Газета Спорт-Экспресс № 158 (3245) от 22 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

22 июля 2003

22 июля 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

КЛУБ 100 РОССИЙСКИХ БОМБАРДИРОВ

Николай ВАСИЛЬЕВ

МАТЧ С "ПАХТАКОРОМ" СНИТСЯ ДО СИХ ПОР

Нападающий "Торпедо" 70-х годов Николай Васильев в свое время не смог попасть в Клуб Григория Федотова. Но несмотря на это, вошел в историю советского футбола. Он - один из шести "пулеметчиков", которым удавались серии из пяти мячей в одном матче за всю историю чемпионатов Советского Союза. Свою самую удачную "очередь" Васильев исполнил в 1979 году по воротам ташкентского "Пахтакора".

- Этот матч не забуду никогда - он мне до сих пор снится. Помню все до мельчайших подробностей. Случилось это 6 ноября 1979 года. В то время "Торпедо" боролось за право остаться в высшей лиге чемпионата СССР. Игра с "Пахтакором" была одной из решающих. В тот день у меня получалось все. Любой, кто когда-нибудь играл в футбол, поймет. В общей сложности забил пять мячей, а мы победили 6:2.

- А могли забить больше?

- Наверное, но раскрою тайну. Когда забил пятый мяч, стало неудобно перед более маститыми партнерами Владимиром Сахаровым и Евгением Храбростиным, создававшими мне такие моменты, после которых нужно было только попасть в ворота. Поэтому постарался сделать все, чтобы они тоже отличились. К сожалению, у Сахарова в том матче не пошла игра, а Храбростин забил всего один гол.

- Все голы "Пахтакору" помните?

- А как же?! Два из них были забиты после рикошетов, два с пенальти и один с игры. Но, повторяю, мог огорчить соперника еще несколько раз.

- Какой из голов получился самым красивым?

- Тот, который забил со штрафного, метров с 30. У меня был хороший и точный удар. Вратарь "Пахтакора" (им был Александр Яновский, тренирующий сейчас "Спартак-Аланию") так и не смог достать мяч из "девятки". Я вообще большинство своих голов забил дальними ударами. А вот поражать ворота с близкого расстояния удавалось реже.

- На следующее утро проснулись знаменитым?

- Ни в коем случае. Все прошло достаточно обыденно. После игры в раздевалку зашел Валентин Иванов и поздравил с победой. Потом отметил событие в кругу семьи. Пожалуй, все. Утром купил свежий номер "Футбола-Хоккея". Несмотря на то, что еще два футболиста в том же туре сделали по хет-трику, на первой полосе красовалась моя фотография. Шапку тоже мне посвятили. Газета до сих пор дома хранится.

- Приятно ощущать себя рекордсменом?

- Я им себя не ощущал. Хотя, конечно, очень приятно было встать в один ряд с такими известными футболистами, как Шелагин, Датунашвили, Гавашели, которые забили по пять мячей до меня.

- А всего сколько в том сезоне забили?

- 14 голов, в первый и последний раз стал лучшим бомбардиром команды.

- Статистику своих голов вели?

- Вел. Если учитывать матчи всех лиг, провел около 200 голов. Сорок пять в высшей лиге, пять-шесть в Кубке СССР, четыре в еврокубках, остальное забил в Молдавии, где завершал футбольную карьеру.

- Получается, что самым плодотворным в голевом отношении для вас оказался молдавский период?

- Благодарен судьбе, что познакомила меня с таким замечательным человеком, как Владимир Емец. Тогда он тренировал "Нистру", боровшийся за выход в первую союзную лигу. В 1987-м мы вышли в финальную пульку. В последнем матче нужно было обыграть "Кубань" со счетом 3:0, но нам не хватило мяча. Через несколько минут после финального свистка Емец скончался от сердечного приступа у меня на руках, поскольку наши кресла в раздевалке соседствовали. Потом я оказался в тираспольском "Тилигуле". В 1991 году мы завоевали право на переход в высшую лигу, но после распада СССР нас в нее, несмотря на ходатайства президента клуба и тираспольской администрации, не допустили.

- К категории бомбардиров себя относите?

