Газета Спорт-Экспресс № 134 (3221) от 24 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 6

24 июня 2003

24 июня 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Жан-Мари ПФАФФ

РОМАНЦЕВ ВЕРНЕТСЯ С НОВЫМИ ИДЕЯМИ

Известие о т ом, что уважаемый мною Олег Романцев больше не возглавляет московский "Спартак", меня удивило. Ведь он - тренер европейского уровня, а такими личностями не бросаются. Но, с другой стороны, если подходить к данному вопросу философски, не он первый и не он последний, кто лишается своего поста.

Например, такой - еще более прославленный - специалист, как Клаус Топпмеллер. Его уволили из леверкузенского "Байера", хотя чуть раньше он был признан лучшим тренером года Европы. Трагедия Топпмеллера и Романцева, на мой взгляд, заключается в том, что оба отпустили своих лучших игроков, а новые оказались не способны заменить старую гвардию, не вписались в коллектив. Раньше, когда сами тренеры создавали команду, подобного, скорее всего, не произошло бы. Но теперь, когда игроки покупаются для них на стороне, подобные случаи происходят сплошь и рядом.

Впрочем, все мы не боги и имеем право на ошибки. Я, например, когда только пришел в "Баварию" голкипером, первым делом пропустил в Бремене мяч в ходе вбрасывания из-за боковой линии. Казалось бы: такой позор, куда уж дальше. Но ваш покорный слуга не стал посыпать голову пеплом, а засучил рукава и преодолел намечающийся кризис. Вот и вышеназванным специалистам достаточно собраться с мыслями, найти новые идеи, и тогда все встанет на свои места.

Свежие идеи - как раз то, чего сейчас не хватает тренерам. Хотя не всегда и они помогают. Сошлюсь опять на собственный опыт. В конце девяностых годов мне доверили клуб первой бельгийской лиги "Остенде", который боролся за выживание. Я, проработав рядом со многими выдающимися тренерами, имел тогда массу заготовок, но ничего полезного для клуба так и не смог сделать. А все потому, что столкнулся с неприятным фактом: мои игроки оказались полными бездельниками. Меня вообще убивает, когда я сравниваю то, как тренировались мы, с нынешним поколением, которое не любит себя утруждать. Причем денег они получают в несколько раз большие, чем мы, а к работе относятся наплевательски. Конечно, нельзя обобщать, но все же такая тенденция есть - и она настораживает. В результате мой клуб, как я ни старался, вылетел в низшую лигу, а я - стал артистом.

Не заладилось на тренерском поприще и у моего соотечественника Марка Вильмотса. А все, полагаю, потому, что Боевая Свинья, как его называли в Германии, метался меж двух огней. Никак не мог для себя решить, чего же он хочет: тренировать "Шальке" или быть политиком. Сейчас Вильмотс - сенатор, обсуждает новые законы, говорят, что-то новое придумал для реформы школьного образования, а ведь, не проиграй под его руководством команда несколько матчей подряд, все могло сложиться иначе. Глядишь, и он стал бы тренером с мировым именем.

Первоначально-то Вильмотс энергично взялся за дело. Решил заинтересовать подопечных тренировками и предложил им играть в "квадраты" на символические деньги, приводил в пример, что его сын за жареную картошку, которую предлагает ему тренер за победу в матче, может горы свернуть. Все это правильно, все это нужно, но эти методы стары.

Не стоит выдавать за новинку то, что уже давно практикуется тренерами в бундеслиге. Скажем, Эрик Геретс, с которым мы десять лет провели вместе в сборной, стимулирует своих ребят в "Кайзерслаутерне" точно таким же способом. Геретс смог зарекомендовать себя с хорошей стороны в бундеслиге, сумел сотворить чудо и оставить клуб в высшей лиге, попасть также в Кубок УЕФА. Впрочем, у него было больше времени на раскачку, чем у Вильмотса.

Я, кстати, всегда говорил: кто как играет, тот так же будет тренировать. Так что Вильмотс, бывший отличным футболистом, думаю, поспешил с уходом в конгрессмены. На мой взгляд, куда интереснее работать в футболе. У звезд, которые служат примером для подражания, больше шансов стать хорошими тренерами, чем у ничем не выделявшихся футболистов. Тот же Геретс, если бы его пригласили в Россию, мог бы принести вашему футболу большую пользу хотя бы тем, что привил бы ему европейский менталитет. Да и я бы в этом плане мог многое сделать.

Поймал себя на том, что снова напрашиваюсь в Россию на работу. Но, знаете, просто руки чешутся применить свои знания. Так что на всякий случай сообщаю принципы, которыми руководствуюсь в своей работе: раньше мы имели мало, но многого добивались, теперь имеем много, но мало чего добиваемся. Эту ситуацию можно исправить, если тренироваться по полной программе, соблюдать в команде порядок и дисциплину. Тренер должен знать о всех проблемах игроков и поддерживать их в трудную минуту - мы все в одной лодке и должны действовать сообща, не вынося, если что случится, сор из избы. Вы спросите, а как же с языком, не будет ли незнание русского проблемой для меня? Отвечаю: я очень способный ученик. Немецкий выучил за три месяца. Как-то был в Турции - и на этом языке заговорил. Знаю английский и французский, не говоря уже о фламандском. А в крайнем случае всегда найдутся переводчики.