Газета Спорт-Экспресс № 127 (3214) от 16 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

16 июня 2003

16 июня 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

КУБОК РОССИИ. Финал

Андрей ЧЕРВИЧЕНКО

"А НА ПЕРРОНЕ СТОИТ ОЛЕГ ИВАНОВИЧ - В БЕЛОМ КОСТЮМЕ"

Юрий ГОЛЫШАК, Александр МАРТАНОВ

из Черкизова

Вчера после матча корреспонденты "СЭ" беседовали с президентом "Спартака" Андреем Червиченко.

- Ваш комментарий к субботнему заявлению Олега Романцева?

- С трудом понимаю, что происходит. Причины тому могут быть две. Одна из них неуверенность заявляющего в собственных силах и желание перестраховаться на случай возможной неудачи. А второе может, просто утро не задалось. Знаете, бывают различные синдромы по утрам. Всякое случается.

- Для вас это стало неожиданностью?

- Как вам сказать?.. С одной стороны - да, с другой - не очень. Просто когда президент с главным тренером на тему отставки не разговаривают, а последний, наслаждаясь слухами, начинает эту тему поднимать, значит, видимо, сам что-то чувствует. У меня с ним, повторюсь, никаких разговоров не было. Проще всего обвинить кого-то первым. У меня, честно говоря, сейчас ощущение дежа вю. Что-то подобное было после чемпионата мира, если вы помните. Об этом писал корреспондент "СЭ", на которого я тогда здорово обиделся... А оказывается, все соответствовало действительности. Была фраза: "Мы все едем на поезде в дерьме, а на перроне стоит Олег Иванович - в белом костюме". Последнее заявление Романцева мне ту заметку напомнило.

- Трудно представить, что после такого вы будете работать вместе...

- Мне тоже. Как думаете, кто уйдет?

- Ваши ближайшие шаги?

- Я обзвонил всех акционеров клуба, переговорил со всеми директорами. Система управления такова, что у нас семь директоров и акционеры. Пригласил их на совещание по поводу заявления Романцева. Это совещание проведем в понедельник или во вторник. По результатам корпоративных обсуждений вынесем решение, которое не собираемся скрывать. Вопрос, собственно, один: человек сделал первый шаг с выносом и вывешиванием... Не скажу "грязного белья" - каких-то поскуливаний. Ничего конкретного и членораздельного. А лично мне есть что сказать. Тем же болельщикам, которые кричат, что руководство должно уходить. Если я им начну рассказывать, что в клубе творилось, если расскажу, с чем не согласен Олег Иванович и остальные, - эти болельщики очень удивятся!

- Вы могли сказать и раньше - промолчали. Может, и сейчас промолчите?

- Нет. Просто я уважаю своих сотрудников, коллег. Во всем надо разбираться внутри коллектива. С Романцевым у нас была договоренность, что мы друг другу говорим все в лицо. На матче Кубка премьер-лиги против "Зенита" я с ним целый час сидел рядом, и Романцев мне ничего не высказывал, никаких претензий. Наоборот, был всем доволен. Потом вдруг этот неожиданный поворот! Корни которого я в принципе знаю.

- Когда вы смотрели выступление Романцева по телевидению, не показалось, что с ним случилась какая-то неприятность, может быть, беда?

- Не знаю, с чем там беда. Это все равно что перейти Рубикон. Да, можно высказывать друг другу какие-то претензии, но в клубе создалась совершенно ненормальная ситуация. Главный тренер маленькое олицетворение бога на земле. Ему нельзя ничего сказать, его нельзя ничем тронуть, он святой. Почему непонятно. Например, не понимаю, почему я как руководитель не могу высказать тренеру свои претензии по поводу 13-го места команды. Не понимаю, почему не должен тренеру ставить задачу выиграть Кубок страны. Не понимаю истеричной реакции на поставленные задачи. Ничего сверхъестественного я не просил! Я не просил Олега Ивановича выиграть Кубок УЕФА или Лигу чемпионов. Задача ставится вполне по силам: после первого круга войти в пятерку и выиграть Кубок России. Дальше - бороться за чемпионство. Никто не мешал тренеру улучшить турнирную ситуацию. Еще два-три тура назад нам было по силам войти в пятерку по итогам первого круга. Вопрос по составу - вообще бред! Вы сегодня видели - это один из лучших составов в стране. Одна-две позиции хромают, но не настолько сильно. Ну а все эти заявления: мол, и народная команда, тут же собственный пятилетний контракт, и тут же отступные... Не вяжется все это. Свалил человек все в кучу. Одна проблема: а что дальше он будет говорить?

