Газета Спорт-Экспресс № 131 (3218) от 20 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2
СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
Владимир ПОНОМАРЕВ.Из форварда в защитника он переквалифицировался в 22 года. А играть из-за травмы закончил в 29. Тем не менее этого хватило, чтобы бронзовый призер ЧМ-66 вошел в историю как один из лучших крайних защитников советского футбола.
ТРИ ЗАПОВЕДИ
ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ" |
ПОНОМАРЕВ Владимир Алексеевич
Родился 18 февраля 1940 года в Москве. Нападающий, защитник. Заслуженный мастер спорта. Выступал за команды "Волга" Калинин (1960 - 1961), ЦСКА (1962 - 1969). В чемпионатах СССР провел 113 матчей, забил 1 гол. Бронзовый призер чемпионатов СССР 1964, 1965 гг. В "Списке 33-х лучших" - 4 раза (трижды - под №1). За сборную СССР провел 25 матчей. Полуфиналист ЧМ-66.
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
- Защитника Владимира Пономарева знают все. А каким, интересно, вы были нападающим?
- Откровенно говоря, средненьким. Таких в те годы в каждой команде было навалом. Для класса "Б" еще, может, и сгодился бы, а для класса "А" - едва ли... Начинал я правым крайним форвардом в дубле "Динамо". Но до основы не дотянул. На сборах в Гаграх Крижевский с Мудриком так под меня подкатились, что сломали малую берцовую кость. Динамовский доктор, правда, в этом усомнился, мази какие-то прописал. Я ведь и матч умудрился доиграть, а утром еще на зарядку поковылял.
- Неужели нога не болела?!
- Еще как! Но я думал, может, так и надо? Через день все же повезли на рентген. Выяснилось - перелом. Мне костыли под мышку, и первым же рейсом в Москву. Когда гипс сняли, я долго прихрамывал. Сыграл за дубль пару матчей - неудачно. Якушин посмотрел и говорит: "Надо с ним заканчивать. У Пономарева кости слабые, как и у отца (Алексей Пономарев - заслуженный мастер спорта, нападающий московского "Динамо" 30 - 40-х годов. - Прим. А.К.) . Пускай в классе "Б" поиграет". Сезон в Коломне провел, потом в Калинин уехал. Там все - мужики за 30 лет во главе с Васей Бузуновым, лучшим бомбардиром чемпионатов СССР 56-го и 57-го годов. Васька все время пьяный был, я и играл вместо него. Когда он был в форме - меня сажали на лавку. Но это случалось редко.
- Трезвый Бузунов или вы на скамейке запасных?
- И то и другое... Сезон получился удачный. Голов за "Волгу" наколотил немало. Посыпались приглашения. Первое - из Куйбышева. Поразмыслил я чуток и послал в "Крылья" телеграмму: "Согласен. Когда выезжать?" По молодости даже подписаться забыл. Позже мне рассказывали, что начальник команды, получив телеграмму, долго чесал затылок и пытался понять, откуда она свалилась. А я сижу в Москве, жду ответа, как Ванька чеховский... Как-то вечером звонок - Николай Петрович Старостин. С отцом пообщался, и тот мне трубку протягивает. Слышу скрипучий голос Старостина: "Владимир, мы тебя в "Спартак" приглашаем. Как на это смотришь?" - "Не возражаю". И меня зачислили. Однако через пару месяцев "Спартак" сдал меня в армию.
- Как это - "сдал"?
- Из "Спартака" должны были забрать в ЦСКА двух игроков, но расставаться с ними руководство не хотело. А я, видимо, не тянулся, вот меня вместо тех ребят и отдали. ЦСКА тренировал Бесков, при нем я дальше дубля не продвинулся. Зимой его сняли, пришел Соловьев. Однажды на сборах вызывает и как обухом по голове: "Давай мы тебя в обороне попробуем". Ну, все, думаю, крышка. Сначала в защиту, а потом и вовсе из команды погонят!"
- Значит, переводу назад не обрадовались?
- Какое там! Наоборот, испугался и расстроился. Защитник в моем понимании был прежде всего разрушитель. А это скучно и неинтересно. Но, поиграв в обороне, понял, что и в этом есть своя прелесть. Можно не только тупо мяч отнимать, но и по флангу проход совершить, и соперника обыграть красиво.
