - "СЭ") организовал мне бой за звание интерконтинентального чемпиона. И соперник у меня был хоть куда - Чатчай Сасакул, будущий чемпион мира, который потом отобрал этот титул у нашего Юрия Арбачакова. Но я отбоксировал с ним хорошо. В первом раунде даже в нокдаун послал.

Бой получился жесткий и темповой. Местным тренерам и зрителям очень понравилось. К сожалению, я никогда не видел тот поединок со стороны - видеозапись мне так и не прислали, но, если судить по ощущениям, все же чуть-чуть уступил. В седьмом раунде Сасакул мне сильно нос повредил, но все же таиландец меня "не переворачивал", как я его.

Перед боем я ничего о сопернике не знал. Даже не ведал, правша он или левша. В то время подобное для нас было обычным делом. Кроме того, я впервые проводил двенадцать раундов.

- Таиландцы в легких весах занимают, как известно, очень прочные позиции, а вы с ними много боксировали. Что скажете об их манере?

- Они очень жесткие, причем не только таиландцы, а азиаты вообще. Все время идут вперед, постоянно стремятся тебя сломать и вкладываются в каждый удар. Европеец, например, проводит серию из трех ударов, но сильный в ней, как правило, только один, а у таиландца - все три. Если ты "поплыл", азиат тебя обязательно добьет. Они очень неудобные соперники. Тот же Сасакул был ниже меня, ноги у него толстенькие, я думал, он будет плохо передвигаться по рингу, а парень таким шустрым оказался!

- Сколько всего раз вы ездили в Таиланд?

- Пять. В 1996 году дрался там за титул чемпиона мира с Саеном Сором Плоенчитом, но уступил по очкам. Будь у меня тогда мой нынешний тренер - Юрий Евгеньевич Судаков, думаю, победил бы. Если бы не Судаков, я бы уже давно ушел из бокса и чемпионат Европы не выиграл бы. Вообще мне везло на хороших людей. И мэр Ногинска, в котором живу, Владимир Николаевич Лаптев очень помогает.

- Вы дрались с Плоенчитом в сентябре, а через два месяца там же, в Таиланде, провели следующий бой, причем вновь с очень сильным соперником.

- В принципе поединок с Плоенчитом должен был состояться в июне. Я великолепно подготовился, находился в прекрасной форме. Осталось только купить билет и лететь, а мне говорят: бой перенесли на следующий месяц. И так несколько раз. К сентябрю, когда наконец поединок состоялся, я уже потерял форму. Тем не менее бой получился равным, и проиграл я, повторюсь, по очкам. Боксировали мы на открытом стадионе, народу собралось тьма, все орали как бешеные, даже когда соперник бил меня по рукам или по защите. Поначалу это, конечно, давит, но потом перестаешь обращать внимание.

- А что скажете о втором бое?

- Это вообще та еще история. Я был измотан и физически, и морально, но хотел немного заработать, вот и согласился на второй поединок. Полез не в свой вес. Против меня вышел здоровячок с бычьей шеей, Самсон Датч Бой Джим, но нокаута там не было, я в том бою ни разу не падал. После шестого раунда боксировать дальше запретил врач, так как соперник повредил мне нос.

- Ваша карьера, в сущности, делится на два этапа: первый, домашний, когда вы выступали в России, и второй, иностранный, когда главные бои вы проводили за рубежом, что называется, "на территории противника". С таиландцами - в Таиланде, с французами - во Франции, с англичанами - в Англии. Наверное, тяжело пришлось?

- Конечно. Дома ведь и стены помогают, и судьи тоже. Он - чемпион, к тому же боксирует дома. Что надо сделать, чтобы победить соперника? Убить его?

- А где, полагаете, вас засудили?

- Во Франции, когда в сентябре 98-го впервые дрался там с Давидом Гиро за титул чемпиона Европы. Давид хороший боксер и очень неудобный - высокий левша, но я хорошо провел поединок с ним. По общему мнению, выиграл восемь раундов из двенадцати. Позже мы послали видеозапись в рейтинговый комитет EBU (Европейский боксерский союз. - Прим.А.Б.). Его члены признали, что я выиграл, но сказали, что ничего сделать не могут. Хотя, замечу, кое-что все-таки сделали: не лишили меня первого номера в рейтинге.

- Чемпионом Европы вы все же стали - в декабре 1999 года.

- Да, когда дрался с итальянцем Сальваторе Фанни за вакантный титул. Фанни - маленький крепыш, все время шел вперед и бил головой. Забодал меня совсем - три "сечки" оставил. Я в основном работал на дистанции и обыгрывал противника. Мне еще тогда, помнится, не повезло - перед боем отравился. Но в итоге победил.

- Позже вы уступили в поединке за титул чемпиона континента англичанину Дэмену Келли.

- Сражались на равных. Думаю, я выглядел немного сильнее соперника, но утверждать не берусь.

- В декабре 2000 года против вас в споре за вакантный титул чемпиона Европы на ринг вышел старый знакомый Давид Гиро.

- На этот раз арбитры ничего поделать не смогли. Хотя они и придерживали меня по очкам, победу все-таки присудили. Потом я стал готовиться к поединку с чемпионом мира по версии WBO Омаром Нарваесом из Аргентины, но вышла накладка. Бой не состоялся, так как аргентинцы из-за разразившегося в стране кризиса предлагали за этот бой значительно меньше, чем я получал даже за титул чемпиона Европы. Соглашаться на такие условия было нельзя. Я и не согласился. Но времени на переговоры ушло много, и в итоге меня лишили титула чемпиона континента. Пришлось завоевывать его снова.

19 мая этого года встретился с новым обладателем "моего" титула французом Мимуном Шеном. В марте 2002-го, когда защищал свое европейское звание, я его уже бил - выиграл тогда по очкам. Бой был тяжелым, упорным, но мне все-таки удалось одержать победу. Полагаю, на объективности судей сказался тот факт, что встречались мы не во Франции, а в Испании, в Мадриде.

И вот теперь мне снова пришлось сражаться с Шеном, причем у него на родине. В третьем раунде я послал соперника в нокдаун, в шестом он снова оказался на полу, но рефери, на мой взгляд, специально очень медленно считал и, судя по всему, спас француза от нокаута. Я тогда почувствовал, что меня хотят "съесть", что по очкам победу мне не отдадут, а Шен все время норовил ударить головой по бровям и предплечьем в кадык. Но ему это не помогло. В восьмом раунде я еще дважды послал противника в нокдаун, и рефери пришлось остановить бой.

- И что теперь?

- Если ничего не случится, 7 ноября буду драться с Омаром Нарваесом за титул чемпиона мира по версии WBO.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