Газета Спорт-Экспресс № 162 (3249) от 26 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4
ФУТБОЛ |
ФЕНОМЕН |
НИКОЛАЕВ
Попади он тогда в Хельсинки с угла вратарской площадки в югославскую "раму" на последних минутах невероятно драматичного матча - и вся историческая картина на долгие годы могла быть иной. (Пусть сослагательного наклонения ни в спорте, ни в жизни не существует, нет сюжета увлекательнее, чем "что случилось бы, если бы не..."). Ко всему прочему и репутация армейского футбола в международном смысле поднялась бы. А то ЦДКА своих самых знаменитых времен, в отличие от конкурентов -динамовцев Москвы, - против иностранцев выступал много хуже, чем ожидалось.
Но Валентин Александрович Николаев - игрок олимпийской сборной СССР на Олимпиаде-52 - промахнулся. И разделил участь выделенных в штрафники, не имея даже того утешения, какое имел тоже строго наказанный Бесков: Константин Иванович все же подал угловой, после которого николаевский одноклубник - полузащитник Александр Петров - сравнял счет.
Вместе с тем не могу не напомнить: из всей прославленной пятерки форвардов ЦДКА до первых в истории нашего спорта Олимпийских игр дошли лишь двое - Николаев и перешедший под знамена ВВС Всеволод Бобров.
Несколько лет назад я принимал участие в глупой, на мой сегодняшний взгляд, но весьма увлекательной телеигре, где мы на глазах у публики определяли лучшего футболиста минувшего века - и в обсуждении шансов на то или иное место столкнули Николаева с Василием Карцевым. По тому принципу, что оба играли правых инсайдов в соперничавших клубах. И предпочтение отдали динамовцу, памятуя про забитый им задолго до рождения олигарха Абрамовича первый мяч в ворота "Челси".
Но если уж сравнивать, то сравнивать следовало бы не по амплуа, а по роли, исполняемой тем и другим в атаках. И тогда Николаева стоило бы не Карцеву противопоставлять, а Александру Малявкину - он был для динамовского нападения таким же мотором, каким для армейцев Николаев. С той лишь разницей, что великий труженик из ЦДКА, на мой некогда пристрастный взгляд (в сороковые годы я болел за эту команду), был заметно выше классом, чем мужественный динамовец.
Мне как-то и неловко из сегодняшнего дня называть Валентина Александровича тружеником. Сочтут ведь "поддужным" остальным знаменитостям - и только. А когда вспоминаешь про технические возможности правого полусреднего Николаева, невольно думаешь, что в иные времена и в иной команде и ему бы, как звезде, снаряды подносили. Тем не менее в аркадьевском ЦДКА не нашлось больше игрока, способного справиться с подобным объемом действий, - и Валентин Александрович с видимой охотой взял на себя челночный график работы. Тогда как Василий Карцев у себя в "Динамо" напоминал Боброва, освобожденного по многим причинам от черновой работы.
Конечно, сольных достижений у Николаева более чем достаточно для места в мифе об отечественном футболе. А поскольку выступал Валентин Александрович в наиболее легендарные из футбольных времен, когда мы варились в собственном соку и к событиям в домашнем чемпионате относились, как к единственным на нашу долю выпавшим, то и мячи, проведенные им в наиболее важных для ЦДКА матчах, вошли в эту легенду.
В финале Кубка сорок пятого Николаев забил первый ответный гол динамовцам. Напомню, что тот Кубок - первый приз ЦДКА.
В чемпионате сорок седьмого ЦДКА, чтобы опередить московское "Динамо", необходимо было выиграть у сталинградского "Трактора" со счетом 5:0. Выиграли - и два из пяти голов увеличили бомбардирский список Валентина Александровича, вошедшего позднее в Клуб Григория Федотова.
Еще через год - и опять в решающей игре с "Динамо" - Николаев вывел ЦДКА вперед. И в том же сезоне забил в финале Кубка "Спартаку". После двух безответных мячей Вячеслава Соловьева гол этот уже ничего не решал. Но мы ценили эстетическую сторону - и мяч, влетевший в леонтьевские ворота после параллельного земле полета и удара головой инсайда ЦДКА, вспоминали долго-долго. (Кстати, упирая на некорректность сравнения с Карцевым, совсем позабыл сказать, что Валентин Александрович в их общем амплуа дважды признавался первым в стране.)
Нельзя, наверное, не считать сложившейся тренерскую судьбу, если человек возглавлял сборную страны. Правда, с первой сборной Николаев проработал недолго - это в молодежной он был долгожителем и выиграл с ней два европейских чемпионата. Приведя свой клуб - после почти двадцатилетней трагической паузы - к победе в чемпионате СССР, он рассчитывал сколотить сборную из подопечных. Но с эйфорией, охватившей новоиспеченных чемпионов, не справился...
И все же Валентин Александрович - единственный из гнезда Аркадьева, кто вырос в тренера такого ранга. Не будем умалять заслуг Боброва, на чье место заступал Николаев, но правый инсайд здесь поднялся выше левого. И когда кому-то кажется несправедливым то, что в 70-м Валентин Александрович не дал Бескову сделать дубль, вспомним, что первенство ЦСКА в тот год объяснимо не одним стечением обстоятельств и подобравшейся компанией. Но и смелостью в тактике: во втором круге Николаев играл с пятью форвардами, о чем к тому времени успели прочно позабыть.
Александр НИЛИН