- Вы будете предпринимать какие-то ответные шаги? Например, не хотите созвать пресс-конференцию?

- А зачем? Не в моем стиле копаться в грязном белье. Если, конечно, Олег Иванович не вынудит меня это сделать еще каким-нибудь своим пассажем.

- Еще не вынудил?

- Я терпеливый человек. Нормально реагирую на беснующихся людей, у которых не совсем нормально с головой. Имею в виду фанатов, которые вывесили плакат: "Червиченко, убирайся!" Мне предлагали дать распоряжение, чтобы его убрать. Я ответил: "Пусть висит". Если люди считают, что это так, я не должен давать команду вмешиваться. Надо просто сесть за стол с ними, послушать претензии, высказать свое мнение. Надо нормально общаться. Самое смешное, что со стороны Романцева никаких просьб не было. И вот эти претензии... Удивительно!

- О чем был последний разговор с Романцевым?

- Час говорили на игре с "Зенитом" о дозаявочной кампании. Кем будем укрепляться. Самая беда "Спартака" в чем? Проще всего сказать: "Президент никого не покупает". Беда в том, что меня никого не просят покупать. За все время совместной работы я услышал лишь три фамилии! Меня просили вернуть Бесчастных один раз, а сейчас просят второй. Меня просили в межсезонье купить Смирнова. Сейчас, что для меня совсем удивительно, просят вернуть Нигматуллина. Все! Так кого же я не докупил? И чем не усилил команду?

- Просьбы по поводу Бесчастных и Нигматуллина будут удовлетворены?

- Знаете, почему бы нам, в таком случае, не пригласить Сергея Шавло? Он в хорошей форме, постоянно бегает с ветеранами. Андрей Пятницкий находится в отличных кондициях. С этими игроками мы как минимум в десятке будем, и ничего страшного не случится.

- А если серьезно?

- А если серьезно, то не вижу смысла в удовлетворении подобных просьб тренера. Надо двигаться вперед и раскрывать таких ребят, как Саша Павленко, Рома Павлюченко. Не совсем пока раскрылся Саша Данишевский, но, думаю, это произойдет позже. Надо находить таких футболистов, как Луизао, Мойзес, двигаться вперед, омолаживать состав. Объясните, что толку купить Бесчастных? Человек в том сезоне забил, дай бог памяти, девять или десять мячей. Половину из них с пенальти. Уехал в Турцию по непонятным причинам, сказав, что ему заплатили меньше. Я, наверное, плохо учился, но если человек получал 10 тысяч, а ему предложили 20 и он уходит, кто из нас не умеет считать? У Вовы какая-то своя арифметика.

Вы от меня эту информацию слышите первыми, потому что я обычно не высказываюсь о том, что у нас происходит. Это внутренняя жизнь клуба, которая должна оставаться внутри. За слова надо отвечать... Можно, как Романцев, сказать: "Я беру на себя всю ответственность!" Какую "ответственность"? Демагогическую? Я тоже готов на себя взять! А кто ответит за пару десятков игроков, которые стоят примерно 15 миллионов долларов - и сидят на лавке? "Шедевры" югославские, африканские и прочие... Думаете, я это покупал? Да я вообще не знаю, кого покупать! Кого тренер называет (а его слово всегда решающее), того и покупаем. А перекладывать вину на других...

У Олега Ивановича со мной создалась проблема. Я не тот человек, на которого можно переложить вину, выставить дурачком, а самому ходить нарядным. Здесь у него ничего не пройдет. Со мной не получится так, как получилось с Ярцевым, Тархановым и другими. Сегодня вечером будет объяснено четко: кто за что отвечает. Надо будет - цифрами. Или без цифр.

Вчера Олег Романцев не стал комментировать для "СЭ" свое субботнее заявление, пообещав это сделать через два дня.