- Сильно развитого голевого чутья у меня в отличие от великих бомбардиров не было. Повезло, что от природы обладал сумасшедшим ударом. Поставили мне его в моей первой команде мастеров - воронежском "Труде", - а потом и в "Торпедо" под чутким руководством Валентина Иванова. За счет силы и точности удара и добивался результата. Хотя сам считаю, что реализовал только процентов шестьдесят своих возможностей. Наверное, потому, что несколько легкомысленно относился к футболу, хоть и любил его.

- Почему вам не удалось попасть в Клуб Григория Федотова?

- Слишком много не реализовал голевых моментов. Даже сейчас вспоминаю те эпизоды, понимаю, что где-то надо было пробить "щечкой", а не подъемом, где-то - головой, а не ногой и так далее.

- Какой из нереализованных голевых моментов наиболее памятен?

- За три тура до конца чемпионата-84 мы встречались с "Зенитом", реально претендуя на третье место. Выхожу на замену при счете 0:0 и почти сразу оказываюсь один на один с вратарем. Бью, казалось, наверняка в незащищенный угол и попадаю в штангу. А известно: если не забиваешь ты, забивают тебе. На последних минутах Чухлов, тоже вышедший на замену, показывает, как надо использовать выгодные моменты, мы проигрываем - 0:1 и расстаемся с мечтами о бронзе, замыкая первую шестерку.

- С чьих передач забили больше всего голов?

- На своем футбольном веку мастеров голевого паса повстречал немало, но особое удовольствие получал от игры рядом с Владимиром Сахаровым, с которым понимали друг друга с полувзгляда. Прекрасными "раздатчиками снарядов" были Вадим Никонов и Алексей Еськов. И я у них многому учился.

- Был ли вратарь, которому вы забивали регулярно?

- Больше всех забил Александру Яновскому (надеюсь, он за это не в обиде) - 8 мячей. Однажды в какой-то газете написали, что я специалист по киевскому "Динамо". Наверное, потому, что забил киевлянам в двух играх подряд.

- Головой много забили?

- За всю карьеру - мяча два-три, но получились они красивыми. Больше других запомнил гол "Штутгарту" в Кубке чемпионов. Владимир Бутурлакин прорвался по флангу и сделал навес в штрафную. Мне удалось выиграть борьбу в воздухе у одного из знаменитых братьев Ферстер и отправить мяч в "девятку". Выиграли 2:1, но в гостях уступили 0:2 и выбыли из турнира.

- Помните свой самый красивый гол?

- Году в 78-м забил Отару Габелия из тбилисского "Динамо" с тридцати метров - точно в "девятку".

- А самый курьезный?

- Не помню уже, в каком году играли с ЦСКА. В суматохе у ворот соперников я побежал вдоль линии ворот, никак им не угрожая, вообще не видя мяча. Однако Сережа Пригода каким-то образом умудрился дать пас пяткой. Мяч, ударившись о мою ногу, отскочил в сетку.

- Чем занимались после окончания футбольной карьеры?

- По приглашению Николая Ивановича Кузьмина устроился в торпедовскую СДЮШОР. Получал огромное удовольствие от работы с детьми. Могу с гордостью сказать, что практически весь свой 1986 год рождения довел до дубля теперь уже "Торпедо-Металлурга", который сейчас и тренирую.

- Кто ваши самые талантливые воспитанники?

- Недавно эта команда выиграла чемпионат России среди СДЮШОР. Лучшим футболистом стал Александр Рязанцев. Он уже сейчас привлекается к играм за дублирующий состав и различные сборные. Надеюсь, что парнишка не зазнается. А я, в свою очередь, сделаю все, чтобы его от этого предостеречь. Еще могу выделить Маршинского, Сухова, Набабкина, Бакулина. В ближайшем будущем эти ребята о себе заявят в полный голос и помогут нашей команде.

- А как стали главным тренером дубля?

- Вадим Никонов возглавил "Торпедо-ЗИЛ" и пригласил меня поработать с дублем. Но потом в клубе сменилось руководство. Дублеров тренировал сначала Сергей Шавло, потом Сергей Алейников. После его ухода я опять возглавил дубль.

- Как вы отнеслись к инициативе "СЭ" учредить Клуб 100 российских бомбардиров?

- А как к этому можно относиться?! Правильно сделали. Пусть Россия знает своих лучших форвардов. А у них, в свою очередь, появится дополнительный стимул забивать все больше и больше.

Дмитрий ТРОШИН