Незабываем эпизод на чемпионате мира в Англии в матче с Италией. Летит мяч, к которому бежим мы с Маццолой. Чувствую, успеваю первым. Показываю, что буду выносить его подальше, и Маццола, видя это, прыгает в меня двумя ногами. Но я на замахе резко убираю мяч правой ногой себе за спину, ухожу в сторонку и выкладываю его под удар Численко. А знаменитый итальянец под хохот трибун улетает аж на беговую дорожку... Это был мой фирменный прием, я его постоянно отрабатывал на тренировках. Сейчас так никто не делает. Год назад отдыхал я в Архангельском, захаживал на базу ЦСКА и решил научить этому финту Сергея Семака. Все показал, разъяснил: "Так ты всегда выиграешь несколько секунд". Серега попробовал - ничего не выходит. Жалко.
Защитник, на мой взгляд, вообще должен быть хитрым. Мне частенько шестое чувство подсказывало, как поступить. Порой я даже специально открывал свою зону, оставляя нападающего в одиночестве. Прятался за спиной арбитра или кого-то из игроков. Те заметят свободного партнера на моем фланге - и делают ему передачу. Но я уже тут как тут и перехватываю мяч.
УДАР КОБРЫ
- Чем же все-таки руководствовался Соловьев, отодвинув вас в оборону?
- А черт его знает! Я не спрашивал, он тоже в объяснения не вдавался. Может, не видел в ЦСКА мне места в атаке? Или обратил внимание, что на сборах, когда мы в волейбол гоняли, у меня игра в защите здорово получалась? Я обычно предугадывал, куда полетит мяч, и сразу его подбирал - что вверху, что внизу...
- Наверное, не каждый нападающий способен в 22 года переквалифицироваться в защитника?
- Конечно, нет. Но я, как ни странно, сразу почувствовал себя в своей тарелке. С первой же "двусторонки" против основного состава ЦСКА, где на своем краю не дал никому развернуться. И все так легко получалось. После той игры ко мне подошел Владимир Никаноров, помощник Соловьева: "Помяни мое слово - ты прирожденный защитник!" Я и сам был ошарашен. Все вижу, все понимаю, все знаю - будто целую жизнь крайним защитником играл. Уже через год попал в олимпийскую сборную, а спустя еще год - в национальную.
- Там вы Дубинского из состава вытеснили?
- Да. Сначала из ЦСКА, потом из сборной. У Эдика два перелома ноги подряд было. Долго лечился, восстанавливался, и вдруг - рак легких. Вроде и не курил он никогда... Сгорел Эдик моментально. Ему было 34...
Впервые за основу ЦСКА я вместо него в Тбилиси сыграл. Соловьев почему-то против Месхи именно меня решил поставить. Сладил с ним: Мишу заменили, чего в тбилисском "Динамо" отродясь не бывало. Нашего врача Белаковского он потом затерзал расспросам: "Слушай, что это за парень у вас появился? Я даже не понял, каким мы мячом играли!" Миша ведь его так толком и не коснулся - я все время играл на опережение или выбивал мяч в подкатах.
- Да, вас называли Королем подкатов. Где вы так ловко научились их выполнять?
- Это очень грозное оружие футбольной "самообороны", но обучить ему, считаю, невозможно. Все происходило на уровне интуиции. Следовал стремительный выпад, как удар кобры. Словно срабатывал внутри какой-то автомат, и моя нога летела за мячом в шпагате... В олимпийской сборной, помнится, замучил подкатами Лобановского. Он ворчал: "Ну хотя б на тренировках ты не делай свои дурацкие подкаты". - "Валера, - отвечаю, - да неохота мне бегать за тобой. А в подкате я всегда тебя достану..." Лобановского удержать было сложно. Накрывать его следовало либо сразу на приеме мяча, либо когда он его себе на ход пробрасывал...
У меня, к слову, левая, толчковая нога вся в кровоподтеках была. На полях-то играли неважных, земляных. Разок подкатился - бедро как напильником содрал. Сколько брюк из-за этого перепортил - то кровью заляпаны, то зеленкой...
- Что ни говори, а подкат - всегда риск сфолить и нанести травму. Признайтесь, на вашей совести их было много?
