Газета Спорт-Экспресс № 129 (3216) от 18 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 5

18 июня 2003

18 июня 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

54-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Восьмой этап. ГРАН-ПРИ КАНАДЫ

ФОРМУЛА-1 С Герхардом БЕРГЕРОМ

В минувшие выходные 54-й чемпионат мира пересек свой экватор: в Монреале был разыгран восьмой "Гран-при". Спортивный директор БМВ Герхард Бергер специально для читателей "СЭ" комментирует некоторые итоги первой половины сезона-2003 и дает свой прогноз на вторую.

В БИТВЕ РЕЗИНОВЫХ КОРОЛЕЙ "МИШЛЕН" ВЫРЫВАЕТСЯ ВПЕРЕД

Борис ТОСУНЯН

из Вены

- Итак, г-н Бергер, полчемпионата-2003 позади. Что вас за этот период особенно впечатлило?

- Во-первых, не могу не отметить наших партнеров из фирмы "Мишлен". Французы в последнее время стали поставлять своим клиентам, в том числе и "Уильямсу", просто бесподобную резину для сухой погоды. Во-вторых, приятно удивили два гонщика - Марк Уэббер, который даже на слабой во всех отношениях машине "Ягуар" показывает пилотаж хорошего уровня, и Фернандо Алонсо. Да, у "Рено" неплохое шасси, но мотор оставляет желать лучшего. И вот с таким маломощным двигателем молодой Алонсо умудряется регулярно занимать довольно высокие места.

- То есть, по-вашему, в том, что в Монреале Алонсо не удалось подняться выше четвертого места, виноваты исключительно недостатки "Рено", а никак не неопытность пилота?

- Именно! Искренне жаль, что у Фернандо пока нет действительно быстрой машины.

- Гонки в Монако и Монреале сложились весьма обнадеживающе для "Уильямса". Это свидетельство того, что команда преодолела кризис, или же результат удачного стечения обстоятельств?

- Мне кажется, что просто удачей это объяснить нельзя. Конечно, налицо определенный прогресс "Уильямса", который во многом предопределило качество резины. На мой взгляд, "Бриджстоун" постепенно начинает уступать свои лидирующие позиции "Мишлену". Любопытно, что теперь предпримут японцы? Ведь их знаменитые клиенты из "Феррари" привыкли иметь у себя все самое лучшее.

- Чего не хватило Ральфу Шумахеру для того, чтобы одержать в воскресенье победу?

- Самой малости. Проведи он в боксах на полсекунды меньше, первое место было бы ему практически обеспечено.

- Вам не кажется, что Шумахер-старший выиграл во многом благодаря пассивности оппонентов? Почему его брат Ральф, у которого машина была явно быстрее "Феррари", не пытался атаковать Михаэля?

- Сейчас в "Формуле-1" обгоны стали очень редким явлением. Многое, если не все, решается на пит-стопах. Нынешнее поколение пилотов считает, что атаковать, особенно когда у соперника более быстрый автомобиль, просто не имеет смысла. Впрочем, я считаю, что гонку на сей раз выиграла не команда "Феррари", а лично Михаэль Шумахер. Его мастерство было решающим.

- Если у Шумахера-младшего в минувшее воскресенье был единственный реальный шанс победить, то его напарник Хуан Пабло Монтойя мог сделать это не только в Монако, но и в Мельбурне, Шпильберге и Монреале. Что ему помешало добиться успеха?

- В Монреале - ошибка в пилотаже, из-за чего его развернуло на трассе. Эта небрежность дорого нам обошлась. А вот на других упомянутых вами "Гран-при" претензий к Монтойе быть не может. Наши моторы, конечно, очень надежны и выдерживают большие температуры, но даже их возможностям есть предел.

Например, в Шпильберге в радиаторе Хуано Пабло постепенно не осталось ни капли охлаждающей жидкости...

- Прав ли технический директор "Уильямса" Патрик Хед, который сказал: если бы не ошибка Монтойи на втором круге, Михаэлю ни за что не удалось бы опередить его в Канаде?

- Я бы не стал говорить столь категорично. Но возможность выиграть второй подряд "Гран-при" у Монтойи, конечно, была.

- У обоих гонщиков "Уильямса", по странному совпадению, в Канаде отвалились зеркала заднего вида. Может, это тоже стоило команде победы?

- Нет, этот досадный казус никак не мог повлиять на распределение мест.

- В этом сезоне вы не раз критиковали "Уильямс", в том числе и относительно недавно. Но в последнее время дела команды пошли в гору. Это ваша критика возымела эффект?

- Хочу подчеркнуть: я никогда не выступал и не выступаю, как это мне приписывают, против "Уильямса". Наоборот, я всегда придерживался мнения, что эта команда является для БМВ лучшим партнером в "Формуле-1". И рад, что моя уверенность начинает подкрепляться фактами.

- Что, в таком случае, мешает БМВ продлить с "Уильямсом" контракт на поставку моторов?

- С серьезными шагами, определяющими ситуацию на долгие годы, никогда не стоит спешить. Тем не менее полагаю, в ближайшие недели такое соглашение будет подписано. Благо решение о том, что БМВ остается в "Формуле-1", уже принято.

- Есть ли у вас идеи по поводу того, как можно улучшить сотрудничество с англичанами?

- На мой взгляд, надо больше использовать мощности концерна БМВ. Например, у нас в Мюнхене есть гигантский научно-исследовательский центр, там работают тысячи высококлассных инженеров. И мы могли бы не ограничиваться только разработкой моторов для "Формулы-1", а заняться также, скажем, и электроникой, и аэродинамикой. ..

- Накануне монреальской гонки разразился небольшой скандал с участием Пола Стоддарта из "Минарди". Погасить его удалось лишь после вмешательства босса "Больших призов" Берни Экклстоуна, который вложил в итальянскую команду часть личных средств. На ваш взгляд, это хороший знак для "Минарди" или нет? Поможет ли поддержка Экклстоуна итальянцам выжить?

- Если он на самом деле намерен опекать "Минарди", то поможет.

- С другой стороны, критикуя Стоддарта, Экклстоун, в частности, сказал: "Формула-1" - это очень серьезный бизнес, в котором нет места голым энтузиастам. Как вы относитесь к такой точке зрения?

- "Ф-1" действительно серьезный бизнес, в котором, как правило, выживают только сильнейшие. Особенно в последнее время.

- Слово "сильнейшие" вполне можно заменить словом "богатейшие". И Экклстоун недвусмысленно дал понять, что в принципе не видит ничего плохого в том, если из "Больших призов" исчезнут маленькие команды типа "Минарди", "Джордана" и даже "Заубера". Вы тоже считаете, что для процветания "Формулы-1" достаточно "Феррари", "Макларена" и "Уильямса"?

- Знаете, для меня самое главное, чтобы на старте стояли 20 болидов, за рулем которых сидели лучшие пилоты. А сколько команд выставят эти два десятка машин, по большому счету значения не имеет.

- Когда вы без малого 20 лет назад попали в "Формулу-1", о чем мечтали: о финансовом благополучии, которое она могла вам дать, или о победах и чемпионских титулах?

- Главным для меня всегда были спортивные успехи.

- Как вы думаете, Михаэль Шумахер станет в этом сезоне шестикратным чемпионом мира?

- Все, похоже, идет к этому.