- Обижаете. Я за свою карьеру никого не сломал. И с нашими левофланговыми у меня не возникало проблем - ни с Мишей Месхи, ни с Гилей Хусаиновым, ни с Виталиком Хмельницким. Миша во всех разговорах подчеркивал: не было случая, чтобы я против него грубо сыграл. Но, кстати, из-под меня он ни одного гола не забил! Так же, как и Хмельницкий. Виталик в борьбе за мяч запросто мог и локтем незаметно заехать. Но в сборной мы дружили, и перед матчами ЦСКА с киевским "Динамо" у нас был уговор: "Играем честно". Конечно, мог я иногда умышленно кого-то встретить жестко - если соперник хулиганил.
- В смысле?
- Ну, когда наших ребят в наглую рубили по ногам. В минском "Динамо" защитники просто звери были - врежут так, что искры из глаз летят. Едва это безобразие начиналось, Алик Шестернев командовал: "Давай!" И вот получает Малофеев пас, я несусь в подкате, правой ногой выбиваю мяч, левой попадаю в динамовского форварда. У Малофеева ноги кверху а судья разводит руками - все в пределах правил. Сперва же я в мяч сыграл... Эдик стонет: "Володька, что ж такое?!" - "А ты, говорю, своим головорезам скажи, чтобы сами играли нормально. Тогда и мы грубить не будем". Эдик бежит назад: "Ребята, вы уж поаккуратнее играйте, меня же впереди убьют". И после этого минчане мигом хамить прекращали.
Еще помню отборочный матч ЧМ-66 с датчанами. Играл у них левый крайний нападающий. Рыжий, шустрый, наглый. На первых же минутах схватил меня за футболку, развернул и помчался с мячом один на один с Яшиным. Арбитр все видел, но свистеть не стал. Слава богу, Лева выручил. И тут я разозлился не на шутку. Ах ты, рыжий паразит, думаю, сейчас ты у меня попляшешь! Схулиганил - получай. И оставшееся время нещадно молотил его по ногам.
- Беднягу, поди, с поля на носилках унесли?
- Нет, матч он доиграл. Но стушевался сразу. Больше не то что вольностей себе не позволял, вообще к нашим воротам почти не приближался...
ЗАПОВЕДИ ЗАЩИТНИКА
- Бронза ЧМ-66 в Англии - вершина вашей карьеры. Как защитнику чем он вам запомнился?
- Очень техничной игрой всех команд. На удивление легко игралось, раскрепощенно. Не сомневаюсь, могли мы и выше четвертого места подняться, но в полуфинале с немцами все было против нас. В самом начале игры Сабо подвернул голеностоп. А замен тогда не разрешали. Йожеф на одной ноге весь матч простоял. Шестернев играл с перевязанным плечом - тоже еле двигался. Да плюс еще Численко в конце первого тайма выгнали. Его нещадно косили по ногам - судья ноль внимания. Игорек не выдержал, замахнулся на Шнеллингера, но не ударил. А тот, шакал, подпрыгнул и рухнул на газон. Арбитр достал красную карточку. Так мы остались фактически ввосьмером...
Боже мой, сколько мне снился этот чемпионат мира! Даже спустя десятки лет - одни и те же сны. То забываю взять на матч бутсы, а запасные дают на три размера больше. Или выхожу на поле и обнаруживаю, что на бутсах нет шипов. Что делать? Ведь буду всю игру скользить. И просыпаюсь в холодном поту...
- Из современных коллег кого выделяете?
- Последние, на мой взгляд, наши крайние защитники европейского уровня - Демьяненко с Бессоновым из киевского "Динамо". Они и сзади грамотно действовали, и в атаку остро подключались. Нынче же все на одно лицо. Поменяй футболками - не отличишь, кто где играет. Вперед почти никто носа не показывает. По полю перемещаются исключительно со своими игроками - как в домино. А знаете почему?
- Почему?
- Да потому что тренеры хотят видеть, чей подопечный забил гол. Лишь бы было, с кого спросить. В этом вся беда. Не учат в наших командах правильно обороняться. Нельзя нападающему давать принимать мяч - это же азбука футбола! Но сейчас у нас все так играют. Днями разговорились на эту тему с Сергеем Юраном. "Да, говорит, ни черта молодежь не соображает. ..". У защитника есть три заповеди, от которых он не должен отступать. Первая - игра на опережение. Вторая - если позволил игроку получить мяч, не дай ему развернуться лицом к твоим воротам. И третья - если соперник все же принял мяч и развернулся - пласируй, не позволяй ему обойти тебя. Кто соблюдает эти заповеди, того и можно назвать классным защитником. А пока такие игроки не появятся, ловить, увы, нам в Европе нечего...
Александр КРУЖКОВ